Предисловие ко второму изданию. Эта книга подчинена одной цели — отразить исторические факторы, сопровождавшие появление и развитие Исламского правоведения

Эта книга подчинена одной цели — отразить исторические факторы, сопровождавшие появление и развитие Исламского правоведения, Фикха,
с тем, чтобы читатели смогли лучше понять, как и почему возникли различные школы Исламской правовой мысли [Мазхабы). Выражаю надежду, что понимание этого, в свою очередь, будет способствовать преодолению мелких различий и расхождений, обычно возникающих тогда, когда современные последователи разных школ или те, кто не принадлежит ни к одной из них, пытаются наладить совместную работу. Поэтому еще одной целью данной книги является обеспечение теоретической базы воссоединения Мазхабов, а также идеологической основы для освобождения Исламского сообщества от основновных последствий фракционности Мазхабов.

Насущная потребность в этой книге ясно видна из дилеммы, встающей перед новообращенными Мусульма­нами. Когда они изучают основополагающие законы Ислама, перед ними постепенно вырисовывается совокупность норм, основанных на одной из четырех школ Исламского правоведения, т.е. соответствующего Мазхаба. В то же время ему, возможно, известно и о существовании трех других Мазхабов, а также о том, что все они основаны на Божественном Откровении — Коране. Поначалу это не представляет проблемы для новообращенного Мусульманина, ибо он всего лишь следует законам, преподанным его конкретным учителем, который, разумеется, следует одному конкретному Мазхабу. Когда же новообращенный начинает контактировать с другими Мусульманами из разных частей Исламского мира, он непременно узнает об определенных различиях толкований некоторых Исламских норм в том виде, в котором они преподносятся тем или иным Мазхабом. Его учитель, являющийся урожденным Мусульманином, несомненно, уверяет его, что все четыре Мазхаба сами по себе верны, и что пока он следует одному из них, он находится на верном пути. Однако некоторые различия между отдельными Мазхабами приводят новообращенного Мусульманина в недоумение. К примеру, здравый смысл подсказывает ему, что человек не может пребывать одновременно и в состоянии Ууду, и вне этого состояния. Но один из Мазхабов учит, что есть такие акты, которые прерывают Ууду, в то время как другой Мазхаб учит, что те же самые акты Ууду не прерывают. Как может быть какой-либо акт и разрешенным [Халяль), и запрещенным [Харам) одновременно? Это противоречие также бросается в глаза мыслящим Мусульманам — молодым и старым, которые обеспокоены царящими в Мусульманском мире застоем и упадком и отстаивают возрождение Ислама в его изначальной чистоте и единстве.

Видя ряд неразрешенных противоречий, некоторые Мусульмане решили вообще отвергнуть Мазхабы и их правила, заявив, что они будут руководствоваться только Кораном и Сунной. Другие занимают позицию, состоящую в том, что, несмотря на эти противоречия, Мазхабы основаны на Божественном Откровении и поэтому необходимо только избрать для себя один из них и следовать ему безусловно. Но, вероятно, обе эти позиции не принесут желаемого результата. Последняя является питательной средой для фракционности, раскалывавшей ряды Мусульман в прошлом и продолжающей этот раскол в наши дни. Первая же позиция, т.е. отказ от принятия Мазхабов в их целостности, ведет к отказу принимать Фикх предшествующих поколений. А это неизбежно приводит к экстремизму и отходу от верно­го пути всякий раз, когда Мусульмане, полагающиеся исключительно на Коран и Сунну, пытаются применить закон Шариата для новых условий, о которых ни в одном из этих источников нет однозначных указаний. Ясно, что оба эти подхода таят в себе серьезную угрозу солидарности и чистоте Ислама. Пророк Мухаммад (с) сказал: "Лучшее поколение — мое поколение, а потом уже те, кто следует за ними". Если мы принимаем Божественно вдохновленную мудрость Пророка (с), то отсюда следует, что чем дальше мы находимся от поколения Пророка (с), тем меньше вероятность того, что нам удастся правильно понимать, истолковывать и воплощать Истинные намерения, подразумеваемые в Коране и Сунне. Столь же очевиден и тот факт, что мнения ученых предшествующих эпох в большей степени отражают Истинные намерения, вытекающие из положений Корана или Сунны. А потому эти мнения являются важными звеньями и ориентирами, которые было бы глупо игнорировать в процессе нашего исследования и непрерывного применения законов Аллаха. По логике следует, что наше понимание и правильное применение этих правил зависит от объективных знаний о многовековой эволюции Фикха. Соответственно, любое исследование этого процесса автоматически охватывает рассмотрение эволюции Мазхабов и важного вклада каждого из них в Исламское право, а также причин очевидных противоречий в не­которых из их установлений.

Вооружившись этими базовыми знаниями, мыслящий Мусульманин, то ли новообращенный, то ли урожденный, сможет понять источники этих
"тупиковых" противоречий и воспринимать их в новом, правильном свете. Надеемся, что вслед за этим он присоединится к тем, кто будет активно работать для восстановления единства [Таухид], причем единства не только как главной движущей силы и источника нашей веры в Аллаха, но и единства в контексте всех Мазхабов и практического применения законов, образующих фундамент и каркас того образа жизни, который известен как Ислам.

Основной материал для этой книги был взят из моих учебных конспектов, а также магистерских исследовательских статей курса истории Исламского права [Тарих ат-Ташри), который вел доктор Асал в университете г.Эр-Рияда. Данный материал был переведен на английский язык, далее расширен и использован как учебный для двенадцатого класса занятий по курсу "Исламское образование", который я вел в частной школе Манарет Эр-Рияд в 1980—81гг. Этот учебный текст был опубликован весной 1982г. издательством Ас-Сак Букстор, Нью-Йорк, под названием " Уроки по Фикху". Настоящая же работа представляет собой доработанное и расширенное издание этих "Уроков".

Я хотел бы выразить свою благодарность сестре Джамиле Джонс за терпеливый набор текста и вычитку рукописи, а также своего отца Брэдли Эрла Филипса за его предложения и тщательное редактирование текста.

Надеюсь, что эта книга по истории Фикха поможет читателю взглянуть на Мазхабы с верных позиций, а также оценить, насколько сильна потребность в их воссоединении. В заключение я обращаюсь к Аллаху, Величайшему, чтобы Он принял этот небольшой труд во благо прояснения избранной Им религии, Ислама, ибо только то, что одобрено Им, в конечном счете — важнее всего.

Вас-Сапяму Алейкум.
Абу Амина Биляль Филипс
25 ноября 1983г. /21 Сафар 1404г.

(c) - Сокращение от арабского "Соллаллаху алейхи ва саллям" - Перевод: да благословит его Аллах и приветствует.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: