Интертекстуальность как обязательная категория медиатекста. Формы и функции интертекстуальных знаков в медиатексте

Итак, как мы отметили выше, интертекстуальность есть онтологическое (сущностное) свойство любого медиатекста, медиатекст представляет собой «текст текстов» (Э.А. Лазарева), вторичный текст, включающий «голоса» (цитаты) множества текстов.

На содержательно-смысловом и композиционно-стилистическом уровне интертекстуальность медиатекста обеспечивается обязательным присутствием в нем двух видов цитации: ссылок на мнения экспертов – политиков, общественных деятелей, других СМИ и собственно интертекстуальных знаков, обладающих лингвокультурологической ценностью. А.А. Негрышев предлагает термины актуальные (оперативные) и фоновые интертекстемы.

В первом случае сама окружающая действительность является объектом цитации. Именно эти цитаты и ссылки в информационных и аналитических журналистских жанрах входят в описательный слой текста («содержательно-фактуальную информацию», по И.Р. Гальперину), предъявляя «чужое» слово в виде прямой цитаты (точная адресация или ее отсутствие является одним из критериев «качественности» издания: желтая пресса ссылается на слухи и мнения). Во втором случае интертекстуальные знаки, как правило, формируют образ, оценку («содержательно-концептуальную информацию», по И.Р. Гальперину).

Назовем основные функции цитат в медиатексте.

Функция наиболее четкой передачи фрагмента сообщения. В данной функции цитата может либо иллюстрировать какой-либо тезис текста, либо дополнять и расширять текст статьи, будучи документальным подтверждением события:

Жестче всех высказался глава российского Госнаркоконтроля Виктор Иванов, из выступления которого легко было сделать вывод, что комиссия ни много ни мало может состоять на содержании у наркомафии: “Мы имеем дело с глобальной пиар-акцией в пользу легализации наркотиков… и эта кампания прямо или косвенно, безусловно, связана с гигантскими доходами от незаконного оборота наркотиков в мире” (Русский репортёр, 6 июня 2011, №22 (200).

Функция ссылки на авторитет, «документирования авторитетом». Такие цитаты нередко сопровождают новостные материалы, в которых излагаются новые факты, статистические сведения, данные социологических опросов, различного рода прогнозы и проекты. Композиционная структура таких заметок включает в себя, как правило, сообщение информации со ссылкой на источник, затем следует цитата(ы) из его высказываний, вводимые в форме прямой или косвенной речи и дополняемые пересказом:

Омские ученые разработали уникальный танк-робот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: