Развитие гражданского общества с 2011 год по настоящее время

В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики в Казахстане является создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. Особое значение придается вопросам укрепления сотрудничества государства и неправительственных организаций в процессе решения различных актуальных вопросов социальной сферы: защиты прав человека, поддержки социально незащищенных групп населения, формирования здорового образа жизни, гендерного равенства, развития творческих инициатив и т.д. Взаимодействие государства и неправительственных организаций в Казахстане строится на принципах равноправного партнерства в рамках общенационального диалога.

Развитие институтов гражданского общества в современных условиях в Казахстане зависит от государственного социального заказа. В этом есть как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны государство может влиять и корректировать функции социального контроля, с другой стороны финансирование стимулирует возникновение новых неправительственных организаций, которые охватывают различные направления общественной жизни. Так, в период с 2009 по 2011 годы в республиканском бюджете на финансирование неправительственных организаций предусмотрено около пяти млрд. тенге. Примерно по полтора миллиарда в год. Кроме того, в местных бюджетах госорганов на работу с неправительственными организациями с 2009-го по 2011 год предусмотрено еще более трех миллиардов тенге. В республике действует более 300 диалоговых площадок в виде постоянно действующих консультативно-совещательных органов, экспертных и рабочих групп. Из них 20 – на уровне главы государства, 14 – при правительстве, более 140 – под патронатом акимов областей, Астаны и Алматы. При Мажилисе Парламента работает общественная палата, которая ведет общественную экспертизу на законодательном уровне. Советы по сотрудничеству с неправительственными организациями действуют при министерствах социального блока, акимах всех уровней, вплоть до районных и сельских. Неправительственные организации были привлечены к разъяснению среди различных целевых групп Послания президента народу Казахстана. 50 неправительственных организаций провели в общей сложности около 2000 мероприятий с охватом более полумиллиона человек. Кроме того, были опубликованы методические рекомендации, брошюры, книги по приоритетам послания. В качестве основных направлений деятельности были выбраны следующие приоритеты: консолидация общества и вовлечение граждан в реализацию общегосударственных задач; обеспечение стабильности и межнационального согласия; обеспечение обратной связи с гражданами с помощью неправительственных организаций; выстраивание новой модели взаимоотношений между институтами гражданского общества и государственными институтами [208]. Роль и значение неправительственных организаций все возрастает, именно они составляют основу современного гражданского общества, у которого имеются различные направления деятельности.

Сущностью гражданского общества является идея свободы от произвола – внешнего давления и несправедливости со стороны государства. Система самоуправления и политическая демократия в этом контексте призвана оградить граждан от возможности произвола и тирании. Политическая функция гражданского общества в соотношении его с государством заключается в объединении граждан, независимых от власти и осуществляющих деятельность с целью оказания влияния на принятие политических решений [209]. Соответственно, взаимоотношение государства и граждан может наиболее эффективно осуществляться именно посредством гражданских институтов, особенно в случае нарушений каких-либо прав человека. Именно в этой сфере необходимы негосударственные организации, которые следует рассматривать в качестве базовых институтов гражданского общества.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле граждан, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Укрепление и развитие общности и единства государственных органов и общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами. Своей деятельностью неправительственные организации охватывают практически все общественно значимые направления. Около двух миллионов граждан республики получают сейчас различного рода услуги, предоставляемые неправительственными организациями. В «третьем секторе» на постоянной основе работает около 100 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) – до 200 тысяч, добровольцев – более 250 тысяч человек. Совершенно очевидно, что государство напрямую заинтересовано в развитии неправительственного сектора и, как следствие, в повышении активности граждан в социальной сфере. Оно готово направлять, и направляет на эти цели серьезные ресурсы. Государственная поддержка НПО в Казахстане заслужила позитивную оценку международного сообщества. Главным событием, демонстрирующим всю зрелость казахстанского гражданского общества, стал форум НПО, прошедший накануне саммита ОБСЕ в Астане, тем самым как бы став началом большой международной работы под эгидой ОБСЕ. Среди участников форума – представители более 30 государственных органов и более 80 НПО из стран ОБСЕ. При Министерстве иностранных дел создан и интенсивно работает Консультативный совет по человеческим измерениям ОБСЕ. В его состав вошли представители госорганов и «третьего сектора», а также международные эксперты из США, Великобритании, Германии, Нидерландов и других стран. Как отметила в своем выступлении заместитель главы Центра ОБСЕ в Астане Жаннет Клетцер, председательство Казахстана в организации – своего рода рубеж, подтверждающий значимый этап страны на пути к демократии, а также ее весомый вклад в продвижение безопасности и сотрудничества на всем пространстве ОБСЕ. Как внутри страны, так и на всем пространстве ОБСЕ Казахстан в качестве действующего председателя продолжает проводить политику открытого диалога с гражданским обществом. Наиболее развитые институты гражданского общества в Казахстане - это неправительственные организации. Они, в определенной степени, играют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя некоторые функции социальных преобразований и работ в обществе, вносят свой вклад в решение различных проблем социальной сферы. Поэтому НПО или «Третий сектор» в Казахстане должен занимать активную позицию в демократических и социально-политических процессах.

В процессе развития институтов гражданского общества есть и негативные стороны, оказывающие свое отрицательное воздействие на этот процесс. За последние годы в Казахстане наметилась тенденция, когда неправительственный сектор в своей деятельности активно апеллирует к соответствующим государственным структурам, чтобы оказать влияние на принятие практических решений. Это в большинстве случаев не приводит к реальным результатам, потому что во многом обусловлено тем, что механизмы взаимодействия государства с неправительственным сектором разработаны лишь с его отдельными субъектами, к примеру, только с профсоюзами. Что касается других субъектов неправительственного сектора, то их взаимоотношения с государственными структурами носят частный и непостоянный характер. Становится очевидным, что именно такая «традиция» и есть проблемный момент, оказывающий тормозящее влияние на динамику и особенности развития гражданского общества в Казахстане в ближайшие годы. Хотя в последнее время и наметилась тенденция поворота государства к неправительственным организациям через «социальный заказ», однако неповоротливость государственных структур в своей попытке взаимодействия с неправительственными организациями с лихвой компенсируется разрозненностью лагеря неправительственных организаций. Причем разрозненность наблюдается не только в консолидации НПО по направлениям деятельности, но и в региональном срезе их деятельности. Можно отметить, что предпосылки дальнейшего развития гражданского общества в регионах Казахстана существенно разнятся. В целом, результаты развития гражданского общества в Казахстане на данный момент не позволяют говорить о нем как о состоявшемся факте. К примеру, особенностью формирования и роста неправительственных организаций в стране является их неравномерное региональное распределение, особенно в сельской местности. Разброс зарегистрированных неправительственных организаций по областям и городам страны показывает, что наибольшее их число сконцентрировано в Алматы, промышленно развитых Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях, густонаселенной Южно-Казахстанской области. В других областях развитие «Третьего сектора» оставляет желать лучшего. Это становится видно и по препятствиям, с которыми сталкивается большинство неправительственных организаций Казахстана. К примеру, полноценному развитию неправительственных организаций существенно мешает отсутствие стратегии сотрудничества между ними. На сегодняшний день в деятельности НПО прослеживается разобщенность, отсутствие координации усилий по решению социальных проблем. Не в последнюю очередь положение усугубляется наличием нездоровой конкуренции среди схожих по роду деятельности неправительственных организаций. Между организациями неправительственного сектора в рамках региона и всей страны в целом при решении определенных проблем, фактически не ведется целенаправленного диалога, взаимодействия и обмена опытом. Все это, в целом, отрицательно сказывается на их укреплении и дальнейших перспективах. В то же время можно отметить факты, когда сотрудничество между неправительственными организациями становится эффективным лишь в процессе реализации совместных проектов. Наличие конкуренции в среде неправительственных организаций обусловлено получением государственных грантов в рамках социального заказа. Существующая модель размещения государственного социального заказа не может привести к консолидации неправительственных организаций в однородных сферах деятельности. Это является существенным препятствием в формировании гражданского общества как системы общественных организаций, основанной на системном сотрудничестве их не только с государственными органами, но и друг с другом.

Особенность формирования и развития неправительственных организаций в стране заключается в том, что рост различных форм общественных организаций происходит разными темпами. Первоначально среди неправительственных организаций Казахстана преобладали общественные объединения. Однако впоследствии в структуре неправительственных организаций все большую роль занимают фонды, которые раньше составляли небольшую долю неправительственных организаций. Вполне вероятно, что это было обусловлено отсутствием в стране законодательного оформления фондов, которые юридически оставались общественным объединением. Так, после резкого увеличения в 1998-2000 гг. всех регистрировавшихся организаций, произошло снижение регистраций общественных объединений, тогда как число фондов стабильно стало расти. Другая особенность формирования и развития неправительственных организаций в стране заключается в том, что в деятельности зарегистрированных неправительственных организаций не прослеживается достаточной стабильности. То есть существование отечественных неправительственных организаций на зарубежные гранты не позволяет говорить о долгосрочности их деятельности. Однако нужно отметить, что подобным незаменимым качеством как стабильность на сегодня обладают только три группы неправительственных организаций республики: 1. Наиболее активные неправительственные организации, которые начали свою деятельность в начале формирования казахстанской государственности; 2. Неправительственные организации, которые в республике представляют интересы зарубежных организаций и являются в некоем роде их «филиалами»; 3. Неправительственные организации, чьи руководители имеют дружеские отношения с представителями организаций - грантодателей. При общем росте численности регистрируемых неправительственных организаций наблюдается тенденция к снижению количественного роста реально действующих организаций. В результате большее количество казахстанских неправительственных организаций существуют номинально, то есть на бумаге. На сегодня активно действующими неправительственными организациями можно назвать лишь чуть больше половины субъектов «Третьего сектора». При этом функционирующая часть неправительственных организаций не может охватить тот большой сегмент существующих в Казахстане проблем, что неизбежно наталкивает на вопрос об эффективности их деятельности. Несмотря на некоторые успехи в становлении основных институтов гражданского общества, можно констатировать, что казахстанское общество на данном этапе лишь формально обладает признаками гражданского общества. Полноценные и жизнеспособные институты гражданского общества в Казахстане, по большому счету, находятся в стадии становления. На сегодняшний день отечественные неправительственные организации, добившись определенного статуса в качестве институтов гражданского общества, все же не являются полноправными участниками социальных процессов в стране. Осознание, как самим обществом, так и государственными органами важной роли гражданских институтов, пока происходит в замедленном темпе. Вполне вероятно, что неправительственные организации в Казахстане начнут эффективно функционировать лишь после того, как гражданские ценности и идеалы будут в надлежащей степени восприняты казахстанским населением в процессе дальнейшей политической и социальной модернизации. Соответственно в настоящее время продолжается становление и развитие институтов гражданского общества, осуществляется активный поиск форм сотрудничества между институтами государства и институтами гражданского общества. При этом следует обратить внимание на функции общественного контроля за деятельностью государственных органов в первую очередь, а в целом и за всеми субъектами общественных отношений. По нашему мнению, именно наличие и осуществление общественного контроля превращает неправительственную организацию в институт гражданского общества. При этом даже потенциальная возможность осуществления этого контроля может давать основания рассматривать такие организации как институты гражданского общества с функциональной точки зрения. Таким образом, осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов с целью защиты и обеспечения прав человека следует рассматривать в качестве определяющих признаков института гражданского общества в современных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: