Вопрос 41: что будет с теми, кто умирает, не услышав о Христе. Справедливо ли отправлять их в АД

Этот вопрос нередко волнует молодых людей, и особенно часто, когда от болезни или несчастного случая умирают их друзья-сверстники. В ответ на этот же вопрос из рядов оппозиционеров, готовых атаковать нашу веру, нередко раздается мнение, что христианство, настаивающее на спасении исключительно верующих во Христа, несправедливо.

Фактически вопрос касается не столько погибших душ, сколько другой, намного более важной проблемы, а именно: таков ли Бог, как его воспринимаем мы? Здесь необходимо сделать некоторые пояснения.

Допустим, мы отвечаем на этот вопрос так: «Нет, Бог не обвиняет тех, кто никогда не слышал об Иисусе. Он найдет другие способы спасти их, возможно, Он примет во внимание степень искренности собственной веры каждого из них». Но в таком случае возникают две проблемы.

Во-первых, это противоречит словам Иисуса о том, что только Он есть «путь и истина и жизнь» и что «никто не приходит к Отцу», как только через Него (Ин. 14:6). Также убежденно говорят об этом апостолы: «…нет другого имени под небом», кроме имени Иисуса, которое спасает (Деян. 4:12). Либо Иисус и апостолы правы в своих заявлениях, либо вся христианская вера рушится на глазах.

Во-вторых, допустим, мы сказали, что Бог не будет судить не слышавших о Нем. Не появится ли у христиан в таком случае милое сердцу желание вообще избегать упоминания имени Иисуса где бы то ни было? Ведь тогда все спасутся, а мы во всяком случае не будем причиной чьего-то невежества или отказа от Евангелия и не понесем на себе осуждение.

Но ведь это плевок в лицо великой миссии, которую поручил нам Господь, — идти и проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16:15). Великий призыв, обращенный к нам, побуждает нас исполнять этот долг любой ценой и не отступать от него вплоть до второго пришествия Господа и конца мира. Именно этим и занималась Церковь на протяжении всех веков.

Несмотря на это, некоторые люди никогда не услышат Благую весть о спасении. Разве справедливо со стороны Бога судить их? Мы попытаемся выстроить свои рассуждения в двух направлениях, каждое из них имеет прочное основание в Священном Писании.

Во-первых, Библия говорит, что каждый человек имеет некие основные представления о Боге (о чем мы уже говорили раньше). Бог так явно открывает Себя в природе и в человеческой совести, что людям перед Ним нет прощения (см.: Рим. 1:20). Прощения, но за что? Прежде всего за то, что не искали Его, не стремились глубже познать Его. Павел говорит, что Бог открывает Себя только для того, чтобы люди смогли найти Его, пока Он в изобилии изливает на них Свою благодать и истину (см.: Деян. 14:17; 17:26–27).

Печально видеть, как многие отворачиваются от Божьего откровения и создают себе других богов. Культура язычников требовала, чтобы они изготовляли идолов из дерева и драгоценных металлов. Древние люди приписывали божественную силу рекам, облакам и горам. Более «просвещенные» западные люди вкладывали свою веру в деньги, престиж, чувственные удовольствия. Вместо того чтобы искать Бога, Который, невзирая на их непослушание, продолжает открывать Себя им, они вкладывают энергию в создание всевозможных лжебогов и впитывают в себя их этику (см.: Рим. 1:21–32). В результате они все глубже увязают в своих грехах и непослушании, а их сердца все больше ожесточаются против Бога, и, наконец, они падают так низко, что говорят: «Нет Бога» (см. Пс. 13:1).Такая жизненная позиция ведет лишь к тому, что Бог осудит и небо, и землю.

Гораздо труднее понять учение Священного Писания о природе спасения. Библия говорит нам: «От Господа спасение» (Пс. 3:9). Никто не заслуживает спасения. Все мы, взбунтовавшиеся против Бога и возлюбившие свои грехи, навеки заслуживаем Его гнева. То, что немногие спасаются для новой жизни через Иисуса Христа, лишь свидетельствует нашему грешному миру о величии Божьей милости и благодати.

Кто будет спасен? Все, кто признает Иисуса Господом и сердцем верит, что Бог воскресил Его из мертвых (см.: Рим. 10:9–11). Но кто способен на это? Все, слушающие слово Евангелия и имеющие дар веры, который тоже — дар Божьей благодати (см.: Еф. 2:8–10). Мы со своей стороны призваны нести Благую весть о Божьей любви в Иисусе Христе своим друзьям и знакомым и призывать их к покаянию, чтобы все могли верить Ему. Однако окончательное решение вопроса о спасении — в руках Божьих.

Можно спросить: в таком случае, имеет ли Бог право обвинять? Если спасение в Его руках, как же Он может обвинять тех, кто не слышал о Нем? В чем виновны эти люди? На это апостол Павел отвечает так: «А кто ты, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20). Какая невероятная дерзость — нам, падшим и грешным творениям, требовать отчета у Бога, настаивать, чтобы Он разъяснил Свое суверенное право, чтобы соответствовать нашей ущербной логике и удовлетворить наше чувство справедливости! Но пророк Исаия напоминает нам: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9). Короче, речь идет о вере в благость и мудрость Господа, о том, готовы ли мы оставить свои попытки докопаться до причин, почему Бог делает так, а не иначе. Мы только должны спросить себя, можем ли мы поверить в наше великое предназначение и предоставить Богу глобальное спасение людей, которым Он явит милость Свою по Своей воле (см.: Рим. 9:15–23). Писание задает вопрос нам: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).

К началу страницы

Краткое изложение ключевых пунктов:

• Число исторических документов, подтверждающих бытие Иисуса, значительно превышает число свидетельств о таких представителях древнего мира, как Тацит и Аристотель. У нас нет оснований сомневаться в земной жизни Христа.

• Последний документ, обнаруженный в библиотеке колледжа Магдалены в Оксфорде, доказывает, что Евангелие от Марка было написано около 40 года н. э., то есть всего через семь лет после распятия Иисуса. Подтвержден и тот факт, что первые христиане верили, что Иисус был истинным Богом.

• Иисус называл Себя Богом и за это был казнен.

• Воскресение Иисуса доказывает, что Он есть истинный Бог.

• Люди готовы жертвовать своей жизнью за истину, в которую верят, но они никогда не пойдут на это ради лжи. Все апостолы, кроме одного, претерпели мученическую смерть, но ни один из них не отрекся от правды о телесном воскресении Иисуса. Версия о заговоре последователей Иисуса с целью распространять ложь о Его воскресении ради собственной выгоды совершенно несостоятельна.

• Иисус умер за наши грехи. Ему угодно, чтобы мы просили у Бога прощения и искали Его присутствия в своей жизни, — чтобы мы поступили, как раскаявшийся разбойник на кресте.

• Только христианство указывает человеку путь к спасению — через восстановление любви и дружбы с Господом во Христе. Зная это, необходимо с любовью и терпением разъяснять уникальную истину христианства тем, кто придерживается иных конфессий.

• Конечное решение вопроса о спасении каждого человека, включая тех, кто при жизни никогда не слышал Евангелия, находится в руке Божьей. Наша задача: идти и проповедовать Благую весть всему миру.

К началу страницы

<< Глава 4 | Оглавление | Глава 6 >>

Чак Колсон «Откровенный разговор с подростком»
Часть 1. Вера и важнейшие вопросы жизни

Глава 6
Что значит быть христианином?

Жить, веруя

• Вопрос 42: В чем преимущества христианства помимо обещания вечной жизни? Не фанатично ли христиане придерживаются своих убеждений?
• Вопрос 43: Не является ли христианство религией малодушных и трусливых?
• Вопрос 44: Христиане говорят, что они "спасены", почему же некоторые из них ведут себя столь недостойно?
• Вопрос 45: Так как же стать христианином?
• Вопрос 46: Я произнес эту молитву. Что же изменилось во мне?
• Вопрос 47: Я не помню, когда я стал верующим. Это плохо?
• Вопрос 48: Как можно узнать Божью волю?
• Краткий обзор ключевых пунктов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: