Частота дыхания (ЧД) = 16/мин | Дыхательный объем (ДО) = 600 мл | |
Частота дыхания (ЧД) = 22/мин | Дыхательный объем (ДО) = 460 мл |
Как рассчитывается минутный объем дыхания (МОД)? Почему при одинаковой величине МОД эффективность вентиляции легких может быть различной?
У кролика после двусторонней перерезки блуждающих нервов изменился характер дыхания – оно стало более редким и глубоким. Какой механизм регуляции дыхания нарушается при перерезке вагуса? Для описанных изменений дыхания ведущим является нарушение проведения афферентных или эфферентных нервных импульсов по блуждающему нерву?
(Задачи №№ 7-56 – 7- 69 из Сборника задач и упражнений по физиологии под ред. Г.И. Косицко8го [ 1])
7-56. Как изменяется уровень жидкости в манометре в момент соединения его с плевральной щелью? Дайте цифровые обозначения давления в плевральной щели во время спокойного вдоха; форсированного вдоха; спокойного выдоха. Укажите, при каком вмешательстве давление в плевральной щели станет равным атмосферному
|
|
7-57. При вентиляции легких в условиях относительного покоя из 1л воздуха ушло в кровь 30 мл О2. Артерио-венозная разница по О2 равна 9 об. %. Сколько мл крови прошло за это время через капилляры легких?
7-58. 1) Вычислите величину минутной вентиляции альвеол при условии, что минутный объем дыхания равен 8 л, объем вредного пространства — 150 мл. 1 случай: дыхательный объем равен 500 мл, частота дыхания — 16 в минуту. 2 случай: дыхательный объем равен 250 мл, частота дыхания — 32 в минуту. Сравните объем вентиляции альвеол для обоих случаев и определите, какой режим дыхания выгоднее.
7-59. Обозначьте величины парциального давления (Р) кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, в артериальной и венозной крови. Что является движущей силой, которая обусловливает перемещение О2 и СО2.
7-62. Ознакомьтесь с таблицей, укажите:
О2 об.% в состоянии физичес-кого растворе-ния | О2 об.% Общее со- держание | СО2 об.% в состоянии физичес-кого растворе-ния | СО2 об.% Общее со- держание | |
Артериальная кровь | 0,3 | 2,5 | ||
Венозная кровь | 0,3 | 2,7 |
1) Вычислите в объемных процентах артерио-венозную разницу по 02 и по С02.
2) Как меняется артерио-венозная разница по 02 при мышечной работе?
3) Вычислите и сравните коэффициенты утилизации 02 в условиях покоя и при интенсивной мышечной работе, используя формулу: А—В разница по О2 Х 100/ Содержание О2 в артериальной крови
4) Объясните причину повышения коэффициента утилизации О2 в работающей ткани.
7-61. Определите по кривой, чему равен % насыщения гемоглобина 02 при р02= 100 мм рт. ст., 90 мм рт, ст., 40 мм рт. ст. Рассчитайте по кривой, насколько уменьшается % насыщения гемоглобина кислородом при снижении напряжения О2 на 60 мм рт. ст. в зоне высоких (100—70) и средних его напряжений (60—30). Каков % насыщения гемоглобина кислородом на высоте 4000 м над уровнем моря, где парциальное давление 02 в альвеолярном воздухе равно 65—70 мм рт. ст.?
|
|
7-62. Какое значение имеет смещение кривой диссоциации НЬ02 при изменениях рС02 в крови?. В каком направлении смещается кривая диссоциации оксигемоглобина при интенсивной мышечной работе и почему?
7-63. Рассмотрите пневмограмму и опишите изменения, происшедшие в характере дыхания после холодового выключения блуждающих нервов. Объясните причину наступивших изменений. Сделайте заключение о роли блуждающих нервов в регуляции дыхания.
Пневмограмма кролика до и после холодового выключения блуждающих нервов.
7-64. У кажите, изменится ли характер дыхания после перерезок ствола мозга выше линии 1, на уровне 2, 3, 4 и ниже. Если произойдут изменения, то какие. 2) Как изменятся дыхательные движения грудной клетки после половинной перерезки между продолговатым и спинным мозгом?
Нижняя часть ствола мозга (вид сзади). ПН — центр пневмотаксиса в варолиевом мосту. Пунктирные линии 1, 2, 3, 4 — уровни перерезок.
7-65. Почему по мере развития вдоха частота ПД в афферентных волокнах блуждающего нерва возрастает? Как меняется функциональное состояние инспираторных нейронов бульбарного дыхатель-ного центра при возбуждении афферентных волокон блуждаю-щего нерва? Как в этой связи меняется состояние наружных межреберных мышц и диафрагмы? Как это отражается на пневмограмме?
Потенциалы действия (ПД) блуждающего нерва: а - отметка времени; б — ПД; в — пневмограмма; вдох — подъем вверх, выдох — спуск вниз
7-66. Как изменится характер дыхания у собаки А и у собаки Б при зажатии трахеи у собаки А? Какие заключения можно сделать на основании результатов этого опыта?
Схема классического опыта Фредерика с перекрестным кровообращением
7-67. На рисунке изображены пневмограммы сросшихся близнецов. Одна из девочек спит, а другая бодрствует. Укажите, какая пневмограмма записана у спящей, а какая у бодрствующей. Охарактеризуйте отличие пневмограмм. О чем свидетельствует различие в ритме дыхания у обоих детей?.
7-68. При аппаратном искусственном дыхании кислородом, например, в полетах на больших высотах, в баллон с кислородом добавляют 5% СО2 (такая смесь носит название карбогена). При хирургических операциях на сердце, проводимых в условиях гипотермии, в перфузирующий раствор, насыщенный О2, добавляют СО2 в объеме 3—4%. С какой целью это делают?
7-69. При спуске в глубокую плохо вентилируемую шахту возможны такие случаи: А) На большой глубине ее имеется достаточное для жизни количество кислорода и избыточное содержание (парциальное напряжение 40 мм рт. ст.) углекислого газа; Б) Допустимое содержание углекислого газа и недостаточное для жизни организма количество кислорода. Что надо предпринять для безопасности пребывания человека в шахте в том и в другом случае?
Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета
7-70п. У новорожденного котенка перерезали оба диафрагмальных нерва. Как изменится при этом дыхание?
7-71п. Чему равно межплевральное давление у новорожденного ребенка на высоте вдоха и выдоха.
7-72п. Новорожденный ребенок дышит 30 раз в минуту. Ваш вывод?
7-73п. Отражается ли на дыхании ребенка тугое пеленание живота и почему?
7-74п. За счет чего увеличивается легочная вентиляция и МОД при физической нагрузке у детей раннего возраста?
7-75п. Какой особенностью отличается состав альвеолярного воздуха у детей раннего возраста?
7-76п. Чем отличается от взрослых состав выдыхаемого воздуха у детей раннего возраста?
|
|
7-77п. Почему у детей в альвеолярном и выдыхаемом воздухе больше кислорода и меньше углекислоты, чем у взрослых?
7-78п.В каком возрасте в эритроцитах у детей появляется фермент карбоангидраза?
7-79п. Ребенку исполнилось 11 мц, он начал ходить. Как меняется у него в это время тип дыхания?
7-80п. У ребенка грудное дыхание начинает доминировать над диафрагмальным. Каков возраст у этого ребенка?
7-81п. Новорожденный ребенок сделал максимально глубокий вдох. Чему в этот момент равно у него давление в межплевральной щели, если атмосферное давление 760 мм рт.ст.?
7-82п. Расставьте в таблице цифры так, чтобы частота дыхания соответствовала возрасту ребенка.
возраст | 1 день | 1 год | 5-6 лет | 14-15 лет |
частота дыхания | 40-60 | 18-20 | 25-30 | 30-35 |
7-83п. Соответствуют ли данные этой таблицы действительности? Если нет, то какими они должны быть?
возраст | 1 день | 1 год | 6 лет | взрослый |
Отношение МОД/масса тела в кг |
7-84п. Ребенок во время игры много бегал. Как и за счет чего изменялась у него легочная вентиляция?
7-85п. При анализе выдыхаемого воздуха в первом случае обнаружено 4% СО2 и 16,4% О2; во втором случае 2% CO2 и 18,4% О2. Какой из этих анализов сделан у ребенка?
7-86п. Вычислите парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе ребенка в возрасте 1 мц., если его процентное содержание соответствует норме, а атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.
7-87п. Вычислите парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе ребенка 1 года, если его процентное содержание соответствует возрастной норме, а атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.
7-88п. Анализ газов в артериальной крови показал, что в первом случае О2 содержится 15%, CО2 40%; во втором случае эти цифры составляют соответственно 20% и 60%. В каком случае кровь принадлежит взрослому, в каком - ребенку?
7-89п. С увеличением возраста ребенка содержание О2 в крови (возрастает, падает), количество СО2 (уменьшается, увеличивается, не изменяется). Вычеркните в скобках слова, которые не соответствуют истине. О какой крови идет речь - артериальной или венозной?
|
|
7-90п. В плохо проветриваемой комнате с содержание СО2 больше нормы и недостаточным количеством О2 находятся взрослые и дети. Кто из них раньше почувствует духоту в помещении?
7-91п. Представленные справа пневмо-граммы записаны в покое у взрослого и у ребенка. Какая из их принадлежит ребенку и почему?
7-92п. Вычислите величину минутного объема дыхания у новорожденного ребенка в покое, если дыхательный объем равен 20 мл.
7-93п. Определите, во сколько раз минутный объем дыхания взрослого человека в состоянии покоя больше минутного объема дыхания новорожденного ребенка, если ДО взрослого равен 500 мл.
7-94п. Если у новорожденного при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить и возникает асфиксия. Почему?
7-95п. Рассчитайте минутный объем дыхания у новорожденного, ребенка 5 лет и взрослого, пользуясь данными таблицы.
Возраст | Частота дыхании в 1 минуту | Дыхательный объем |
Новорожденный | 40—60 | 15—20 мл |
Ребенок 5 лет | 25—30 | 80—100 мл |
Взрослый | 16—20 | 400-600 мл |
7-96п. Рассчитайте коэффициент вентиляции у новорожденного ребенка, пользуясь таблицей.
Дыхательный объем 20 мл |
Объем вредного пространства 10 мл |
Остаточная емкость (объем остаточного воздуха) 20 мл |
Резервная емкость (объем резервного воздуха) 80 мл |
(Задачи №№ 7-97п – 7-113п из Сборника задач по физиологии под ред. В.М. за Смирнова [ 4 ])
7-97п. Что является органом внешнего дыхания у плода? Имеются ли у плода дыхательные движения?
7-98п. С какой недели внутриутробного развития у плода появляются периодические дыхательные движения? Каково их значение? Какие факторы их усиливают?
7-99п. Какова частота периодических дыхательных движений плода, расправляются ли легкие при этом, попадает ли амниотическая жидкость в дыхательные пути и легкие?
7-100п. Чем объясняется небольшая глубина дыхания у грудного ребенка?
7-101п. Какова величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у детей
5-, 10- и 15-летнего возраста?
7-102п. За счет роста частоты или глубины дыхания увеличивается минутный объем воздуха (МОВ) у детей грудного возраста? Почему?
7-103п. У детей или у взрослых работа, затрачиваемая на вентиляцию легких (относительно) больше? Почему?
7-104п. Как изменяется процентное содержание углекислого газа и кислорода в альвеолярной смеси газов с возрастом? Чему равны эти показатели у новорожденного ребенка и взрослого человека?
7-105п. Укажите содержание О2 в артериальной крови плода (пупочная вена) и в артериальной крови взрослого, объясните причину различий.
7-106п. Почему в крови плода напряжения кислорода меньше, чем в крови матери?
7-107п. Почему, несмотря на сниженное содержание кислорода в крови плода, его ткани получают достаточное количество кислорода для нормального развития?
7-108п. Что является стимулом, обеспечивающим возникновение дыхательных движений плода? Почему?
7-109п. Перечислите факторы, стимулирующие первый вдох новорожденного.
7-110п. Какие факторы обеспечивают более быструю диффузию газов в легком у детей?
7-111п. Какова степень возбудимости дыхательного центра у новорожденного и от чего она зависит?
7-112п. Дети первых лет жизни или взрослые легче переносят кислородное голодание? Почему?
7-113п. В каком возрасте появляется произвольная регуляция дыхания, с чем это связано? В каком возрасте она достаточно хорошо развита?