Духовная сфера жизни общества и проблема ценностей

Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область общественной жизни, которая выходит за пределы предметной деятельности, производства материальных благ, элементарных средств существования. Духовная жизнь – это область, в которой раскрывается сущность самого человека. Человек и общество связаны с миром не только материальными процессами обмена, производства и потребления. Кроме материально-преобразовательной деятельности человек способен производить нематериальные сущности: идеи, образы, догмы, понятия, теории, идеалы. Это – целый мир, мир идеальных, духовных ценностей. Однако, духовная жизнь не сводится только к производству идеальных ценностей. В совместной жизни люди могут потреблять их или производить обмен. Таким образом, духовнаяжизнь обществаэто активная целесообразная деятельность людей по производству, обмену и потреблению идеальных, духовных ценностей.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации и взаимодействия с ним. При этом создаваемый человеком идеальный мир обладает относительной самостоятельностью, автономностью. Кроме того, у духовных творений есть еще одно свойство. Однажды возникнув и доказав свою значимость, они могут неограниченно долго сохранятся в социальной памяти человечества в опредмеченном виде, в форме знаков, символов, звуков, изображений.

Поскольку духовная жизнь общества происходит и отталкивается от сферы материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовные потребности, духовные интересы, духовная деятельность, духовные блага (ценности) и т.д. Кроме того, в духовной сфере возникают свои особые общественные отношения (нравственные, религиозные, эстетические и т.д.)

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (нравственные, религиозные, эстетические) для человека являются существенной чертой и объективной необходимостью, иначе он не был бы человеком. Это не врожденное свойство человека, оно формируется в процессе социализации, приобщения его к человеческой культуре. Осознанные духовные потребности выступают для человека как духовные интересы.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИэто идеальные духовные образования, своеобразная форма отражения общественным сознанием окружающего его мира. В духовных ценностях (понятиях добра и зла, прекрасного и безобразного, истины, справедливости и др.) выражается особое отношение человека к наличной реальности. Этой реальности противопоставляется некое иное, идеальное, более совершенное состояние мира и общества, которое может быть установлено. Духовные ценности это не только оценка мира существующего, они содержат в себе цель, желание, надежду, то есть нечто должное, а не сущее. Вырабатываются духовные ценности в процессе духовного производства.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку духовных ценностей в особой общественной форме, осуществляемую, профессионалами умственного труда, хотя в этом процессе задействовано общество в целом. Результатом духовного производства являются д уховные продукты. Среди них можно выделить: 1) духовные ценности (образы, идеи, теории и др.), 2 ) духовные общественные отношения, 3) сам человек, как продукт духовного производства.

В духовном производстве обычно выделяют три его вида или отрасли: эстетическое, религиозное и научное. Политика, право и мораль не являются особыми видами духовного производства потому, создаваемые там ценности и отношения не создаются отдельными специалистами, они есть результат взаимодействия многих людей и поколений.

Особенности духовного производства: 1)его конечным продуктомявляются нематериальные, идеальные образования; 2) духовное производство носит всеобщий характер; 3) сами средства духовного производства (образы, идеи, теории) неотделимы от непосредственного производителя; 4) духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Она обладает значимостью даже безотносительно к результата. Иначе говоря, она самоценна.

Таким образом, подводя итог всей темы можно сказать.

1. В философском плане общество – это особая, социальная форма движения материи.

2. Особенностью этой формы движения материи является то, что она есть способ жизнедеятельности людей, Поэтому социальная философия это другая сторона философской антропологии.

3. В социальной философии отображаются наиболее общие проблемы, происхождения и сущности общества, его взаимосвязь с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: