Рассчитанные значения t-критерия должны лежать вне указанных границ для того, чтобы мы смогли отвергнуть гипотезу Hq-


Гл. 8. Линейная регрессия 271

Так как все независимые переменные подчиняются этому правилу, то резуль­таты проверки значимости для пяти переменных в данной модели обобщены в следующей таблице:

Таблица 8.7. Проверка значимости коэффициентов регрессии для пяти переменных

Независимая Коэффициент Значение Достоверность
переменная регрессии Ь t критерия на 5%-ном уровне
Время -13,4 -1,29 не достоверно
Реклама 6,6 2,21 почти достоверно
Цена -6,4 -0,41 не достоверно
Конкурентная цена 12,1 0,84 не достоверно
Индекс 30,5 2,65 достоверно

Сейчас мы видим, что наша модель не достоверна, потому что четыре коэффи­циента регрессии не значимо отличны от нуля. Нам нужно решить, какую переменную следует исключить из модели.

В табл. 8.8 представлены шаги, предпринятые по мере того, как мы сокращаем число переменных в модели от 5 до 4, затем до 3, до 2 и, наконец, до 1 независи­мой переменной. Прочерки показывают, что переменная не включена в модель. Пользуясь результатами наших исследований, можно решить, какая переменная должна быть исключена из рассмотрения. Для каждой модели мы испытываем всю регрессию и отдельные коэффициенты регрессии. Если модель подходит по всем

критериям, то ае должно быть малым, а г — как можно ближе к 1.

Таблица 8.8. Исследование различных моделей регрессии

Коли­чест­во пере­мен­ных в модели Значи­мость всей модели на 5%-ном уровне по F-критерию Значимость коэффициентов регрессии по t-критерию Имеет ли значи­мость модель ос г
Время Реклама Цена Конку­рентная цена Индекс
5 4 3 2 2 1 да да да да да да нет да да да да да нет нет нет нет нет да да да да да нет нет нет да да да 42 43 41 41 50 62 0,94 0,93 0,93 0,93 0,89 0,82

Шаг 3. Какую из значимых моделей нужно использовать?

В нашем примере значение модели появились лишь тогда, когда количество переменных сократилось до двух. Сравнение моделей необходимо проводить через сопоставление стандартных отклонений остатков. Отклонение должно быть пре­дельно малым числом. Первая модель с расходами на рекламу н индексом


2 724.2. Анализ данных как составная часть принятия решений

потребительских расходов является наилучшей, так как о( =41 по сравнению с

а =50 для модели с расходами на рекламу и временем как независимыми переменными. Последний шаг — сравнение лучшей модели с двумя переменными с лучшей моделью с одной переменной. По величине корреляции выбираем лучшую модель с одной переменной при г=0,82. Если бы добавление еще одной независимой переменной значительно улучшило модель, то мы смогли бы применить частный F-критерий для проверки. Этог критерий показывает, что введение величины расходов на рекламу значительно улучшает модель и нам нужно использовать две переменные: индекс потребительских расходов и расходы на рекламу. Оконча­тельная модель:

Объем реализации = -1476 + Э,54х (реклама) + 15,8х (индекс) (млн. ф. ст./6 мес.).

Коэффициенты регрессии для расходов на рекламу и индекса потребительских расходов положительны, как мы и предполагали. Постоянная - 1476 (ф. ст.) выглядит абсурдной, но вспомним, что модель имеет силу только для значений, входящих в выборочную совокупность. Расходы на рекламу изменяются от 3,8 млн. ф. ст. до 19,8 млн. ф. ст., а индекс — от 98,4 до 112,9.

Этот пример хорошо показывает все сложности объяснения и расчета каждой отдельной величины многофакторной модели. Цель статистической модели — объяснить вариацию продаж, а не предоставить особую информацию по изоли­рованному влиянию рекламы или индекса потребительских цен на реализацию. По данным выборки модель.дает некоторое представление о таких эффектах. В выборочной совокупности всегда возникает противоречие между теми или иными переменными. Поэтому коэффициенты регрессии при отдельных переменных должны использоваться с особым вниманием.

Наконец, при анализе мы должны проверить структуру и размер ошибок, а потому мы должны заранее предполагать большие ошибки. Ошибки рассчитываются следующим образом:

Ошибка = фактический объем реализации — ожидаемая реализация.

Таблица 8.9. Размер ошибок (млн. ф. ст.)

Фактическая Ожидаемая Ошибка   Фактическая Ожидаемая Ошибка
реализация реализация     реализация реализация  
    -16       -57
             
          -25
    -51       -28
            -56
            -5
             
             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: