Отрядное время

- Идите и расчертите квадрат 7x8,

будем ходить по кругу от забора до обеда

Фольклор

ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ – это святыня, на которую не смеет покушаться никто, здесь - способности, творчество, фанта-зия Отрядного Комиссара.

При планировании сбора между нами непременно разгораются споры по поводу того, сколько нужно давать време-ни на внутриотрядную работу. Ввиду разнообразия личных характеров и пристрастий господ комиссаров споры эти бессмы-сленны.

Есть, например, такие Отрядные, которым сбор в целом по большому счету не ну­жен. Они легко наполняют содер-жательной деятельностью любое количество отрядного времени и все им будет мало. По большому счету -это очень силь-ные педагоги и если выберут своей профессией учительство - счастлив будет тот класс, в котором они станут кураторами.

Комиссары юные, еще не могут самостоятельно определять большие цели, они хо­рошие исполнители. Оставшись с отрядом один на один и не имея конкретной задачи, они мучаются, пыхтят и превращают ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ в пение пе-сен, играния игр и разговаривания разговоров.

Истина посередине. Полагаю, что один-два часа в день на усмотрение стоящих на отрядах - разумный компромисс между двумя крайностями. Детям нужен дом, в кото­рый они время от времени возвращаться и отдыхать в нем душой.

Подбор, обучение, воспитание Отрядных Комиссаров - дело архиважное. Талант -товар штучный, и если уж он по-пался на пути какого-нибудь педотряда, умри, но затащи его. Очаруй, заколдуй, пригрози, но заставь ловить кайф педагоги-ческой работы.

Как-то довелось мне побывать в одном обычном-обычном летнем лагере. Схема отдыха была незамысловата: ежед-невно - речка, ежевечерне - дискотека. И так каждый день у всех отрядов. Разнообразие вносил только старший отряд, вожа-тая которого весь день ходила в обнимку с мальчиками, а эти мальчики периодически под прикрытием темноты и бегали в село за самогоном.

В этом лагере работал многочисленный штат. Все вожатые накануне прошли уче­бу, в их тетрадках было много запи-сей. Этими вожатыми руководили не только Старшаявожатая, но и Замдиректораповоспитательнойработе.

Я спросил у них: «Скажите,ну почему у вас каждый-каждый-каждыйвечер однатолько дискотека, дискотека, дис-котекаи ничего более?»

Ответ: «Так ведь дети ж просят». «А вы не пробовали за тридцать дней потока хоть один раз провести что-нибудь другое?»

Старшая вожатая и Замдиректораповоспитательнойработе вытаращили на меня гла­за:"А зачем? Детям же нравится".

Я стал прощаться: «Если вы не знаете, чем можно занять детей хотя бы один вечер так, чтобы им понравилось, то какого черта вы работаете здесь и гордо носите звания Старшейвожатой и Замдиректораповоспитательнойработе?».

«А не пошел бы ты!..»

Я уехал, наслаждаясь мыслью, что больше никогда не увижу этих мерзких баб. Че­рез год нисколько не был удивлен, случайно узнав, что в этом лагере появилась еще од­на должность - Методистпоорганизациидетскогодосуга.

Ох, уж это «дети просят». Припоминается еще случай. Довелось мне однажды вне­запно возглавить один отряд во-жатых, из которых я никого не знал даже в лицо. О том, что мне придется его возглавить, я узнал только за два дня до детей. Так что выбивать из вожатых дурь привычных стереотипов пришлось на ходу. На первой же планерке после отбоя, каждый из них произносил слова «дети хотят, дети просят...». Тогда я сказал: «Господа вожатые. Пожалуйста, достаньте по листку бумаги... Пишите... «Я, вожатый такой-то... обязуюсь съесть этот листок бумаги, если еще хоть раз заявлю на планерке, что дети чего-то там хотят...». Через неделю мы вспоминали об этом эпизоде с улыбкой.

В нашей работе главное: верить в свою правоту и всегда, с глубокой колокольни плевать на то, что требуют в начале потока дети, родители и начальники. Наградой за этот подвиг всегда будут сотни теплых писем от детей, родителей и иногда даже началь­ников. Умные и талантливые начальники бывают!.. Сам я не видел, но мужики расска­зывали.

Это я все к чему? К тому, что кадры решают все. Увы, в комиссары рвется огром­ное множество народа, среди кото-рых не так уж много умниц и художников педагогики. Есть много ненормальных с целыми букетами комплексов. Встреча-ются и педофилы и просто искатели дешевого летнего отдыха. Но какой соблазн, пригласить в комиссары не независимого Творца, а преданную, заглядывающую в глаза Серость! Сколько хоро­ших, ярких педотрядов осерила и стерла с лица земли эта порочная практика большого и малого начальства. Не бояться работать с теми, кто умнее и талантливее тебя - на это тре-буется огромная сила волн.

Однако я снова отвлекся. Несколько слов о Клубах по интересам, что записаны в плане и не выделены. Каждый ко-миссар, обладающий умением и навыками в какой-нибудь области, вполне может вести клуб любителей этого чего-нибудь.

Например, комиссар, владеющий гитарой, да будет вести «Песенный» клуб. Сту­дент театрального института вполне справится с клубом «Режиссер». Помешанные на психологии возглавят клуб «Искусство быть» и т.д.

Прежде чем доверить комиссару вести какой-нибудь клуб, весь педотряд требует провести его с ними, чтобы оце-нить: а вдруг дети от этого клуба будут не очень сильно в восторге?

После клубов до самого обеда готовимся к ЗОЛОТОМУ ВОВОЧКЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: