Педализации в более сложных сочинениях

Художественная педализация во многих сочинениях, исполняющихся в старших классах школы, не поддается вполне точному обозначению. Она меняется в зависимости от характера исполнения, инструмента, помещения, количества публики в зале и некоторых других условий. Педаль нередко используется для соединения звуков, которые трудно сыграть lеgаtо. Она помогает достигнуть связности в октавном изложении мелодии при наличии в ней больших интервалов. Особенно значительные трудности возникают при исполнении широких фигураций. Иногда можно добиться нужной чистоты звучания, если задержать бас пальцем и запоздать со взятием педали (Н. Метнер «Сказка» op 26 №3). Неопытный педагог часто ищет причину грязной педализации в неправильных движениях ноги, тогда как в действительности она кроется в неточном снятии пальцев с клавиш. Нередко приходится применять полупедаль. Действие полупедали основано на том, что басовые звуки затухают медленнее высоких.

Совершенство педализации во многом зависит от владения тонкими градациями силы звука. Более рельефное выявление баса и некоторое затушевывание неаккордовых звуков облегчает преодоление возникающей трудности. Работу над полупедалью, как и над запаздывающей педалью, полезно начать с подготовительных упражнений. В качестве первого упражнения можно рекомендовать следующее: берётся на педали в басу октава forte и на этом фоне исполняется рр различные аккорды двумя руками (например, параллельные секстаккорды).

При появлении гармонической «грязи» звучность подчищается полупедалью, а бас удерживается возможно дольше. Во многих случаях для «прочищения» звучности целесообразно использовать прием постепенного снятия педали (Ф. Лист «Утешение» №3). Этот приём требует от исполнителя очень тонкого ощущения степени глубины нажатия педальной лапки. Ученик должен знать не только когда, но как нажимается и снимается педаль. В отличие от неопытных исполнителей, нажимающих педаль большей частью «до дна», хороший пианист использует самые разнообразные степени нажатия педали.

Применение неглубоких педалей дает возможность играть на педали большие построения, что повышает певучесть и красочность исполнения. Широкое использование педальных звучностей, становящееся доступным пианисту при развитии его мастерства, не должно приводить к полному отказу от звучностей беспедальных.

Большое колористическое значение имеет левая педаль. Объясняя ученику её назначение, надо подчеркнуть, что она применяется в качестве красочного средства. Ею ни к коем случае не следует компенсировать недостаточно выработанное рiаnо. В репертуаре средних классов школы левая педаль встречается скорее как исключение.

Понимание стилистически верной педализации развивается значительно успешнее при планомерном воздействии педагога. Важно приучать ученика к анализу слуховых впечатлений и осознанию требуемых в том или ином случае приемов педализации (Ф. Шопен «Ноктюрн» Des-dur). Педагог может рассказать о громадной роли красочного элемента в искусстве романтиков красочных гармонических последований у Шопена и Листа, красочной палитры у художников (Делакруа), красочных эпитетов у писателей (Гюго). Обогащение красочности звучания инструмента Шопеном можно показать путем сравнения ноктюрна Des-dur с каким-либо отрывком из сочинения классического стиля (В.А. Моцарт «Соната» F-dur).Классический ясный характер музыки Моцарта требует полной отчетливости линии сопровождения, и поэтому педаль при исполнении сонаты должна быть очень прозрачной. В ноктюрне на первый план выдвигается иная задача — необходимо создать впечатление звучащей гармонии и мягко «окутать» ею мелодию.

ТЕМА 13
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: