Течения | Национальные особенности | Время возникновения | Впервые возникло | Представители |
Неоромантизм | Обращение к иррациональному, "сверхчувственному". Характерная форма – фрагмент. Черты символистской эстетики | Конец XIX – начала XX веков | Германия | Ранние Герхард Гауптман, Герман Гессе, Якоб Вассерман, Бернхард Келлерман |
Неоклассицизм | Противопоставление античности дальнейшему христианскому развитию Европы, утверждение преимуществ статики перед движением, созерцания — перед активностью. | Начало XX века | Германия | Пауль Эрнст и Вильгельм Шольц, Готфрид Бенн |
Экспрессионизм | Пренебрежение деталями, полутонами. Тяготение к абстракции. Поиск всеобщих законов мироздания. Напряженная субъективность. | 1920-е гг. | Германия | Георг Тракль, Эрнст Штадлер, Эльза Ласкер-Шюлер. |
Реализм | Жанр интеллектуального романа: философичность, многослойность, многосоставность. Особая трактовка времени. Биполярное восприятие действительности, космические концепции, переосмысление мифа. Немецкий исторический роман: моделирование актуальных проблем в историческом сюжете. | 1900-е гг. 1930-е гг. | Германия Германия | Томас Манн, Герман Гессе, Альфред Дёблин Лион Фейхтвангер |
После 1945: разделение Германии на ФРГ и ГДР | ||||
*Новый реализм | Антифашистская социалистическая литература | 1950-е гг. | Германия (ГДР) | Анна Зегерс Иоганнес Р. Бехер, Ганс Фаллада |
* Магический реализм | единство факта и мифа, использование символов, условность в изображении времени и пространства, взламывание социально-исторической детерменированности событий и характеров, фашизм изображался как неизбежное метафизическое зло. | 1960-е гг. | Германия (ФРГ) | Герман Казак, Ганс Эрих Носсак |
* Социально-критический реализм (Группа 47) | Стремление противопоставить «сконструированным» писательским системам реальную правду жизни. Фашизм - конкретное зло. Проблематика непреодоленного прошлого. | 1960-е гг. | Германия (ФРГ) | Генрих Бёлль, Ганс Вернер Рихтер,Вольфганг Кёппен |
* Кельнский новый реализм или «литература неврозов». | изображение патологических состояний души | 1960-е гг. | Германия (ФРГ) | Дитер Веллерсхоф |
Послевоенная поэзия | Натургедихт - пейзажная зарисовка с зашифрованным социально-философским содержанием | 1950-е гг. | Германия (ГДР и ФРГ) | Оскар Лёрке, Гюнтер Айх |
«Группа 47» – реалистическое направление, куда вошли немецкие писатели ФРГ.
|
|
Главная особенность их творчества – максимально приближенный к «действительности» показ военных будней, военных событий, короче, ужасов войны. Главная тема - тема т.н. непреодолённого прошлого. Т.е. они чувствовали свою вину (за весь немецкий народ) за тот ужас, который он сотворил в мире. Они не принимали позицию большинства немцев, которые говорили: «А мы и не при чём, это всё Гитлер». Они считали, что все они виноваты, т.к. допустили такое – вначале у себя в стране, а потом в почти всём мире. Ну вот, и они в своём творчестве пытаются найти пути преодоления этого прошлого, которое давит на каждого из них тяжким грузом.
