Основные требования

к компоновке и планировке СТО

Планировка – размещение оборудования на участках.

Компоновка СТО – взаимное расположение производственно-складских, технических, административно-бытовых помещений, а также помещений для обслуживания клиентов и продажи автомобилей в пределах здания или отдельно стоящих зданий и сооружений.

Оптимальная компоновка при прочих равных условиях способствует существенному повышению производительности труда (до 15…20%).

На компоновку СТО и АТП оказывает влияние большое число факторов, основные из которых:

- назначение, мощность и состав СТО и АТП;

- количество, тип и характеристики обслуживаемых автомобилей;

- климатические и дорожные условия эксплуатации обслуживаемых автомобилей;

- производственная программа и организация технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей;

- характеристика и размеры земельного участка;

- применяемые строительные конструкции и материалы.

Не смотря на многообразие факторов, влияющих на планировку, имеется ряд общих положений и требований, определяющих рациональность компоновочно-планировочных решений.

К ним, прежде всего, относятся требования, связанные с технологией и организацией производства ТО и ТР автомобилей на СТО и АТП:

Взаимное расположение зон и участков в соответствии с технологическим процессом, желательно в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения;

1. Размещение зон ТО-1, ТО-2 и ТР в разных помещениях или зданиях на АТП;

1.а. Отсутствие в местах интенсивного движения автомобилей пересечения их потоков;

2. Возможность изменения технологического процесса и расширения производства без существенной реконструкции здания;

3. Стадийное развитие СТО, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;

4. Обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются;

5. Унификация объемно-планировочных и конструктивных решений;

6. Создание наилучших условий освещения и вентиляции основных зон и производственных участков;

7. Изоляция шумных процессов производства.

Технологической основой компоновочного (планировочного) решения предприятия автосервиса (СТО и АТП) служит схема производственного процесса ТО и Р автомобилей. Существенное влияние на планировочно-компоновочное решение СТО оказывают:

- конструктивная схема здания;

- противопожарные и санитарно-гигиенические требования;

- ряд требований по охране окружающей среды и другие, связанные с отоплением, вентиляцией, освещением и др.

Производственные связи и их значимость для основных помещений определяются функциональной схемой и организацией производственного процесса, а для вспомогательных – технологическим тяготением их к основным помещениям. При разработке компоновочно-планировочных решений возможны практически любые варианты расположения зон (постов) ТО и ТР, а также помещений производственных участков. Зоны и посты следует располагать так, чтобы пути движения обслуживаемых автомобилей были кратчайшими и не вызывали затруднений при маневрировании.

Посты ТР по характеру технологического процесса связаны практически со всеми производственными участками. Однородный характер отдельны работ, выполняемых на производственных участках, позволяет объединить их в следующие группы, которые технологически связаны с постовыми работами данного вида технических воздействий:

I. Посты уборочно-моечных работ, помещение для насосной, сушилка спецодежды, аппаратная (пульт управления), очистные сооружения;

II. Посты ТО и посты диагностики;

III. Посты ТО, участки ремонта электрооборудования, ремонта приборов системы питания, аккумуляторный, склад смазочных материалов, промежуточный склад;

IV. Посты ТР по разборочно-сборочным работам, агрегатный участок, склад агрегатов, промежуточная и инструментально-раздаточная кладовая, а также слесарно-механический участок и склад запасных частей и материалов;

V. Посты Р снятия и установки колес, участки шиномонтажный и вулканизационный, склад шин и камер;

VI. Участки кузнечно-рессорный, медницкий, склад металла;

VII. Участки (с постами): кузовной, обойный, сварочный, жестяницкий, арматурный, склад ацетилена и кислорода;

VIII. Окрасочный участок с постами подготовки, окраски и сушки, краскоприготовительная, кладовая красок, насосная автоматического пожаротушения;

IX. Участок деревообрабатывающий, склад пиломатериалов.

При компоновке (планировке) необходимо исходить из целесообразной блокировки помещений в пределах перечисленных групп, а также блокировки между группами. Так, участки VI и VIII групп по условиям однородности выполняемых в них работ размещают обычно смежено. Окрасочный, жестяницкий, арматурный, обойный и деревообрабатывающий участки по условиям технологического процесса также размещают в одном блоке помещений.

Другие посты и участки имеют меньшую степень зависимости в общем технологическом процессе, но и их размещение должно быть органически увязано с единой компоновочной схемой производственного здания или нескольких зданий СТО. Отдельные производственные помещения необходимо по возможности предусмотреть для моечно-уборочных постов, постов ТО и ТР.

Отдельный наружный выход должны иметь следующие производственные и складские помещения: кузнечно-рессорный, сварочный и вулканизационный участки (при площади каждого >100 м2); участок заряда аккумуляторов (при площади >25 м2); склад масел (при площади >50 м2); склады легковоспламеняющихся материалов, регенерации масел; насосная по перекачиванию масел; малярный цех (участок) – все независимо от площади.

Непосредственное сообщение между производственными помещениями следует предусматривать в следующих случаях: для помещений шиномонтажных и вулканизационных работ со складом резины; для аккумуляторных участков с помещением для зарядки аккумуляторов; для насосной по перекачиванию масел со складом смазочных материалов.

По противопожарным соображениям, как правило, не допускается непосредственное сообщение зоны хранения автомобилей со следующими участками: аккумуляторным, вулканизационным, сварочным, медницким, деревообделочным, столярным, обойным и малярным, а также со складом масел.





double arrow
Сейчас читают про: