Работа выполняется бригадным методом. Каждая бригада состоит из 2-4 человек.
Бригада получает исходные данные с технико-эксплуатационными показателями (ТЭП) маршрута регулярных перевозок:
· Пассажиронапряженностью по участкам маршрута, пасс.;
· Временем оборота на маршруте, мин.
На основании данных о максимальном пассажиропотоке рассчитывается вместимость автобусов qRнR, наиболее соответствующая данному маршруту
(5.5)
где QRmaxR – максимальная пассажиронапряженность на маршруте в одном из направлений в час пик, пасс.;
I – интервал движения автобусов в час пик (выбирается студентом из диапазона [5; 15] мин), мин.;
γ – коэффициент наполнения автобусов в час пик (выбирается студентом из диапазона [0,9; 1,0]).
Рассчитывается потребное количество автобусов найденной пассажировместимости АRм
(5.6)
где tRобR – время оборота автобусов на маршруте, мин.
Для выбранного класса вместимости по справочнику автобусов выбирается до пяти моделей транспортных средств.
Следующим этапом является выбор оценочных показателей качества. Выбор показателей проводится в каждой бригаде самостоятельно.
При выборе оценочных показателей необходимо учитывать, что показателями качества транспортного средства являются его свойства (характеристики), которые оказывают влияние на:
· эффективность транспортного процесса;
· качество обслуживания с точки зрения пассажиров;
· себестоимость перевозки;
· общество и окружающую среду.
Кроме того следует иметь в виду, что необходимо будет найти величины выявленных оценочных показателей для выбранных моделей транспортных средств.
Например, в качестве оценочных показателей могут быть выбраны следующие свойства (характеристики) подвижного состава:
· Рыночная стоимость, руб.;
· Расход топлива, л/100 км;
· Ресурс транспортного средства (двигателя, шасси, кузова, трансмиссии), км или г;
· Экологический класс двигателя;
· Наличие низкого пола и др.;
Бригада проводит ранжирование составленного перечня оценочных показателей по категориям значимости А, В и С. Рекомендуется ранжировать показатели таким образом, чтобы суммарно в категории значимости А и В попало не менее пяти показателей.
Для выбранных моделей составляется таблица, в которую заносятся отобранные показатели, их численные значения (из справочника) и ранг (табл. 5.2).
Результаты расчетов в относительных единицах сводятся в табл. 5.3. Результаты корректировки показателей с учетом их ранга сводятся в табл. 5.4.
Таблица 5.2
Справочные значения показателей
Показатели | Категория | Ранг | Модель 1 | Модель 2 | … | Модель n |
ХR1R | А | Y R 11 R | Y R 12 R | … | Y R 1n R | |
ХR2R | А | Y R 21 R | Y R 22 R | … | Y R 2n R | |
ХR3R | В | 0,8 | Y R 31 R | Y R 32 R | … | Y R 3n R |
… | … | … | … | … | … | ... |
ХRmR | В | 0,6 | Y R m1 R | Y R m2 R | … | Y R mn R |
Таблица 5.3
Относительные значения показателей
Показатели | Категория | Ранг | Модель 1 | Модель 2 | … | Модель n |
ХR1R | А | Y’ R 11 R | Y’ R 12 R | … | Y’ R 1n R | |
ХR2R | А | Y’ R 21 R | Y’ R 22 R | … | Y’ R 2n R | |
ХR3R | В | 0,8 | Y’ R 31 R | Y’ R 32 R | … | Y’ R 3n R |
… | … | … | … | … | … | ... |
ХRmR | В | 0,6 | Y’ R m1 R | Y’ R m2 R | … | Y’ R mn R |
Таблица 5.4
Итоговые значения показателей
Показатели | Категория | Ранг | Модель 1 | Модель 2 | … | Модель n |
ХR1R | А | Y P k PR 11 R | Y P k PR 12 R | … | Y P k PR 1n R | |
ХR2R | А | Y P k PR 21 R | Y P k PR 22 R | … | Y P k PR 2n R | |
ХR3R | В | 0,8 | Y P k PR 31 R | Y P k PR 32 R | … | Y P k PR 3n R |
… | … | … | … | ... | ||
ХRmR | В | 0,6 | Y P k PR m1 R | Y P k PR m2 R | … | Y P k PR mn R |
Σ | — | — | Q R 1 R | Q R 2 R | Q R n R |
По данным таблицы делается вывод об оптимальной модели транспортного средства.