Принцип равенства

Принцип законности.

Согласно этому принципу, установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

Конкретизируя этот принцип, КС РФ подчеркнул, что федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, т.е. законом, в предусмотренном порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление КС РФ от 18 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 8. Ст. 1010.

Как отмечает КС РФ, установление налогов и сборов только и исключительно законами имеет своей целью гарантировать права и законные интересы налогоплательщиков от несанкционированного вмешательства исполнительной власти <1>. Поскольку закон принимается в более усложненной процедуре, чем подзаконные акты, то он отличается повышенной стабильностью, что защищает налогоплательщика от произвола органов исполнительной власти.

--------------------------------

<1> См.: Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 46. Ст. 5339.

Важными указаниями КС РФ являются указания о том, что налог или сбор могут считаться законно установленными только в том случае, если в законе определены существенные элементы налогообложения (т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства <1>, содержащихся в ст. 17 НК РФ), - и что законы о налогах должны быть конкретными и понятными <2>. Хотя в п. 7 ст. 3 НК РФ сказано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика, нормы НК РФ в то же время отличаются неясностью для налогоплательщиков и абсолютной ясностью для налоговых органов. Многие противоречия в НК РФ допускаются сознательно, чтобы на подзаконном уровне их можно было разъяснить в пользу налоговых органов.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> См.: Постановление КС РФ от 8 октября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4901.

Принцип равенства.

Этот принцип тесно связан с принципом равноправия или юридического равенства. Принцип равенства указан в качестве принципа налогообложения в п. 1 ст. 3 НК РФ: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения".

КС РФ признал, что равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков. В пункте 1 ст. 3 НК РФ подчеркивается: при установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога с учетом финансовых потенциалов разных налогоплательщиков. В частности, не случайно для организаций и для индивидуальных предпринимателей устанавливаются дифференцированные налоговые ставки и разные налоговые обязанности, хотя с формальной точки зрения в налоговом праве они уравнены в правах и обязанностях.

КС РФ подчеркнул, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. При этом налоги не должны парализовать реализацию гражданами их конституционных прав <1>. Например, размер государственной пошлины не должен препятствовать гражданам обращаться в суд для защиты своих интересов.

--------------------------------

<1> См.: Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

Принцип равенства в налогообложении также называют принципом равного налогового бремени путем сравнения свободных средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты всех налогов и расходов, необходимых для осуществления нормальной жизнедеятельности.

Однако при этом КС РФ не обосновывает необходимости юридического равенства, которое в правовом государстве должно превалировать над экономическим равенством. В пункте 2 статьи 3 НК РФ данный принцип провозглашается, и заключается он в недискриминационном характере налогов в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Запрещается устанавливать разные налоговые ставки в зависимости от гражданства, формы собственности, организационно-правовой формы юридического лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: