Германия

Течения Национальные особенности Время возникновения Впервые возникло Представители
  Неоромантизм Обращение к иррациональному, "сверхчувственному". Характерная форма – фрагмент. Черты символистской эстетики   Конец XIX – начала XX веков   Германия Ранние Герхард Гауптман, Герман Гессе, Якоб Вассерман, Бернхард Келлерман
  Неоклассицизм Противопоставление античности дальнейшему христианскому развитию Европы, утверждение преимуществ статики перед движением, созерцания — перед активностью.   Начало XX века   Германия Пауль Эрнст и Вильгельм Шольц, Готфрид Бенн
  Экспрессионизм Пренебрежение деталями, полутонами. Тяготение к абстракции. Поиск всеобщих законов мироздания. Напряженная субъективность.   1920-е гг.   Германия Георг Тракль, Эрнст Штадлер, Эльза Ласкер-Шюлер.
  Реализм Жанр интеллектуального романа: философичность, многослойность, многосоставность. Особая трактовка времени. Биполярное восприятие действительности, космические концепции, переосмысление мифа. Немецкий исторический роман: моделирование актуальных проблем в историческом сюжете.   1900-е гг. 1930-е гг.   Германия Германия Томас Манн, Герман Гессе, Альфред Дёблин Лион Фейхтвангер
После 1945: разделение Германии на ФРГ и ГДР
*Новый реализм Антифашистская социалистическая литература   1950-е гг.   Германия (ГДР) Анна Зегерс Иоганнес Р. Бехер, Ганс Фаллада
  * Магический реализм единство факта и мифа, использование символов, условность в изображении времени и пространства, взламывание социально-исторической детерменированности событий и характеров, фашизм изображался как неизбежное метафизическое зло.   1960-е гг.   Германия (ФРГ) Герман Казак, Ганс Эрих Носсак
* Социально-критический реализм (Группа 47) Стремление противопоставить «сконструированным» писательским системам реальную правду жизни. Фашизм - конкретное зло. Проблематика непреодоленного прошлого.   1960-е гг.   Германия (ФРГ) Генрих Бёлль, Ганс Вернер Рихтер,Вольфганг Кёппен
* Кельнский новый реализм или «литература неврозов». изображение патологических состояний души   1960-е гг.   Германия (ФРГ)   Дитер Веллерсхоф
Послевоенная поэзия Натургедихт - пейзажная зарисовка с зашифрованным социально-философским содержанием   1950-е гг.   Германия (ГДР и ФРГ) Оскар Лёрке, Гюнтер Айх

«Группа 47» – реалистическое направление, куда вошли немецкие писатели ФРГ.

Главная особенность их творчества – максимально приближенный к «действительности» показ военных будней, военных событий, короче, ужасов войны. Главная тема - тема т.н. непреодолённого прошлого. Т.е. они чувствовали свою вину (за весь немецкий народ) за тот ужас, который он сотворил в мире. Они не принимали позицию большинства немцев, которые говорили: «А мы и не при чём, это всё Гитлер». Они считали, что все они виноваты, т.к. допустили такое – вначале у себя в стране, а потом в почти всём мире. Ну вот, и они в своём творчестве пытаются найти пути преодоления этого прошлого, которое давит на каждого из них тяжким грузом.

США

Течения Национальные особенности Время возникновения Впервые возникло Представители
  Натурализм, в истоках которого реализм Романтизация натурализма (за счет чего выполнял также и символическую задачу). С середины 1910-х – постепенная контрнатуралистическая реакция (возвращение к «профранцузской» ориентации на «точное слово»)   1890-е гг.   Франция Теодор Драйзер; Юджин О'нил; Джон Стейнбек
Символизм Не обозначился как самостоятельное явление в США      
Модернизм Авангард: «Внебродвейский» театр, оппозиционный коммерческому, как контркультурный эксперимент, разрушающий грань между жизнью и искусством. Хеппенинг (ряд бессистемных сцен, в котором участники произвольно взаимодействуют друг с другом) «черный» авангард, но он представлен лишь Лероем Джонсом (близок поэтике театра жестокости) 1920-е гг. Англия (британский модернизм) Эдвард Олби; Артур Копит; Джек Гелбер; Лерой Джонс
Постмодернизм Школа чёрного юмора: Фантастичные алогично сцепленные эпизоды. Пародия, «выворачивание наизнанку» мифов и стереотипов. Проза «сырого факта» (новый журнализм) vs документальный жанр   с конца 1960-х   Франция, США Джон Апдайк; Джон Барт; Джон Хоукс; Томас Пинчон; Трумен Капоте
«Потерянное поколение» Последствия Первой мировой войны, сопровождённые ужасом Великой Американской депрессии, утрата довоенной системы ценностей, скепсис к любому прогрессу. Поиск новой идеальности, самопознание.   1920-1930-е гг.   США Джон Дос Пассос; Френсис Скотт Фицджералд; Уильям Фолкнер; Эрнест Хемингуэй
Битничество Самоустранение из системы общественных норм и обязательств, постижение истины жизни опытным путем. Противопоставление себя «потерянному поколению», обращение к религии. Культ эмоциональности, непосредственности. Спонтанная проза (от бессознательного письма сюрреалистов)   1950-1960   США Джек Керуак; Аллен Гинзберг: Джером Дэвид Селинджер
  Авангард «Внебродвейский» театр, оппозиционный коммерческому, как контркультурный эксперимент, разрушающий грань между жизнью и искусством. Хеппенинг (ряд бессистемных сцен, в котором участники произвольно взаимодействуют друг с другом) «черный» авангард, но он представлен лишь Лероем Джонсом (близок поэтике театра жестокости)   1950 – 1960-е гг.   Эдвард Олби; Артур Копит; Джек Гелбер; Лерой Джонс
Постмодернизм Школа черного юмора; пародия и ирония как оправдание своей вторичности («все уже сказано»); проза «сырого факта» (новый журнализм) vs документальный жанр   1960-е гг.   США Джон Апдайк; Джон Барт; Джон Хоукс; Томас Пинчон; Трумен Капоте

Натурализм. (1880-1920). Истоки – реализм (Бальзак), позитивизм (идеи Г.Спенсера); бурное развитие естественных наук.| Натурализм не изображает, а протоколирует реальность. Обращение к «животной» стороне человека. Рассматривается как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. В США - романтизация натурализма. Жанры и авторы: «Великий американский роман»(от динамики к катастрофе). Т. Драйзер, «Сёстры Керри» Роман в новеллах (серия зарисовок) Ш.Андерсон «Уайнсбург»

Ю. О'Нил «Страсть под вязами»

Потерянное поколение (1920-1930). Истоки - трагические последствия Первой мировой войны, разочарование в классе буржуазии, утрата просветительских идеалов. | Отказ от довоенной системы ценностей, скепсис к любому прогрессу. Поиск новой идеальности, самопознание. | Привело к битничеству. Э.Хемингуэй «Прощай, оружие!», «И восходит солнце», романы Ф.Фицджеральд «Великий Гэтсби», роман

Битничество (1950-1960). Истоки: «потерянное поколение», Вторая мировая война. | Бегство от традиций цивилизации потребления, поиск нового мироощущения, анархия. | Привело к сексуальной революции и появлению субкультур хиппи и панки. Спонтанная проза (от бессознательного письма сюрреалистов). Дж. Керуак «На дороге» А.Гинзберг «Вопль», Дж.Селинджер «Над пропастью во ржи», У.Берроуз «Голый завтрак»

Модернизм (с 1920). Истоки: британский модернизм, психология Фрейда, Первая мировая, НТР, переоценка ценностей, упадок буржуазии, кризис искусства. | Техника «потока сознания», отказ от стереотипов и существующих систем, приспособление к новому строю, отказ от причинно-следственных связей, культ относительности, дегуманизация. «Роман-воспитание», но, в отличие от английского, воспитание=отречение. Т.Элиот «Бесплодная земля», «Четыре квартета»

Постмодернизм (с 1960). Истоки: модернизм, но его отрицание. | Внутренняя свобода автора; всё уже сказано, главное - форма. Л.Фидлер «Пересекайте границы, засыпайте рвы» Дж. Гарднер «Грендель»

Школа «чёрного юмора» (с конца 1960х). Истоки - экзистенциалистские концепции бытия, постмодернизм. | Фантастичные алогично сцеплённые эпизоды. Персонажи условны, неглубоки. Язык нарочито усложнённый, декоративный. Пародия, «выворачивание наизнанку» мифов и стереотипов. Жанры: проза «сырого факта» (новый журнализм), документальный жанр, «исповедальная лирика» Дж.Барт «Плавучая опера», Дж. Хоукс «вторая оболочка», Т.Пинчон «V», «49 на аукционе», Д.Бартельм «Белоснежка»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: