Содержание. Предисловие ко второму изданию

Предисловие ко второму изданию.... 3

Предисловие к первому изданию.... 4

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ 7

Свапландия (краткая географическая 7 справка) 7

Сложный выбор супругов из Монтландии.. 8

Лекция 1 9 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 9

1. Люди, принимающие решения. 9

2. Люди и их роли в процессе принятия 9 решений.. 9

3. Особая важность проблем индивидуального выбора.. 11

4. Альтернативы.. 11

5.Критерии.. 12

6. Оценки по критериям.. 13

7. Процесс принятия решений.. 14

8. Множество Эджворта-Парето.. 14

9. Типовые задачи принятия решений.. 16

10. Пример согласования интересов ЛПР и активных групп.. 17

11. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений.. 18

Выводы.. 19

Библиографический список. 20

Контрольное задание. 20

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Университет Власти в Монтландии.. 22

Можно ли научить искусству вершить историю?. 23

Лекция 2 АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 25

1. Рациональный выбор в экономике. 25

2. Аксиомы рационального поведения. 26

3. Задачи с вазами.. 27

4. Деревья решений.. 28

5. Парадокс Алле. 31

6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения. 33

7. Объяснения отклонений от рационального поведения. 35

8. Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей

от рационального?. 35

9. Теория проспектов. 36

10. Теория проспектов и парадокс Алле. 38

11. Новые парадоксы.. 39

Выводы.. 39

Библиографический список. 40

Контрольное задание. 41

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Компьютерная игра в Университете Власти.. 43

Лекция 3 МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ОБЪЕКТИВНЫХ МОДЕЛЯХ.. 45

1. Модели.. 45

2. Подход исследования операций.. 45

3. Появление многокритериальности.. 47

4. Первые многокритериальные решения: сколько строить ракет?. 48

5. Разные типы проблем.. 50

6. Два пространства.. 51

7. Многокритериальный анализ экономической политики.. 52

8. Две трудности для ЛПР. 54

9. Исследование решений на множестве Э-П.. 54

10. Постановка многокритериальной задачи линейного программирования. 54

11. Человекомашинные процедуры.. 55

12. Весовые коэффициенты важности критериев. 55

13. Классификация ЧМП.. 56

14. Прямые человекомашинные процедуры.. 57

15. Процедуры оценки векторов. 57

16. Процедуры поиска удовлетворительных значений критериев. 59

17. Пример применения метода STEM: как управлять персоналом.. 61

Выводы.. 64

Библиографический список. 65

Контрольное задание. 66

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Обращение ректора Университета Власти к студентам.. 68

Лекция 4 ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ 69

1. Снова об этапах процесса принятия решений.. 69

2. Различные группы задач принятия решений.. 70

3. Пример. 71

4. Многокритериальная теория полезности (MAUT) 72

4.1. Основные этапы подхода MAUT. 72

4.2. Аксиоматическое обоснование. 72

4.3. Основные теоремы.. 74

4.4. Построение однокритериальных функций полезности. 74

4.5. Проверка условий независимости. 76

4.6. Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев. 77

4.7. Определение полезности альтернатив. 79

5. Метод SMART - простой метод многокритериальной оценки.. 79

6. Первый эвристический метод.. 80

7. Веса критериев. 81

8. Как люди назначают веса критериев. 81

9. Практическое применение. 82

Выводы.. 83

Библиографический список. 83

Контрольное задание. 84

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Компьютерная генетика.. 86

Лекция 5 ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: ПОДХОД АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ 88

1. Основные этапы подхода аналитической иерархии.. 88

2. Структуризация. 88

3. Попарные сравнения. 89

4. Вычисление коэффициентов важности.. 91

5. Определение наилучшей альтернативы.. 91

6. Проверка согласованности суждений ЛПР. 91

7. Система поддержки принятия решений Expert Choice. 92

8. Контрпримеры и противоречия. 92

9. Мультипликативный метод.. 94

аналитической иерархии.. 94

10. Пример практического применения подхода АНР. 98

Выводы.. 99

Библиографический список. 100

Контрольное задание. 100

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Подарок студентам Университета Власти.. 102

Лекция 6 ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МЕТОДЫ ELECTRE.. 103

1. Конструктивистский подход.. 103

2. Два основных этапа.. 103

3. Свойства бинарных отношений.. 104

4. Метод ELECTRE I. 104

5. Метод ELECTRE II. 107

6. Метод ELECTRE III. 108

7. Пример. 109

8. Пример практического применения метода ELECTRE III. 111

9. Некоторые сопоставления. 111

Выводы.. 112

Библиографический список. 113

Контрольное задание. 113

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии.. 115

Лекция 7 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ 117

1. Этапы переработки информации, типы памяти.. 117

2. Модель памяти.. 117

3. Кратковременная память. 118

3.1. Три этапа переработки информации в кратковременной памяти. 118

3.2. Кодирование. 118

3.3. Хранение. 119

3.4. Магическое число. 120

3.5. Денежный насос. 121

3.6. Последовательная обработка информации. 122

3.7. Извлечение. 122

4. Дескриптивные исследования многокритериальных проблем.. 123

4.1. Прослеживание процесса принятия решений. 123

4.2. Результаты дескриптивных исследований. 125

5. Долговременная память. 126

5.1. Кодирование. 126

5.2. Хранение. 126

5.3. Извлечение. 127

6. Рабочая память. 128

7. Психологические теории человеческого поведения при принятии решений.. 128

7.1. Теория поиска доминантной структуры.. 128

7.2. Теория конструирования стратегий. 129

8. Исследование возможностей человека в задачах классификации многомерных объектов. 130

8.1. Схема экспериментов. 130

8.2. Параметры, используемые для оценки поведения испытуемых в задачах классификации. 131

8.3. Описание экспериментов. 133

8.4. Результаты экспериментов. 133

8.5. Обсуждение результатов первой серии экспериментов. 135

8.6. Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов. 136

8.7. Общее обсуждение. 137

Выводы.. 138

Библиографический список. 139

Контрольное задание. 140

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

История бюрократии в Монтландии.. 142

Лекция 8 ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: ВЕРБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ.. 144

1. Особый класс задач принятия решений: неструктуризованные проблемы с качественными переменными 144

2. Качественная модель лица, принимающего решения. 144

2.1. Черты человеческой системы переработки информации. 145

2.2. Особенности поведения человека при принятии решений. 145

3. Какими должны быть методы анализа неструктуризованных проблем.. 146

4. Измерения. 146

4.1. Качественные измерения. 147

4.2. Сравнительные качественные оценки. 148

5. Построение решающего правила.. 149

6. Проверка информации ЛПР на непротиворечивость. 150

7. Обучающие процедуры.. 151

8. Получение объяснений.. 151

9. Основные характеристики методов вербального анализа решений.. 152

10. Метод ЗАПРОС (ЗАмкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций) 152

10.1. Постановка задачи. 152

10.2. Пример: как оценить проекты?. 153

10.3. Выявление предпочтений ЛПР.. 154

10.4. Сравнение альтернатив. 159

10.5. Преимущества метода ЗАПРОС.. 162

10.6. Практическое применение метода ЗАПРОС.. 162

11. Сравнение трех СППР. 162

Выводы.. 164

Библиографический список. 164

Контрольное задание. 165

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Компьютерные двойники.. 167

Лекция 9 ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ РЕШЕНИЯ. ПОСТРОЕНИЕ БАЗ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ.. 169

1. Процесс мышления как манипулирование символами.. 169

2. Два типа знания. 170

3. Время и условия становления эксперта.. 170

4. Трансформация системы переработки информации.. 171

5. Иерархические структуры хранения знаний.. 171

6. Черты поведения эксперта.. 172

7. Подсознательный характер экспертных знаний.. 172

8. Трудности получения экспертных знаний.. 173

9. Экспертные знания в задачах классификации с явными признаками.. 173

10. Формальная постановка задачи классификации.. 175

11. Основные идеи метода экспертной классификации.. 175

11.1. Структуризация проблем.. 175

11.2. Классификация состояний объекта исследования. 176

11.3. Гипотеза о характерности. 177

11.4. Проверка информации эксперта и гипотезы о характерности. 178

11.5. Определение последовательности состояний для предъявления эксперту в

процессе классификации. 179

11.6. Трудоемкость построения баз знаний. 179

11.7. Проверка качества баз знаний. 180

12. Граничные элементы классификации.. 180

13. Решающие правила экспертов. 180

14. Система диагностики заболеваний группы «Острый живот», построенная на основе метода экспертной классификации.. 182

Выводы.. 185

Библиографический список. 186

Контрольное задание. 186

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Компьютеры на страже безопасности.. 189

Лекция 10 АНАЛИЗ РИСКА.. 191

1. Типы риска.. 191

2. Особая сложность задач анализа риска.. 192

3. Направления исследований.. 194

4. Измерение риска.. 194

4.1. Инженерный подход. 194

4.2. Модельный подход. 196

4.3. Восприятие риска. 196

4.4. Сопоставление разных способов измерения риска. 199

5. Установление стандартов. 200

6. Человекомашинное взаимодействие. 202

7. Риск катастрофических событий как независимый критерий.. 204

8. Распределения «с тяжелыми хвостами». 205

9. Аварии и их анализ. 205

10. Управление риском.. 206

11. Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска.. 206

11.1. Конкретная задача: альтернативы.. 207

11.2. Активные группы.. 207

11.3. Критерии. 207

11.4. Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений. 208

11.5. Анализ вариантов. 208

11.6. Конструирование нового варианта. 209

Выводы.. 210

Библиографический список. 211

Контрольное задание. 211

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Компьютерная демократия Монтландии.. 213

Лекция 11 КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.. 215

1. Парадокс Кондорсе. 215

2. Правило большинства голосов. 216

3. Метод Борда.. 216

4. Аксиомы Эрроу.. 217

5. Попытки пересмотра аксиом.. 219

6. Теорема невозможности и реальная жизнь. 219

8. Принятие коллективных решений в малых группах.. 220

9. Организация и проведение конференций по принятию решений.. 222

9. Метод организации работы ГПР. 223

9.1. Предварительные этапы.. 224

9.2. Анализ собранной информации. 224

9.3. Проведение конференции по принятию решений. 227

9.4. Практический пример. 227

Выводы.. 228

Библиографический список. 228

Контрольное задание. 229

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Военный переворот в Свапландии.. 231

К событиям в Свапландии.. 232

Лекция 1 2 МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ.. 234

1. Определение и особенности.. 234

2. Постановка многокритериальной задачи о назначениях.. 236

2.1. Содержательная постановка задачи. 236

2.2. Критерий оптимальности решения МЗН.. 236

2.3. Формальная постановка задачи. 237

3. Пример. 238

4. Различные типы задач о назначениях.. 239

5. Основные алгоритмы решения многокритериальной задачи о назначениях.. 241

5.1. Различные индексы соответствия. 241

5.2. Поиск решения многокритериальной задачи о назначениях. 242

6. Этап анализа данных и проверки существования идеального решения. 242

7. Формирование области допустимых решений.. 245

8. Выявление предпочтений ЛПР. 248

8.1. Статистические оценки сложности задач выявления предпочтений ЛПР.. 248

8.2. Основная процедура выявления предпочтений ЛПР.. 249

8.3. Выявление предпочтений ЛПР; вспомогательная процедура. 251

10. Поиск окончательного решения многокритериальной задачи о назначениях.. 255

9.1. Поиск решения МЗН типа А.. 256

9.2. Поиск решения МЗН типа В.. 256

9.3. Поиск решения МЗН типа С.. 256

9.4. Поиск решения МЗН типа D.. 258

10. Практическое применение. 258

Выводы.. 259

Библиографический список. 259

Контрольное задание. 260

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Стратегия правления в Свапландии.. 262

Прыжок в никуда.. 264

Лекция 13 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.. 265

1. Личные и деловые решения. 265

2. Модель ограниченной рациональности.. 265

3. Эскалация решений.. 267

4. Тактические и стратегические решения. 267

5. Модель «игра влияний» в руководстве организации.. 268

6. Модель обеспечения профессионального качества подготовки решений.. 269

7. Голографическая модель организации.. 270

8. Государственные или частные организации: что эффективнее?. 271

9. Централизация в принятии решений: попытка административной революции.. 272

10. Система «ринго». 274

11. Планирование выполнения решений.. 275

12. Виртуальные организации.. 275

13. Управление знаниями в организациях.. 277

14. Метод МИЛС (Многоуровневые Информационно-Логические Структуры) 277

15. Таблицы решений.. 279

Выводы.. 280

Библиографический список. 281

Контрольное задание. 282

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Желтый, бурый, зеленый.. 284

Лекция 14 КОНСУЛЬТАНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И МЕТОДЫ ИХ РАБОТЫ... 285

1. Всегда ли успешна работа ЛПР?. 285

2. Консультанты и консультативные фирмы.. 286

3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных фирм.. 288

3.1. Внимание к нуждам заказчика. 288

3.2. Конфиденциальный характер результатов работы.. 289

3.3. Независимость от заказчика. 290

3.4. Высокая квалификация консультантов. 290

3.5. Совместная работа с заказчиком.. 291

4. Примеры практических задач. 292

4.1. Планирование развития городов. 292

4.2. Календарное планирование работы полиграфического предприятия. 294

5. Роли ЛПР и консультанта.. 295

6. Моральные критерии в деятельности ЛПР и консультанта.. 296

7. Методы принятия решений и искусство их применения. 297

Выводы.. 298

Библиографический список. 299

Контрольное задание. 299

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: