Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Переход к индустриальному обществу

1. Хронологические границы - 60-80-е годы XVIII вв. - сере­дина и вторая половина XIX в.

2. Географические границы - родина промышленного перево­рота - Англия, затем Франция, Германия, Чехия и т. д.

3. Последовательность процесса - началась в текстильной про­мышленности, затем охватила угледобычу, машиностроение, транспорт.

4. Содержание промышленной революции.

Техническая сторона Социальная сторона
В ходе промышленной революции происходило утверждение фабрич­но-заводской системы. Мануфакту­ра, основанная на ручном труде, заменялась фабрикой, в которой на основных производных операциях применялись машины Промышленная революция сопро­вождалась глубокими изменениями социальной структуры. Формиро­вались новые социальные классы -промышленная буржуазия и про­мышленный пролетариат, быстро росло население городов

5. Роль в переходе к индустриальному обществу: промышлен­ная революция - ключевое явление в этом процессе. Она преврати­ла промышленность в основу экономики, научный и технический прогресс - в важнейший фактор экономического роста, способст­вовала изменению социальной структуры и постепенному станов­лению развитого гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демокра­тических ценностей в экономической, политической и духовной сферах.

Основные черты индустриального общества

В экономической сфере:

а) бурное развитие промышленности;

б) преобладание промышленного производства над аграрным;

в) постоянное обновление отраслевого структуры промышлен­ности;

г) высокий уровень капитальных вложений в развитие произ­водства;

д) связь науки, техники и производства, развитые националь­ные и мировые рынки.

В социальной сфере:

а) преобладание городского населения над сельским;

б) увеличение доли квалифицированных слоев населения;

в) высокая социальная мобильность;

г) разрушение социальных привилегий.
В политической сфере:

а) закрепление принципа равенства граждан перед законом;

б) формирование правового государства;

в) признание демократических прав и свобод личности;

г) развитая структура гражданского общества.
В духовной сфере:

а) рационализация духовной жизни;

б) рост индивидуализма;

в) признание автономии личности от государства важнейшей
социальной ценностью.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Договорная теория - противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченности.

Сущность теории - источник и обладатель всякой власти - народ. Го­сударство образуется волеизъявлением свободных и независимых инди­видов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав, защи­ту их жизни, свободы, частной собственности. Переход разрозненных ин­дивидов, находящихся в естественном состоянии, к социально-государственному состоянию через друг друга в договоре.

Концепция естественного права предполагает наличие у людей до соглашения определенных прав, которые могут быть или взаимно ограни­чены или перенесены на другой субъект.

Идея народного суверенитета - права принадлежат народу как цело­му, который может передать их властелину.

Каждый имеет право на все. По взаимному соглашению людей уста­навливаются определенные «ценности» (правила), которые должны со­блюдаться. Для выживания человеку нужно исполнять естественные за­коны (в «Левиафане» Гоббс перечисляет 19 законов). «Естественный за­кон есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни». Первый закон - необходимо стремиться к миру; второй - каждому отка­зываться от своих прав для сохранения мира, передавать эти права дру­гим; третий - люди обязаны выполнять заключенные соглашения, здесь начало справедливости. Естественные законы действуют, если есть не только права, но и законы. Договор заключается однажды и навсегда. Правитель - единственный охранитель тех прав, от которых отказались подданные. Власть верховного правителя неделима и абсолютна. Вытека­ет из общественного договора, а не из «Божьей милости», обязанность выполнения подданными всех соглашений. Т. Гоббс - сторонник монар­хии и придерживался идеи всеобщего равенства людей.

Дж. Локк - «Два трактата о государственном правлении». О естест­венных правах людей: право на жизнь, право на собственность, право на свободу и право на защиту этих прав. Идея разделения властей. Ответст­венность правителей перед народом. Подчинение закону всех граждан.

Ф. М. А. Вольтер –«Философские письма», «Трактат о метафизике». Равенство людей как равенство политическое, ра­венство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравен­ство - предпосылка сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Вольтер - сторонник конституционной монархии, от­мены феодальных привилегий, свободы вероисповедания, печати, слова.

Ш. Монтескье - «О духе законов». Мир - первый естественный за­кон между людьми. 3 типа позитивных законов:

1. Международное право.

2. Общественное право.

3. Частное право.

Выделил судебную власть в качестве самостоятельной ветви. Довел идею разделения властей до логического конца.

Идеал Монтескье - конституционная монархия, основанная на стро­гом разделении властей, законодательной, исполнительной и судебной.

Ж.-Ж. Руссо - «Об общественном договоре». Естественное перво­бытное состояние общества - гармония с природой, равенство, свобода, нравственная испорченность, отсутствие собственности, несправедливо­сти, «золотой век человечества». Три вида правления: республиканское, монархическое и деспотическое. Каждый гражданин участвует в верхов­ной власти, в составлении законов и подчиняется законам.

Т. Мор - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилуч­шем устройстве государства и о новом острове Утопия»:

1. Общественная собственность.

2. Обязательный труд.

3. Высокоорганизованное производство.

4. Целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и рав­ное распределение общественного богатства.

5. Отсутствие денег.

6. Разнообразие труда и отдыха с целью развития человека.

7. Занятия полезными искусствами, науками.

8. Свобода, равенство людей.





Подборка статей по вашей теме: