Страшное это слово — вечность!
Чтобы немного понять, что означает вечность, я приведу тебе один пример.
Представь себе, что вся земля — это одна огромная скала из гранита, твердого камня, и каждые тысячу лет прилетает птичка поточить свой клювик о камни. И, когда эта скала будет сточена, тогда мы получим некоторое слабое представление о том, что такое вечность.
Но даже это невечность, не бессмертие, не жизнь без конца!
И вот, наша жизнь на земле, подобно игре в рулетку, разыгрывает нашу вечность: либо рай, либо ад!
Насколько же внимательными нам нужно быть!
Ты столько лет терпел, и они прошли как сон.
Да даже если проживем и тысячу лет, и они пройдут как сон.
О, что за суета все то, что принадлежит здешнему суетному миру!
На смену любой жизни приходит смерть.
Смертью называется переход людей из этого мира в мир иной — бессмертный и вечный!
Нет ничего великого в том, чтобы потерять здешнюю жизнь.
Так или иначе, мы все когда-нибудь умрем.
Вся суть в том, чтобы не потерять бессмертной жизни, жизни без конца.
|
|
Бесконечная жизнь в аду — о, что это за страшная вещь! Боже мой, спаси нас всех.
Когда Бог озарит землю рассветом, будем помышлять о том, что это наш последний день и что с заходом солнца мы отойдем на Судилище Божие!
Как нам нужно провести свой последний день? В безмолвии, в молитве, в послушании, со слезами и покаянием, умоляя Бога быть милостивым!
Так же и ночью будем представлять, что это — наша последняя ночь. Кровать наша — это наш гроб!
Итак, об этом и о многом другом мы должны помышлять каждый день и каждую ночь, как будто это последний день и последняя ночь! Потому что мы не знаем, когда придет телеграмма из центра Божия, из столицы, — из Горнего Иерусалима.
Смотри, чадо мое, чтобы время не проходило даром, без совершенствования твоей души, ибо смерть приходит как тать.
Горе, если найдет она нас в состоянии нерадения и бездействия.
Я знаю, что мы должны сразиться со страшными врагами, и труд велик.
Но рядом с Богом, то есть пред силой Божией, все отступает, когда ей содействуют и произволение, и сама жизнь человека.
Непрестанная память о смерти, как и другие благочестивые размышления, не должны покидать нас. Они доставляют душе трезвение.
Каким будет для нас час смерти!
Увы, увы, говорят отцы, что последует за этим? Что нас ожидает?
А мы бежим от сражения, пребываем в безразличии, дремлем, впадаем в летаргический сон!
Мир далек от истины: люди работают, спят, путешествуют по морям, не зная о том, что будет за гробом!
Глубокий мрак покрывает истину подобно тому, как глубокий мрак скрывает свет солнца.
Существует два различных образа мыслей: мирские люди помышляют о том, что до гроба, а мы — о том, что после гроба!
|
|
Будем непрестанно иметь память смертную.
Святые отцы говорят, что нерадение не обретало их в келии, потому что день и ночь они пребывали в памяти смертной. Нерадение не находило в них места.
Отцы помышляли: «Если сегодня или завтра последний день, что я должен делать?». Так память смерти держала ум в страхе Божием, а страх Божий озарял светом совесть, указывая на то, как нужно понуждать себя.
Конечно, эти помыслы вначале не производят в человеке чувства; душа, как мы сказали, мертва, неподвижна. Но постепенно она приходит в движение, оживает и со временем начинает трудиться как положено.