|
|
США
Течения | Национальные особенности | Время возникновения | Впервые возникло | Представители |
Натурализм, в истоках которого реализм | Романтизация натурализма (за счет чего выполнял также и символическую задачу). С середины 1910-х – постепенная контрнатуралистическая реакция (возвращение к «профранцузской» ориентации на «точное слово») | 1890-е гг. | Франция | Теодор Драйзер; Юджин О'нил; Джон Стейнбек |
Символизм | Не обозначился как самостоятельное явление в США | |||
Модернизм | Авангард: «Внебродвейский» театр, оппозиционный коммерческому, как контркультурный эксперимент, разрушающий грань между жизнью и искусством. Хеппенинг (ряд бессистемных сцен, в котором участники произвольно взаимодействуют друг с другом) «черный» авангард, но он представлен лишь Лероем Джонсом (близок поэтике театра жестокости) | 1920-е гг. | Англия (британский модернизм) | Эдвард Олби; Артур Копит; Джек Гелбер; Лерой Джонс |
Постмодернизм | Школа чёрного юмора: Фантастичные алогично сцепленные эпизоды. Пародия, «выворачивание наизнанку» мифов и стереотипов. Проза «сырого факта» (новый журнализм) vs документальный жанр | с конца 1960-х | Франция, США | Джон Апдайк; Джон Барт; Джон Хоукс; Томас Пинчон; Трумен Капоте |
«Потерянное поколение» | Последствия Первой мировой войны, сопровождённые ужасом Великой Американской депрессии, утрата довоенной системы ценностей, скепсис к любому прогрессу. Поиск новой идеальности, самопознание. | 1920-1930-е гг. | США | Джон Дос Пассос; Френсис Скотт Фицджералд; Уильям Фолкнер; Эрнест Хемингуэй |
Битничество | Самоустранение из системы общественных норм и обязательств, постижение истины жизни опытным путем. Противопоставление себя «потерянному поколению», обращение к религии. Культ эмоциональности, непосредственности. Спонтанная проза (от бессознательного письма сюрреалистов) | 1950-1960 | США | Джек Керуак; Аллен Гинзберг: Джером Дэвид Селинджер |
Авангард | «Внебродвейский» театр, оппозиционный коммерческому, как контркультурный эксперимент, разрушающий грань между жизнью и искусством. Хеппенинг (ряд бессистемных сцен, в котором участники произвольно взаимодействуют друг с другом) «черный» авангард, но он представлен лишь Лероем Джонсом (близок поэтике театра жестокости) | 1950 – 1960-е гг. | Эдвард Олби; Артур Копит; Джек Гелбер; Лерой Джонс | |
Постмодернизм | Школа черного юмора; пародия и ирония как оправдание своей вторичности («все уже сказано»); проза «сырого факта» (новый журнализм) vs документальный жанр | 1960-е гг. | США | Джон Апдайк; Джон Барт; Джон Хоукс; Томас Пинчон; Трумен Капоте |
Натурализм. (1880-1920). Истоки – реализм (Бальзак), позитивизм (идеи Г.Спенсера); бурное развитие естественных наук.| Натурализм не изображает, а протоколирует реальность. Обращение к «животной» стороне человека. Рассматривается как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. В США - романтизация натурализма. Жанры и авторы: «Великий американский роман»(от динамики к катастрофе). Т. Драйзер, «Сёстры Керри» Роман в новеллах (серия зарисовок) Ш.Андерсон «Уайнсбург»
|
|
Ю. О'Нил «Страсть под вязами»
Потерянное поколение (1920-1930). Истоки - трагические последствия Первой мировой войны, разочарование в классе буржуазии, утрата просветительских идеалов. | Отказ от довоенной системы ценностей, скепсис к любому прогрессу. Поиск новой идеальности, самопознание. | Привело к битничеству. Э.Хемингуэй «Прощай, оружие!», «И восходит солнце», романы Ф.Фицджеральд «Великий Гэтсби», роман
Битничество (1950-1960). Истоки: «потерянное поколение», Вторая мировая война. | Бегство от традиций цивилизации потребления, поиск нового мироощущения, анархия. | Привело к сексуальной революции и появлению субкультур хиппи и панки. Спонтанная проза (от бессознательного письма сюрреалистов). Дж. Керуак «На дороге» А.Гинзберг «Вопль», Дж.Селинджер «Над пропастью во ржи», У.Берроуз «Голый завтрак»
Модернизм (с 1920). Истоки: британский модернизм, психология Фрейда, Первая мировая, НТР, переоценка ценностей, упадок буржуазии, кризис искусства. | Техника «потока сознания», отказ от стереотипов и существующих систем, приспособление к новому строю, отказ от причинно-следственных связей, культ относительности, дегуманизация. «Роман-воспитание», но, в отличие от английского, воспитание=отречение. Т.Элиот «Бесплодная земля», «Четыре квартета»
Постмодернизм (с 1960). Истоки: модернизм, но его отрицание. | Внутренняя свобода автора; всё уже сказано, главное - форма. Л.Фидлер «Пересекайте границы, засыпайте рвы» Дж. Гарднер «Грендель»
Школа «чёрного юмора» (с конца 1960х). Истоки - экзистенциалистские концепции бытия, постмодернизм. | Фантастичные алогично сцеплённые эпизоды. Персонажи условны, неглубоки. Язык нарочито усложнённый, декоративный. Пародия, «выворачивание наизнанку» мифов и стереотипов. Жанры: проза «сырого факта» (новый журнализм), документальный жанр, «исповедальная лирика» Дж.Барт «Плавучая опера», Дж. Хоукс «вторая оболочка», Т.Пинчон «V», «49 на аукционе», Д.Бартельм «Белоснежка»