Другие аспекты теории управления запасами

Большинство систем управления запасами, используемых на практике, включает в себя сотни и даже тысячи наименований продукции. Типичными примерами являются крупный универмаг или завод-изготовитель. Совершенно естественно, что в подобной ситуации различные виды продукции будут или должны использо­ваться по-разному. Поэтому целесообразно ограничить исследование теми товарами, которые обладают высокой годовой стоимостью, не принимая во внимание продук­цию с низкой годовой стоимостью. Одним из способов практической реализации


390 Ч. 3. Планирование в бизнесе

этого положения является составление списка всех видов продукции, представ­ляющей собой запасы, в порядке убывания годовой стоимости ее продажи. Весьма вероятно, что в данном списке появится эффект Парето, т.е. около 20% товаров составят 80% общей стоимости. Именно этим 20% видов продукции следует уделить первоочередное внимание, поскольку, как ожидается, эти товары позволят получить наибольшую отдачу от исследований в области моделирования систем управления запасами. Внутри рассматриваемой группы товаров, имеющих высокую годовую стоимость, можно выделить различные виды продукции. Одни товары попадают в данную группу, поскольку они используются в достаточно больших количествах, другие — ввиду довольно высокой стоимости единицы продукции.

Например, при обслуживании авиалиний используется огромное количество топлива, один литр которого стоит всего несколько пенсов, однако годовой показатель стоимости топлива достаточно высок из-за большого объема его потреб­ления. Кроме этого, имеются запасные двигатели, годовая стоимость которых также высока, поскольку каждый из двигателей является достаточно дорогим. И тот, и другой товар вероятнее всего окажутся в числе наименований продукции из списка, составляющих 20% товаров с наиболее высокими показателями годовой стоимости, однако, способы моделирования задач управления запасами для каж­дого из указанных товаров будут различны.

Проблемы, связанные с наличием нескольких видов продукции, могут еще более осложняться при ограничении на складские мощности или финансовые ресурсы, отпущенные на создание запасов продукции. Практически любой магазин — это крупный склад. Наличие прилавков или свободной площади является лимитиру­ющим фактором, строго определенным с точки зрения планировки каждого кон­кретного магазина. В этом случае администрация должка решить, какое пространство следует выделить для каждого вида продукции. Исследования по совершенствованию систем управления запасами и изучения спроса потребителя в крупных универмагах ведутся уже в течение многих лет. Например, полосные коды, автоматизированные контрольно-кассовые пункты, микрокалькуляторы — все это результаты усилий администрации магазинов по обеспечению наличия на своих местах необходимых товаров в определенные моменты времени. Мы рассматривали в основном модели, в которых минимизируется общая годовая переменная стоимость запасов, а между тем различные торговые предприятия чаще всего организуют работу своих магазинов таким образом, чтобы получать максимальную прибыль.

Большинство систем управления запасами включает в себя сразу несколько магази­нов, например, центральный универмаг, осуществляющий поставки продукции в более мелкие, подчиненные ему магазины. В данной ситуации администрации приходится принимать решение о том, какие товары следует хранить и продавать только в центральном универмаге, какие — только в мелких магазинах, а какие и в централь­ном, и в подчиненных ему магазинах. Кроме того, администрация центрального универмага должна решить, в каком объеме и с какой частотой следует заказывать каждый вид товаров. Необходимо сопоставить издержки хранения запасов на различных уровнях с административными и транспортными расходами, связанными с частой доставкой товаров от центрального универмага в подчиненные ему магазины. Математи­ческую модель, описывающую подобного рода проблемы, можно построить только при условии принятия достаточно большего числа упрощающих предположений. Если система управления запасами является столь сложной, гораздо более полезными при


Гл. 11. Планирование и управление запасами 391


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: