5.1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
| № | ФИЛОСОФ ИЛИ ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ | СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ |
| 1. | Пифагор | «Любовь к мудрости» (фило-софия) |
| 2. | Гераклит | Философ – человек, занимающийся исследованиями |
| 3. | Платон | Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия |
| 4. | Сократ | Средство познания Добра и Зла |
| 5. | Аристотель | Исследование причин и принципов вещей |
| 6. | Эпикур | Путь достижения счастья посредством разума |
| 7. | Средневековая христианская философия | Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания |
| 8. | Гегель | Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя |
| 9. | Кант | Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия |
| 10. | Учение «Живая Этика» | Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира |
5.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ


5.3. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
|
|
5.4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
| Мировоззренческая | Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке | |
| Гносеологическая | Связана с познанием мира и человека | |
| Методологическая | Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека | |
| Логическая | Связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления | |
| Аксиологическая | Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества | |
| Гуманистическая | Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод | |
| Эвристическая | Связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания | |
| Эстетическая | Связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием | |
| Практическая | Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека | |
| Культуро-транслирующая | Связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человека |
5.5. ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВОВАНИЯ
![]() |
АНИМИЗМ ФЕТИШИЗМ ТОТЕМИЗМ МАГИЯ 
5.6. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГЕ

Монотеизм (единобожие)
![]() |
Политеизм(многобожие)

5.7. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БЫТИЯ СОГЛАСНО ПЛАТОНУ

Высшая Идея (Благо=Единое)
Диада(двойственность)
Иерархически
соподчиненные
различные идеи

5.8. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
| Школа | Основные представители | Главные положения | Недостатки |
| Кинизм | Антисфен, Диоген Синопский | Довольствование малым. Анадейа (свобода действий). Аскеза (самовоспитание). | Бездуховность. |
| Эпикуреизм | Эпикур, Тит Лукреций Кар | Все состоит из атомов и пустоты. Человек обладает свободой воли. Гедонизм (счастье человека состоит в его наслаждениях). | Преобла-дание чувствен-ного поз-нания над рациона-льным. |
| Стоицизм | Зенон Китионский Сенека, Марк Аврелий | Душа мира – огненная пневма, придающая ему единство. Главные смыслы задаются словами. Следует руководствоваться долгом по отношению к природе, к себе к природе, к себе и другим. | Отсутствие развитого концептуализма. |
| Скептицизм | Пиррон, Секст Эмпирик | Все изменяется, а потому нет устойчивых истин. Жить надо в соответствии с традициями. Путь к счастью - безмятежность | Релятивизм: абсолютизация относительности знания |
| Неоплато-низм | Плотин, Порфирий | Экстаз позволяет достичь Единого Блага, Мировой Души и Мирового Ума. Весь мир есть результат эманация по цепочке: Единое Благо – Мировой Ум – Мировая Душа | Стремле-ние заменить научный метод экстазом |
5.9. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ
| Концепция | Основная идея | Представители |
| ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ | Сознание существует изначально до появления материи и человека | Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель и др. |
| МАТЕРИАЛИС-ТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ | Сознание порождается высокоорганизованной материей. До появления человека сознания не существовало | Фейербах, Марк, Энгельс, Ленин, Конт, Дарвин |
| ПАНТЕИСТИ-ЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ | Сознание – неотъемлемое (имманентное) свойство космической субстанции. Оно существует вечно, но по-разному проявляется во множестве материальных форм и имеет различные степени развития. Сознание подлежит развитию в процессе космической эволюции | Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи |
5.10. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
| Виды концепций | Главные идеи концепций | Представители |
| СУБСТАН-ЦИАЛЬНАЯ | Пространство и время не связаны между собой. Пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе, как «мировая арена» природных явлений | Декарт, Эпикур, Ньютон |
| РЕЛЯЦИОН- НАЯ | Пространство и время связаны между собой. Пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами. Пространство и время зависят от материальных процессов (скорости, движения, гравитации и др.) | Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн |
5.11. РАЗВИТИЕ И ЕГО ВИДЫ
![]() | |
![]() |
5.12. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
| ИДЕИ | ЗАКОНЫ | ИСТОЧНИК (ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ) |
| Все в природе подлежит изменениям и развитию | Закон единства и борьбы противоположностей | Противоречивое взаимодействие противоположностей |
| Все в природе обладает полярностью и противоречивостью | Закон перехода количественных изменений в качественные | |
| В природе существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга | Закон отрицания отрицания |
5.13. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
![]() | |||||||||
|
|
|



5.14. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
![]() | |||
![]() | |||
| |||
|

|
|

5.16. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ

5.17. СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
![]() |
5.18. НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
| № | Основная идея представления | Представители |
| Человек есть микрокосмос | Древняя индийская, китайская, греческая философия | |
| Человек есть вечный, абсолютный дух | Йога, веданта, Гегель, Блаватская, | |
| Человек есть политическое животное | Аристотель | |
| Человек есть образ и подобие Бога | Христианская теология и философия | |
| Человек есть существо мыслящее | Декарт | |
| Человек есть одушевленная машина | Ламетри | |
| Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: миру природной необходимости и миру нравственной свободы | Кант | |
| Человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей | Паскаль | |
| Человек есть животное, производящее орудия | Франклин | |
| Человек есть существо, делающее выбор | Кьеркегор |
5.19. ТИПЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ КРУГОВ

5.20. ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ














