Искусство

Вне искусства Неосознанное делание вещи. Ремесленник, дилетант, любитель. В искусстве Чувственное делание вещи. Художник. Осознанное представление вещи. Проект (дизайн). Невозможен без квалификации (квалификация подразумевает не практические навыки, а уровень осознания). Художественные качества воплощения, в которых воплощается свойство проекта. Проект предполагает наличие осознанности своей квалификации. Соответственно, качество дизайнера отличается признаком качества проекта.

Обстоятельства делания вещи, определенные фактором осознанности делания как процесса с точки зрения искусства мотивируются смыслом этой деятельности. Возникает новое обстоятельство – мотив как решающее условие определения смысла «что я делаю», переходящее в ситуацию «как я делаю». Решающим фактором, определяющим смысл мотива в ДПИ, является декор.

Реабилитация[1].

Значение декора в ДПИ. Узор – факт определения ДПИ. Факт мифотворчества (многозначность смысла как способ раскрытия предмета в сюжетной поэтик («Сюжет» - фр. sujet - предмет). Декор раскрывает мотивы в узоре. Декор определяется художественными свойствами и энергетическим ресурсом (исходя из двойственности вещи). Декоративная энергетика определяется смыслом этой вещи, а следовательно в листе факторами декоративного в декоре.

Факторы проявления ДПИ. Фактор, т.е. причинно-следственное обстоятельство, при котором образуется мотив, заключенный в узоре:

1. Мифология (система образных мыслей, наделяющих смыслом мир вещей). Каждый предмет имеет свой смысл, и человек наделяет (одушевляет) по своему усмотрению предмет соответствующими декоративными признаками;

2. Ритуальность (исторически сложившаяся форма своего поведения). Определяется наличием (присутствием) каждой вещи. Предмет есть часть той жизни, которую он организует. Фактор обряда в религии, свадебного процесса, государственных службах (армии, полиции, юстиции, таможни и т.д.), рождении, смерти;

3. Производство (место, где делается вещественный материал, и способ обработки, заказ, заказчик, производитель). Организует предмет с позиции функциональной целесообразности;

4. Потребление (использование продукта в процессе удовлетворения). Регулирует предметный мир социальным статусом, в нем торжествует человеческий фактор.

Факторы декора ДПИ. Факторы декора формируют генетические свойства декоративности (принцип отбора). Умение обращаться к декору: разрабатывать, определять свойства, воплощать – реализовывать свои представления о вещи, делать художественную вещь.

ДПИ регулирует классификационное направление делания вещей в следующих видах по мере усложнения:

1. Конструкция вещи (художественное конструирование) множество подходов к определению формы. Подходы регулируются смыслом, понятием (декоративный объем, декоративная конструкция, декоративное пространство, декоративная вещь) устройства формы как качества декора;

Технология (художественно-технический процесс делания вещи). Роспись, декоративная печать, плетение, перегородки, коллаж, аппликация, вышивка, выжигание, выпиливание, чеканка, штамп, гравирование, резьба по дереву, кузнечное дело и т.д;

2. Художественный декор (воплощается через графику). Обособление декоративного искусства в особую изобразительную ветвь – узор, орнамент, декоративный рисунок, сюжетные мотивы. Вносит в декоративно-прикладное искусство специфические качества графики, рисунка, в отдельных случаях живописи. Художественное достоинства этого вида так высоки, что он может демонстрировать себя в отрыве от вещи, пример - греческая вазопись;

3. Художественное оформление. Придание объекту значения художественной формы. Намеренная художественная акция. Форма в оформлении доминирует. Суть в совершенстве. То, что мы сейчас именуем дизайном. Художественные изыски дизайна строятся в двух противоположных направлениях. В сторону дробности, усложнения формы и наоборот - ее упрощения, утилизации.

4. Декоративные проекты. (Актуальное искусство). То, что предназначено не для украшения, а для обозрения и понимания. Демонстрируют смысл как категорию декора. Декор как концептуальная единица смысла. Проектный объект демонстрируется как факт влияния в пространстве смысловой коммуникации. Декоративное и художественное представляются как единое целое. Воплощаются в проектных мотивациях, видах и жанрах современного искусства (медирейд, инсталляция, хэппининг, перформанс, пабликарт, стриттарт, артмеккерство - художественный проект) как синтетическая природа декоративного искусства. В декоративных проектах размываются рамки видов искусств. Живопись становится скульптурой, графика – живописью и т.д. В них активно интегрируются другие искусства – музыка, литература и поэзия, театр и кино, видео. Художественный проект – декоративная мотивация на способе представления. Внутренний мотив развивается как способ самореализации. Проект – поиск неизвестного, проект не обязан воплощаться. Суть проекта в самом проекте.

Основные отличительные факторы ДПИ. Художественные вещи определяются, в первую очередь, материальным состоянием и набором утилитарных свойств, которые, в том числе, могут быть выражены свойством материала. ДПИ выражает прикладной фактор, но принцип красоты преобладает. Однако, декоративное искусство, в основном, продвигают художники-ремесленники. ДПИ определило собственные художественные приоритеты – исключительные свойства материала плюс уникальность ручного труда. Ручная работа определяет выбор материалов и технологий их обработки. Решаюший фактор ДПИ – материальность и подлинность.

Иерархия подлинности материалов:

- дерево,

- кость,

- камень,

- стекло,

- металл,

- кожа,

- шерсть,

- шелк,

- глина,

- песок,

- пластик;

- картон;

- бумага.

Предметные формы ДПИ. Предмет создает прецедент вещи, это обстоятельство стимулирует формирование ценностных качеств ДПИ. Вещь не всегда может быть предметом, но всегда обладает предметным свойством. Предмет – конечная цель творчества, в ДПИ цель обретает конкретные свойства предмета. Мир многообразен, но его многообразие можно объяснить как бесконечность предметного мира. Предмет – факт искусства.

Взаимопроникающие слои формы. В предметном мире любой предмет имеет предположение (Леонардо Да Винчи) формы:

- природные формы (сложный неоднозначный природный мир), в основе объект или то, что может его представлять (явления природы – волна);

- искусственное формообразование (в основе предмет как комплекс эстетических качеств, приданных ему автором или собственником). Предмет индивидуален и анонимен одновременно.

Художественная жизнь определяется материальным состоянием и утилитарными свойствами предметного мира.

Иерархия предметных ценностей:

0. Природные объекты. (Камни, ветки, древесная кора и т.д.). Предметы, созданные без участия человека, но используемые им в декоративных целях или в жизненно необходимых случаях (камень как инструмент для забивания гвоздей). Материальное состояние, художественность вещи определяется потребительскими свойствами. Утрата утилитарного состояние превращает предмет в артефакт. Утилитарное состояние – проблема декоративного искусства.

1. Утилитарные предметы. Придают жизни факт существования (ложка, вилка). Обеспечивают жизненно важные задачи функционирования человека, без которых он не может обходиться;

2. Предметы с потребительскими свойствами. Обеспечивают уровень потребления, организуют качество цивилизованности (атрибуты быта: мебель, чайник, фен, ножницы);

3. Предметы производства, профессиональной деятельности. (Ручка для письма, ключи, отмычки). Обладают ритуальным (магическим) свойством. Сопровождают человека с момента рождения;

4. Декоративные предметы украшения быта (хрустальная ваза, ювелирные украшения). Эти предметы не несут существенной практической пользы, в них феномен смысла жизни человека;

5. Коммуникативные (общение, информирование) предметы. (Книга, часы, фотоаппарат, телефон, телевизор). Это предметы рассказывающие, показывающие, информирующие. Особые свойства этой группы заключаются в их технологичности (утилитарное свойство), в проникающей (сквозной) декоративной сущностью устройства. Внешний облик – внутренность, изнанка. Предмет – высокоорганизованная структура, как человек. Коммуникация – одно из важнейших невыясненных свойств предмета. Это феноменальное явления, организующее (оформляющее) образ жизни человека в той или иной степени его сознания, гуманитарных проявлений человеческого духа;

6. Высокотехнологичные организованные объекты. (Яхта, поезд, замок, коттедж). Это предметы, помещающие в себя. На первом месте проблему осуществления к овеществлению (чем выше и сложнее уровень потребительских свойств, тем выше затраты на его воплощение). Декоративно-прикладное искусство в этом случае исключает экстремальные ситуации, но имеет их в виду, предполагает их наличие. Форма становится перманентным (бесконечным) предметом (физические, материальные, функциональные, эстетические качества).

З. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДИЗАЙНА

Предметные ценности определяются в том числе и достижениями дизайна. Дизайн всегда развивался параллельно с декоративно-прикладным искусством и существовал всегда. На заре цивилизации в каменном веке, когда человек примеривал каменный топор, он задумывался о целесообразности и удобстве предмета как о вещи. Красота возникает потом, как духовная сфера жизни человека. То есть изначально дизайн, и уже далее ДПИ. Все решает функция.

Функция предмета. Функциональность находится в прямой зависимости от формы и является решающим аргументом формообразования. Удобство пользования. Простота и внятность пластической организации формы, доступные и эффективнее методы производства и распространения (коммуникации) специфические отличия дизайна как вида художественной деятельности. С этой позиции простая крестьянская телега принципиально ничем по качеству дизайна не отличается от навороченного «Мерседеса» последней модели. Однако, по отношению к проявлениям свойств ДПИ названные предметы существенно отличаются. Сущность декоративности в первом примере являются проникающим свойством качеств предмета как вещи в процессе их материального воплощения ручным способом. Момент рукотворности делания вещи, в данном случае, сближает позицию дизайна как вида художественного творчества с декоративно-прикладным искусством минуя фактор декора. Машинное (обезличенное) воплощение этих же качеств во втором примере принципиальным образом выводит эти же качества даже при наличии признаков декора из категории ДПИ в категорию дизайна. Декоративная сущность машинной (производственной) вещи представляется на уровне домыслов как набор проектных мотиваций, оправдывающих функциональную значимость конкретного предмета (придание функции художественной формы). Таким образом, дизайн в процессе своей эволюции из факта ДПИ преобразуется в факт проекта, то есть является видом проектной деятельности.

Основные проблемы существования дизайна. Проектная мотивация объясняет и регулирует проблемы его существования, которые необходимо понимать каждому дизайнеру. Дизайн (от анл. Design – замысел, чертеж, рисунок, проект) вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими (потребительскими – О.К. Ампилогов) свойствами. В более узком смысле - художественное конструирование. В действительности природа дизайна объясняется, в первую очередь, наличием потребности в массовом производстве вещей и коммерческим условиями сбыта этих вещей. Коммерция (ситуация выгоды, а не пользы) диктует набор потребительских свойств, среди которых помимо простоты и функциональности пользования, весьма значимую позицию сохраняет (со времен ДПИ) эстетика предмета, заключенная как во внешнем (образном) виде так и в ее материальном воплощении. Любая вещь обращена к живому человеку. Даже если она является аксессуаром велосипеда или лошади, не говоря уже о домашних животных. Произошло это не вдруг и не сразу. Дизайн, понятие английского происхождения, также как проект имеет латинские корни. Реально мы имеем историю перехода цивилизации с мощеной камнями дороги Древнего Рима на рельсы железной дороги просвещенной Европы в эпоху промышленной революции, родина которой, как мы знаем, является буржуазная Англия. Наличие скорости коммуникации плюс демократические процессы европейского общества форсирует мотивы коммерческой мотивации вещи. Эстетически ценная (достойная) вещь для всех, а не для избранных – вот лозунг продвижения дизайна, позиции которого в дальнейшем укрепляются и утверждаются в современном обществе. ДПИ не то, чтобы исчезает вовсе. Скорее наоборот, следует говорить о подмене понятий. ДПИ не как «принцип декора» и «ручное воплощение – рукотворность вещи», а как всеобщая гармоническая модель представления (проекте) вещи. Рукотворность (арт-дизайн) и машинность (производственное искусство) в современном дизайне являются делом случая. Обстоятельства художественной практики дизайна формируют условия его существования, то есть художественные концепции деятельности, линии (по терминологии железной дороги).

1. Традиционная линия, идущая от художественных традиций ДПИ, которая мотивируется конкретной задачей создания художественной формы. Чем сложнее и интересней по конфигурации форма, тем, считается, лучше и качественнее дизайн (дизайнер). Функция вещи здесь хоть и имеет место, но не имеет существенного значения. Главное – художественная форма, ее образная выразительность (в этом качестве вещи дизайн и ДПИ пересекаются, солидаризуются). Позиции сделанности, вкуса (моды) в этой линии дизайна занимают не последнее место.

2. Реалистическая линия (реальный, подлинный, объективный – от латинского слова realis – вещественный, действительный). Заключается в реальной задаче преобразования функции в художественную форму потребления. Тотальный дизайн (дизайн среды) как реальная задача организации образа нашей жизни. Дизайнер организует процесс создания вещи через преобразование сложной вещи в простую. Такой дизайн идет рядом с изобретательством. Образ мысли дизайнера согласуется с мыслью инженера, технолога - проектировщика. А достоинства вещи определяются уровнем мысли заурядного потребителя (обывателя). Проект является сущностью декоративной мотивации вещи от замысла до воплощения. В направлении этой линии деятельности дизайна чрезвычайно актуальны новизна идеи, совершенство замысла, простота и доступность воплощения и коммуникации вещи.

Проект (дизайн) реализуется в пяти измерениях:

1. В измерении времени;

2. В измерении пространства;

3. В измерении формы;

4. В измерении материала и технологии воплощения;

5. В измерении условий сбыта (коммерция и потребительские свойства) и пользования.

Дизайн – проектная концепция ДПИ. Однако, в отличие от декоративно-прикладного искусства суть дизайна самом дизайне, то есть в проекте (образное воображение, знание материалов, технологий, систем коммуникаций – специальное образование). Ничего более этого дизайнер потребителю предложить не может. Он не рисует, не режет, не шлифует вещь. Он лишь предлагает проект вещи. А саму вещь делает машина. Дизайн определяется качеством и уровнем промышленного производства, целиком и полностью находится в зависимости от него. Дизайн не существует вне производства (унификация в ДПИ отсутствует). Конечный итог, кроме того, корректируется коммерческими интересами - спросом (модой) и массовым тиражом (затратами производства). Формула коммерции - спрос определяет клиент, а значит, прощай свобода, несовместимая с художественным творчеством (в ДПИ художник может делать для себя – имеет право на самовыражение, дизайнер же надеется на конкуренцию). Дизайн не является видом изобразительного искусства. Проектная деятельность это практика профессии, она может быть оценена, исключительно с позиций профессиональных приоритетов, не всегда понятных любителям и знатокам искусства. Издержки дизайна порождают ширпотреб. Вещь массового потребления, атрибуты которой - дешевый суррогатный материал, упрощение технологии, примитивный декор, несостоятельность (отсутствие вкуса, художественного и специального образования, профессиональная безответственность, соглашательство) дизайнера. Эстетика вещи – это нравственная порядочность вещи, ее добротность и долговечность. В этом плане декоративно-прикладное искусство – задача неразмерно художественная. В ней ставится и решается дальнейшая судьба как вещи, так и ее создателя, художника и мастера.


[1] Реабилитация (т.е. овеществление – О.К. Ампилогов) – материальное воплощение наших же представлений о жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: