МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Кафедра организации и технологии коммерции
Одобрено УМС
Факультета Коммерции и маркетинга
Протокол № ________________
«____» _______________2006 г.
Председатель________________
Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
Учебно-методический комплекс
Специальности: 080301 – Коммерция (торговое дело)
080502 - Экономика и управление на предприятии (торговли)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно – метод. управление РГТЭУ Протокол №__________
«_____»___________________2006 г. «____»___________2006г.
_______________________________ Зав. кафедрой_________
Москва - 2006
Авторы – составители:
Резго Георгий Яковлевич, кандидат технических наук, доцент, профессор
Панюкова Вероника Васильевна, ассистент
Учебно – методический комплекс по дисциплине: «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело); 080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли).
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
…………………………………………………………………………………….
Согласования:
Зав. кафедрой экономики и управления
на предприятиях торговли, к.э.н., профессор _____________Карпова Е.В.
Зав. библиотекой _____________________________________ З.Н. Уханова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель, задачи и предмет дисциплины.. 4
*Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности». 4
2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 6
3. Объем дисциплины.. 7
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы: 7
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 8
4. Содержание курса. 13
5. Темы практических и семинарских занятий. 19
6. Задания для самостоятельной работы студентов. 26
7. Тематика контрольных работ. 59
8. Вопросы для подготовки к экзамену/зачету. 68
9. Учебно – методическое обеспечение дисциплины.. 73
9.1 Литература. 73
9.2. Методическое обеспечение дисциплины.. 74
9.3 Информационное обеспечение дисциплины.. 74
10. Словарь терминов. 75
Цель, задачи и предмет дисциплины
Целью курса базовой дисциплины для специальностей 080301 - Коммерция (торговое дело) и 080502 – Экономика и управление на предприятии (торговли) является овладение студентами знаний о состоянии рынка транспортно – экспедиторских услуг, его конъюнктуры, технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, принципах и методах их выбора, позволяющих специалисту правильно определять рациональную схему перевозки грузов при организации и ведении коммерческой деятельности.
Задачами курса «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» являются:
- изучение и освоение новых методов и форм организации процесса перевозки грузов;
- исследование технологии и организации транспортного процесса;
- изучение экономических показателей оценки работы транспорта;
- анализ прямых, смешанных транспортных перевозок их преимуществ и недостатков;
- привитие студенту умения предвидеть возможные риски при организации перевозочного процесса, уменьшить потери материальных ресурсов, снизить стоимость транспортных издержек, грамотно управлять всем процессом товародвижения.
Предметом изучения дисциплины являются экономические отношения, возникающие в процессе применения отдельных видов транспорта в коммерческой деятельности предприятия, их комплексное развитие и взаимодействие.
*Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем (семинар 3, 9, 11, 14).
Доклад (презентация) -публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы (семинары по всем темам).
Игра деловая – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях. В деловой игре каждый участник выполняет определенные действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры (семинар 13, задание для самостоятельной работы 15).
Интерактивная панель – мультимедийное средство обучения, добавляющее интерактивные возможности в аудиториях, оборудованных проектором и экраном (тема лекции 1, 2, 5, 12,14, 15).
Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив (семинар 5).
Метод кейс – стадии – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновывать его (семинар 11).
Мозговой штурм - оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. (семинар 13)
Обучение индуктивное -процесс обучения путем наблюдения, рассмотрения, исследования примеров, выделения существенных признаков и обобщения для формирования новых представлений, обобщений, концепций (семинар 7).
Проблемное изложение -педагогический метод, при котором лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Проблемная лекция нацелена на представление студентам какой – либо одной проблемы (наиболее важной в рамках учебного курса, концептуально значимой, актуальной и т.д.). (лекция 1,13, 15)
Самообучение – метод, при котором обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа – подход, при котором используются образовательные ресурсы (семинар 1, 7, 9, самостоятельная работа студентов по всем темам).
Тестовые задания – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора (семинар 14, самостоятельная работа студентов по всем темам).
Электронный учебно – методический комплекс по дисциплине включает учебно - методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной в РГТЭУ структурой.