· народный характер;
· изображение актуальных проблем;
· преобладание военной тематики
Представители:
· Роберт Мерль (1908-2004)
· Эрве Базен (1911-1996)
· Веркор (1902-1991)
· Эмиль Золя (1840-1902)
· Анатоль Франс (1844-1924)
· Ромен Роллан (1866-1944)
· Марсель Пруст (1871-1922)
· Луи Арагон (1897-1982)
· Арман Гати (1924)
Социалистический реализм или соцреализм — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
Жанры:
· Роман Река
· Поэзия сопротивления
Особенности:
· материя первична, сознание вторично;
· революционная борьба за светлое будущее;
· Герои произведений должны быть выходцами из народа
Представители:
· Луи Арагон (1897-2082)
Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
|
|
Особенности:
· догма абсолютного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведённого в правило;
· тяготение к живописи;
· научная база – фрейдизм (подсознание – единственный источник истины);
· господство чистой случайности, сближение двух максимально удалённых реальностей;
· деспотизм логики vs «Всемогущество грёз»;
· попытка вернуть «предметам» метафорическое, «романтическое» значение
Представители:
· Андре Бретон (1896-1966)
· Поль Элюар (1895-1952)
· Луи Арагон (1897-1982)
Театр абсурда или драма абсурда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб.
Особенности:
· задача: обозначить ничего не значащими словами вещи, о которых ничего нельзя сказать;
· распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматургических жанров и стилей
Представители:
· Эжен Ионеско (1909-1914)
· Самюэль Беккет (1906-1989)
Театр революции — литературное направление во Франнции, основоположником которого выступал Р. Роллан.
Особенности:
· эстетика «четвёртой стены»;
· эпический стиль, монументальное искусство.
Представители:
· Ромен Роллан (1966-1994)
Трансцендентальный эмпиризм — самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества.
Особенности:
· абстрактное вовсе не объясняет, оно само должно быть объяснено;
· цель не в том, чтобы переоткрыть вечное или универсальное, а в том, чтобы найти условия, при которых создается что-то новое
|
|
Представители:
· Жиль Делёз (1925-1995)
Улипо ( фр. OULIPO, сокращение от Ouvroir de littérature potentielle — Цех потенциальной литературы) — объединение писателей и математиков, поставившее своей целью научное исследование потенциальных возможностей языка, путём изучения известных и создания новых искусственных литературных ограничений, под которыми понимаются любые формальные требования к художественному тексту (например, определённый стихотворный размер или отказ от использования некоторых букв). Основано в Париже в 1960 году математиком Франсуа Ле Лионне и писателем Раймоном Кено.
Особенности:
· игровая, формалистическая ветвь постмодернизма;
Представители:
· Жорж Перек (1936-1982)
Шозизм (фр. chosisme, от «chose» — «вещь, предмет») — одно из обозначений литературного движения во Франции 50-60 годов XX века, связанного со школой «нового романа». Шозизм подразумевает описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них.
Особенности:
· «я» художника остаётся наедине с «вещами», и это «я» заполняет образовавшуюся пустоту своей ничем не ограниченной свободой;
· распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматургических жанров и стилей
Представители:
· Ален Роб-Грийе (1922-2008)
· Клод Симон (1913-2005)
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Согласно экзистенцианолизму, человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора.
Особенности:
· абсурд существования;
· понятие экзистенции – существования как такового, некой иррациональной реальности, чистого «Я»;
· «если бога нет, то всё позволено»
Представители:
· Андре Жид (1869-1951)
· Жан Ануй (1910-1987)
· Альбер Камю (1913-1960)
· Жан-Поль Сартр (1905-1980)