№1
Даны сведения о самых высоких горных вершинах:
1) название горного хребта;
2) название вершины;
3) высота над уровнем моря;
4) дата первого покорения (структурированный домен):
a) число; b) месяц; c) год
5) фамилию первого покорителя вершины.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) напечатать хотя бы одну вершину Тянь-Шаня;
b) напечатать название хотя бы одной вершины покоренной позднее 1960 года;
c) напечатать название хотя бы одной вершины покоренной зимой.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать название все вершины с высотой не выше 5000 метров, используя метод отката.
2. Напечатать все вершины Тянь-Шаня, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает год покорения вершины с клавиатуры,
· затем выводит все наименования вершин и фамилию, покоренные в этом году,
· и опять запрашивает год, до тех пора, пока не введем 0.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из названий горных вершин.
2. Сформируйте второй список из высот над уровнем моря.
3. Напечатать названия горных вершин в порядке убывания высот.
ТЕМА: Файлы.
1.Сформировать файл из названных горных вершин, покорённых позже 1970 года.
2.Напечатать названия горных вершин, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМЕ: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению названия горной вершины по её характеристикам.
№2
Даны сведения о популярных музыкальных группах:
1) название группы;
2) год создания группы;
3) стиль;
4) фамилия солиста;
5) самый популярный альбом (структурированный домен):
a) название альбома;
b) год выпуска альбома;
c) тираж альбома
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3.Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) напечатать хотя бы одну группу, исполняющую рок;
b) напечатать название хотя бы одной группы, созданной позднее 1970 года:
c) напечатать название хотя бы одной группы, самый популярный альбом которой вышел тиражом 100000 экземпляров.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать названия всех групп, созданных ранее 2000 года, используя метод отката.
2. Напечатать названия всех групп, исполняющих рок, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает год выпуска альбома с клавиатуры,
· затем выводит все наименования групп и альбомов, вышедших в этом году,
· и опять запрашивает год, до тех пора, пока не введем 0.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать первый список из всех названий групп.
2. Второй список из названий групп ввести с клавиатуры.
3. Напечатать все названия групп, которые есть в первом списке, но нет во втором.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из всех названных групп.
2. Напечатать названия групп, которые есть в базе, но нет в файле.
Тема: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению названия альбома и группы, которая вам больше всего нравится.
№3
Даны сведения о компьютерах (прайс-лист):
1) название машины;
2) тип процессора;
3) технические характеристики (структурированный домен):
a) тактовая частота;
b) объем оперативной памяти;
c) объем винчестера
4) тип монитора;
5) цена в USD.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) напечатать название хотя бы одной машины с типом монитора SVGA;
b) напечатать название хотя бы одной машины, с объемом оперативной памяти более 4Мб и винчестером более 1Гб;
c) напечатать название хотя бы одной машины, которая стоит меньше 1000$.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать названия всех машин, с объемом оперативной памяти более 256Мб и винчестером более 100Гб, используя метод отката.
2. Напечатать названия всех машин с типом монитора SVGA, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает тип процессора с клавиатуры,
· затем выводит все технические характеристики и цену компьютера, оснащенного введенным профессором,
· и опять запрашивает тип процессора, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список, состоящий из типов процессора.
2. Преобразовать этот список так, чтобы в нем остались только различные типы процессоров (т.е. каждый элемент списка встречается в нем только один раз).
3. Напечатать все элементы полученного списка.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий машин.
2. Напечатать названия машин, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению цены машины по ее характеристикам.
№4
Даны сведения о спортивных достижениях в беге
1) Дистанция;
2) время мирового рекорда;
3) дата установления рекорда (структурированный домен):
a) число;
b) месяц;
c) год
4) фамилия рекордсмена
5) на каком соревновании установлен рекорд.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) напечатайте фамилию хотя бы одного рекордсмена установившего рекорд на дистанции 1000 м;
b) напечатать фамилии рекордсменов, установивших рекорд зимой;
c) напечатать для данного рекордсмена наименование хотя бы одного соревнования, на котором был установлен рекорд.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать фамилии рекордсменов, установивших рекорд зимой, используя метод отката.
2. Напечатайте фамилии всех рекордсменов установивших рекорд на дистанции 1000 м, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает дистанцию с клавиатуры,
· затем выводит все фамилии и время рекордсменов на данной дистанции,
· и опять запрашивает дистанцию, до тех пора, пока не введем 0.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список, состоящий из фамилий рекордсменов.
2. Сформировать второй список, состоящий из дистанций.
3. Напечатать фамилии тех рекордсменов, которые установили мировой рекорд более чем на одной дистанции.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из фамилий спортсменов.
2. Напечатать те фамилии, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертная система.
Создать ЭС по определению фамилии рекордсмена по его спортивным достижениям.
№5
Даны сведения о кулинарных блюдах
1) название блюда;
2) содержание в граммах (структурированный домен):
a) углеводов;
b) белков;
c) жиров
3) энергетическая ценность (ккал);
4) три основных компонента (мясо, лук, картофель и т.д.):
a) …; b) …; c) …
5) цена
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по названию блюда напечатать все его основные компоненты;
b) напечатать название и содержание белков, углеводов и жиров хотя бы одного блюда, энергетическая ценность которого меньше 1000 Ккал;
c) напечатать название блюда, в состав которого входит картофель.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать названия всех блюд состоящих из данных компонентов, используя метод отката (учесть, что искомые компоненты могут стоять на любых местах). Наименования компонентов вводятся с клавиатуры.
2. Написать правило, которое:
· запрашивает энергетическую ценность с клавиатуры,
· затем выводит все наименования блюд и их состав,
· и опять запрашивает энергетическую ценность, до тех пора, пока не введем 0.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список, состоящий из трех основных компонентов.
2. Сформировать список, состоящий из названий блюд.
3. Напечатать названия всех блюд, в которые входит картофель (учитывая, что картофель в перечне основных блюд может стоять на любом месте)
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий блюд.
2. Напечатать названия блюд, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭК по определению названия блюд по его компонентам.
№6
Даны сведения о самых глубоких впадинах
1) Океан;
2) название впадины;
3) глубина;
4) дата измерения глубины (структурированный домен):
a) число;
b) месяц;
c) год
5) название корабля, исследовавшего впадину.
ТЕМА: Описание предикатов. Внутренние и внешние цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) напечатать хотя бы одну впадину в Атлантическом океане;
b) напечатать название хотя бы одной впадины, открытой позднее 1945 года;
c) напечатать название хотя бы одной впадины открытой зимой.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать названия всех впадин, открытых позднее 1945 года, используя метод отката.
2. Напечатать названия всех впадин в Атлантическом океане, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает год измерения с клавиатуры,
· затем выводит все наименования впадин и их глубину, измеренных во введенном году.
· и опять запрашивает год, до тех пора, пока не введем 0.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из названий глубоких впадин.
2. Сформируйте второй список из глубин.
3. Напечатать названия впадин в порядке возрастания глубин.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий впадин.
2. Напечатать названия впадин, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭК по определению названия впадин по его характеристикам.
№7
Даны сведения о марках машин:
1) Марка;
2) год начала выпуска;
3) фирма-изготовитель;
4) технические характеристики (структурированный домен):
a) мощность двигателя (лошадиных сил);
b) объем двигателя (литров);
c) вид топлива;
d) максимальная скорость
5) цена в USD.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по марке машины напечатать ее технические характеристики;
b) по названию фирмы изготовителя напечатать хотя бы одну марку машины и год начала выпуска;
c) напечатать марку хотя бы одной машины, цена которой более 10000 $.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. По марке машины напечатать ее технические характеристики, используя метод отсечения и отката.
2. По марке машины напечатать ее технические характеристики, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает наименование фирмы изготовителя с клавиатуры,
· затем выводит все наименования машин и цену, изготовленных данной фирмой,
· и опять запрашивает наименование фирмы, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список, состоящий из марок машин.
2. Сформировать список, состоящий из цен.
3. Получить два списка марок машин: в первом списке находятся машины дешевле...... $, во втором - более дорогие машины.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл марок машин.
2. Напечатать марки машины, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭК по определению цены машины по ее характеристикам.
№8
Даны сведения о машинах, зарегистрированных в ГАИ:
1) Марка;
2) Цвет;
3) Номер (структурированный домен):
a) цифровое обозначение;
b) буквенное обозначение
4) сведения о владельце (структурированный домен):
a) фамилия;
b) домашний адрес
5) год прохождения последнего техосмотра.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по марке и цвету выдать номер хотя бы одной машины;
b) выдать хотя бы одного владельца машины, не прошедшего техосмотр в этом году;
c) по буквенному обозначению номера и цвету машины выдать сведения хотя бы об одном владельце.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. По марке и цвету выдать номер хотя бы одной машины, используя метод отсечения и отката.
2. По марке и цвету выдать номера всех машин, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает цвет машины с клавиатуры,
· затем выводит все марки и номера машин, указанного цвета,
· и опять запрашивает цвет, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из цвета машин.
2. Сформируйте второй список из номеров машин.
3. Напечатать все номера машин красного цвета.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из марок машин.
2. Напечатать марки машин, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению владельца машины по ее характеристикам.
№9
Даны сведения о популярных кинофильмах:
1) жанр (триллер, комедия, мелодрама и т.д.);
2) название фильма;
3) режиссер;
4) исполнители главных ролей (структурированный домен):
a) мужской; b) женской
5) дата премьеры (структурированный домен):
a) число; b) месяц; c) год.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по названию фильма определить его жанр и режиссера;
b) напечатать название хотя бы одного фильма для данной исполнительницы главной женской роли;
c) напечатать название хотя бы одного фильма и его жанр, премьера которого была в этом году.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. По названию фильма определить его жанр и режиссера, используя метод отсечения и отката.
2. Напечатать название всех фильмов для данной исполнительницы главной женской роли, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает жанр фильма с клавиатуры,
· затем выводит все наименования фильмов и фамилии актеров, снявшихся в фильме указанного жанра,
· и опять запрашивает жанр, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из жанров фильмов.
2. Сформируйте второй список из фамилий режиссеров.
3. Напечатать фамилии режиссеров, работающих в нескольких жанрах.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий кинофильмов.
2. Напечатать названия кинофильмов, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению фильма по ее характеристикам.
№10
Даны сведения о лучших теннисистах мира:
1) Фамилия спортсмена;
2) Страна;
3) номер в списке лучших теннисистов мира;
4) последняя победа в турнирах Большого Шлема (структурированный домен):
a) название турнира; b) дата проведения (дд/мм/гг);
c) противник в финале; d) окончательный счет
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по фамилии спортсмена напечатать название хотя бы одного турнира, в котором он победил;
b) напечатать фамилию хотя бы одного русского теннисиста, который в списке лучших теннисистов входит в первую двадцатку;
c) напечатать фамилию хотя бы одного теннисиста победившего Б.Беккера в турнирах Большого Шлема в 1995 году.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. По фамилии спортсмена напечатать название хотя бы одного турнира, в котором он победил, используя метод отсечения и отката.
2. По фамилии спортсмена напечатать название всех турниров, в которых он победил, используя метод отката.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает фамилию спортсмена с клавиатуры,
· затем выводит все его достижения (наименование турнира и год),
· и опять запрашивает фамилию, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из фамилий спортсменов.
2. Сформируйте второй список из дат проведения турниров.
3. Напечатать фамилию спортсмена, победившего в последнем турнире.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из фамилий спортсменов.
2. Напечатать фамилии спортсменов, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению фамилии спортсмена по его спортивным достижениям.
№11
Даны сведения о лекарственных растениях
1) название на русском языке;
2) название на латыни;
3) где растет;
4) время сбора (месяц);
5) применение (структурированный домен):
a) для какого заболевания;
b) в каком виде (отвар, мазь, настой и т.д.)
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по названию растения на русском языке напечатать латинское название растения и где оно растет;
b) напечатать название хотя бы одного растения, применяемого при простуде;
c) напечатать название хотя бы одного растения и вид его применения, если сбор растения в мае.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать русские и латинские названия всех растений, которые растут на Урале.
2. Напечатать названия всех растений и вид его применения, если их сбор осуществляется в мае.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает наименование заболевания с клавиатуры,
· затем выводит все растения и способ применения, которые используются при лечении указанного заболевания
· и опять запрашивает заболевание, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из названий растений на русском языке.
2. Сформируйте второй список из времени сбора растений.
3. Напечатать названия растений, которые собираются раньше всех.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий растений.
2. Напечатать названия растений, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению названия растения по его характеристикам.
№12
Даны сведения о морских судах
1) название судна;
2) тип (сухогруз, танкер, паром и т.д.);
3) порт приписки;
4) технические характеристики (структурированный домен):
a) водоизмещение;
b) максимальная скорость (в узлах);
5) количество обслуживающего персонала (чел);
6) местонахождение в данный момент (название моря)
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
a) по названию судна напечатать его тип и местонахождения в данный момент;
b) напечатать название судна и его порт приписки, если оно находиться в Тихом океане и его скорость более..... узлов;
c) напечатать название хотя бы одного сухогруза, водоизмещение которого более..... тон.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать названия судов и их порт приписки, если они находятся в Тихом океане и их скорость более..... узлов.
2. Напечатать названия всех сухогрузов, водоизмещение которых более..... тон.
. 3. Написать правило, которое:
· запрашивает порт приписки судна с клавиатуры,
· затем выводит все наименования приписанных судов и их положение,
· и опять запрашивает порт приписки, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из названий судов.
2. Сформируйте второй список из технических характеристик.
3. Для каждого судна напечатать названия всех судов, совпадающих с ним по техническим характеристикам.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий судов.
2. Напечатать названия судов, которые есть в базе, но нет в файле.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать ЭС по определению названия судна по его характеристикам.
№13
Даны сведения о звездах
1) название звезды;
2) созвездие, в котором находится;
3) характеристики (структурированный домен):
a) яркость;
b) цвет;
c) размер
4) расстояние;
5) год открытия
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
а) по названию звезды напечатать ее характеристики;
б) по размеру звезды и расстоянию до солнца напечатать название звезды;
в) напечатать названия созвездий звезд удаленных не более чем на ….. от солнца.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. По размеру звезды и расстоянию до солнца напечатать названия всех подходящих звезд
2. Напечатать названия всех созвездий звезд удаленных не более чем на ….. от солнца.
3. Написать правило, которое:
· запрашивает созвездие с клавиатуры,
· затем выводит все наименования и характеристики звезд данного созвездия
· и опять запрашивает созвездие, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
- Сформировать список из названий звезд.
- Сформируйте второй список из расстояний до звезды.
- Напечатать все названия звезд в порядке удаления от Солнца.
ТЕМА: Файлы.
Сформировать файл из названий звезд, введенных с клавиатуры. Напечатать названия тех звезд, которые есть в файле, но их нет в базе.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать экспертную систему определяющую название нужной звезды.
№14
Даны сведения о поездах
1) номер поезда;
2) маршрут следования (структурированный домен):
a) пункт отправления;
b) пункт прибытия;
3) время отправления (чч/мм);
4) время прибытия (чч/мм);
5) цена билета (структурированный домен):
a) плацкарт;
b) купе;
c) общий
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
а) напечатать маршрут следования поезда по его номеру;
б) напечатать время отправления поезда до Москвы;
в) напечатать пункт прибытия поезда, если цена билета не превышает …..
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Напечатать время отправления всех поездов до Москвы
2. Напечатать все пункты прибытия поездов, если цена билета не превышает …..
3. Написать правило, которое:
· запрашивает пункт назначения с клавиатуры,
· затем выводит все номера и время прибытия поездов, следующих до данного пункта.
· и опять запрашивает пункт прибытия, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
- Сформировать список из пунктов отправления.
- Сформируйте второй список из пунктов прибытия.
- Напечатать все пункты прибытия, из которых не отправляется ни одного поезда.
ТЕМА: Файлы.
Сформировать файл из номеров поездов и пути их следования. Вывести из файла сведения о поездах, следующих до Москвы.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать экспертную систему, определяющую номер нужного поезда.
№15
Даны сведения о научных открытиях
1) научная дисциплина;
2) название открытия;
3) автор;
4) дата открытия (структурированный домен):
a) число;
b) месяц;
c) год;
5) регистрационный номер авторского свидетельства.
ТЕМА: Описание предикатов. Режимы вычисления и тестирования цели.
1. Используя домены, опишите предикат, содержащий данные сведения.
2. Создайте набор фактов (около 20), содержащий данные сведения.
3. Используя режим вычисления и тестирования цели, сформулируйте и проверьте следующие запросы:
а) вывести по регистрационному номеру название открытия и его автора;
б) вывести дисциплину и название открытия, зарегистрированного в этом году;
в) вывести автора открытия по названию дисциплины.
ТЕМА: Правила. Метод отката после неудачи.
Сформулируйте правила для следующих запросов (в режиме вычисления цели):
1. Вывести по автору все его открытия
2. Вывести все дисциплины и названия открытий, зарегистрированных в этом году
3. Написать правило, которое:
· запрашивает название дисциплины с клавиатуры,
· затем выводит всех авторов и наименования открытий в данной дисциплине
· и опять запрашивает дисциплину, до тех пора, пока не введем пустую строку.
ТЕМА: Списки.
1. Сформировать список из названий открытий.
2. Сформируйте второй список из регистрационных номеров авторских свидетельств.
3. Напечатать названия открытий в порядке возрастания регистрационных номеров.
ТЕМА: Файлы.
1. Сформировать файл из названий открытий и их регистрационных номеров.
2. Ввести с клавиатуры несколько регистрационных номеров и вывести из файла названия соответствующих открытий.
ТЕМА: Экспертные системы.
Создать экспертную систему, определяющую название нужного открытия.
Lisp
Вариант 0
Определить рекурсивную функцию, возвращающую значение n-го члена ряда Фибоначчи: f(0)=0, f(1)=1, f(n)=f(n-1)+f(n-2).
Вариант 1
Определить рекурсивную функцию для удаления последнего элемента списка.
Вариант 2
Определить рекурсивную функцию, возвращающую произведение двух целых положительных чисел (использовать суммирование).
Вариант 3
Определить рекурсивную функцию, возвращающую последний элемент списка.
Вариант 4
Определить рекурсивную функцию, возвращающую значение суммы ряда целых четных чисел от 2 до n.
Вариант 5
Определить рекурсивную функцию, возвращающую список, из которого удалены 2-ой, 4-ый и т.д. элементы.
Вариант 6
Определить рекурсивную функцию, возвращающую количество элементов в списке без какого-либо указываемого элемента.
Вариант 7
Определить рекурсивную функцию, возвращающую количество определенных элементов в списке.
Вариант 8
Определить рекурсивную функцию для циклического сдвига списка вправо на один элемент.
Вариант 9
Определить рекурсивную функцию, возвращающую список, из которого удалены 1-ой, 3-ый и т.д. элементы.
Рекомендуемый список литературы
1. Адаменко А.Н., Кучуков А.М. Логическое программирование и Visual Prolog. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 992 С.
2. Братко И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта. – М.: Мир, 1990. – 560 С.
3. Городняя Л.В Основы функционального программирования. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004 г., 280 стр.
4. Дорос Дж., Рейблейн А.Р., Вадера С. Пролог ‑ язык программирования будущего. – М.: ФиС, 1990. – 144 С.
5. Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога. – М.: Мир, 1993. – 608 С.
6. Клоксин У., Меллиш Д. Программирование на языке Пролог. – М.: Мир, 1987. – 336 С.
7. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. - М.: Мир, 1991.
8. Стерлинг Л., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог. – М.: Мир, 1990. – 235 С.
9. Нильсон Н. Искусственный интеллект. Методы поиска решений. - М.: Мир, 1973.
10. Стобо Дж. Язык программирования Пролог. – М.: Мир, 1993. – 368 С.
11. Тей А. и др. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию. - М.: Мир, 1990.
12. Филд А., Харрисон П. Функциональное программирование. - М.: Мир, 1993
13. Хендерсон П. Функциональное программирование: применение и реализация. ‑ М.: Мир, 1983. – 349 С.
14. Хювёнен Э., Сеппянен И. Мир Лиспа. ‑ М.: Мир, 1990. – 447 С.
15. Шрайнер П.А Основы программирования на языке Пролог. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005 г., 176 стр.
16. Язык Пролог в пятом поколении ЭВМ. - М.: Мир, 1988.