Вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине XIX века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Туманного Альбиона о питании школьников и подростков возникла лишь после Англо-бурской войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием.
Школьный период охватывает 11 лет жизни человека. В это время происходят интенсивные процессы роста ребенка, перестраиваются обмен веществ, деятельность эндокринной и сердечно-сосудистой систем, головного мозга. Рацион школьника необходимо построить таким образом, чтобы он обеспечивал повышенные потребности организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, способствовал полноценному обмену веществ, восполнял расход энергии, затрачиваемой на двигательную деятельность.
|
|
Естественно, что питание первоклассника существенно отличается от питания юноши, заканчивающего школу. Педагоги и врачи условно делят школьный возраст на три периода: младший (7-10 лет), средний (11-13 лет), старший (14-17 лет). Режим и рацион питания учащихся целесообразно строить с учетом этой периодизации. Разумеется, у школьников одного и того же возраста могут быть некоторые особенности пищевого рациона, зависящие от индивидуального отношения к пище, состояния здоровья, степени энергетических трат, связанных с занятиями физкультурой и спортом, выполнением работ, требующих значительных физических усилий и т. д.
В различные возрастные периоды физиологическая потребность школьников в пищевых веществах и энергии существенно различается. Однако в организации питания учащихся есть общий принцип: все они должны придерживаться строгого режима питания с учетом возраста и смены, в которую они посещают школу.
Режим питания – это соблюдение определенных часов приема пищи и интервалов между ними, наилучшее распределение количества принимаемой пищи и ее энергетической ценности в течение суток. Продумывая режим питания ребенка, родители должны учитывать распорядок его дня, нагрузки, особенности обучения в школе, занятость спортом, общественной работой и т. д. Они должны стремиться воспитать у ребенка сознательное отношение к питанию и соблюдению режима дня.
|
|
Наиболее целесообразно установить следующий режим питания:
1-й прием пищи – в 8 ч. 30 мин.;
2-й – в 12-13 ч.,
3-й – в 15 ч. 30 мин.-16 ч.,
4-й – в 19 ч.
Завтрак и ужин (1-й и 4-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от суточной калорийности. Если ребенок занимается в первую смену, то в 11 ч. 30 мин.-12 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед – дома в 15 ч. 30 мин.-16 ч. (35 % от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12 ч. 30 мин.-13 ч., перед уходом в школу, а в 16 ч. – полдник в школе. Дети, находящиеся в школе на продленном дне, должны получать, кроме завтрака, обед (35 % калорийности). По возможности школьные завтраки должны быть горячими. Если это невозможно осуществить, то можно рекомендовать молочно-фруктовый завтрак (молоко – 200 мл, булочка – 80 г, сладкий творожный сырок или плавленый сыр – 50 г, фрукты свежие – 100 г). Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи (табл. 6), которые позволяют обеспечить чувство насыщения.
Таблица 6.1
Количество пищи для школьников на каждый прием
Наименование блюда | Количество, г, мл | |
Для детей 7-11 лет | Для детей 12-14 лет | |
Завтрак: Каша или овощи Кофе с молоком, чай с молоком Какао на молоке | 300-400 | |
Обед: Суп, Котлета, мясо Гарнир – овощи или каша Компот, кисель | 300-400 150-200 | 400-450 180-230 |
Полдник: Молоко, кефир, простокваша Булочка Фрукты | ||
Ужин: Крупяное или овощное блюдо Кефир, чай, кофе с молоком |
Обеды в школах должны быть правильно составленными и разнообразными на протяжении недели. Поэтому меню обычно составляют на 7 дней. Обед должен состоять из супа, второго блюда из мяса (рыбы) и гарнира, сладкого блюда (компот, кисель, сок, свежие фрукты). Желательно, чтобы перед первым блюдом были закуски в виде салата из свежих овощей или винегрета.
Такие продукты, как хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты следует включать в рацион школьника ежедневно. В то же время ряд продуктов (творог, рыбу, яйца, сметану) желательно давать через день. Школьнику не следует употреблять больше 1 яйца в день. Особую ценность для рациона учащихся представляют молоко и молочные продукты – кефир, простокваша, творог, сливки, сметана, различные виды сыров, включая плавленые. Как и детям дошкольного возраста, учащимся необходимы свежие овощи, фрукты и ягоды как источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, ферментов, органических кислот. Кроме того, содержащиеся в них пектиновые вещества и клетчатка благоприятно влияют на функцию кишечника.
Необходимо позаботиться и о включении в рацион школьника ржаного хлеба. В нем много витаминов, особенно группы В, полноценных белков и углеводов, солей, микроэлементов, содержится достаточное количество клетчатки.
Меню в зимне-весенний и летне-осенний сезоны существенно отличается. В теплое время года следует несколько ограничивать количество пищи, имеющей высокую энергетическую ценность, и вводить в рацион неограниченное количество фруктов и овощей. В зимнее время энергетическая ценность суточного рациона должна быть повышена, особенно для тех школьников, которые занимаются физкультурой и спортом.
Таблица 6,2
Примерный суточный набор продуктов (в граммах) для детей 11-14 лет
Наименование продукта | Количество продуктов, г | Химический состав, г | Калорийность, ккал | ||
Белки | Жиры | Углеводы | |||
Хлеб пшеничный | 200,0 | 14,0 | 1,40 | 99,80 | 480,0 |
Хлеб ржаной | 125,0 | 6,50 | 1,50 | 55,38 | 267,50 |
Мука картофельная | 5,0 | 0,04 | - | 4,05 | 10,75 |
Мука пшеничная | 35,0 | 8,26 | 0,35 | 24,40 | 110,95 |
Крупа, бобовые и макаронные изделия | 80,0 | 7,55 | 0.91 | 54,47 | 262,90 |
Картофель | 400,0 | 5,20 | - | 60,40 | 268.00 |
Овощи | 400,0 | 4,73 | - | 22,70 | 112,85 |
Фрукты сухие (яблоки) | 100,0 | 0,20 | - | 10,10 | 42,00 |
Клюква (свежие фрукты) | 20,0 | 0,08 | - | 1.46 | 6,20 |
Сладости | 15,0 | - | - | 11,10 | 45,45 |
Сахар | 60,0 | - | - | 57,30 | 234,00 |
Соль | 10,0 | - | - | - | - |
Чай | 0,2 | - | - | - | - |
Кофе | 3,0 | - | - | - | - |
Какао | 1,0 | 0,20 | 0,19 | 0,38 | 4,16 |
Масло растительное | 15,0 | - | 14,07 | - | 130,80 |
Мясо | 175,0 | 22,58 | 4,55 | - | 134,75 |
Рыба | 75,0 | 6,15 | 0,30 | - | 27,75 |
Яйцо (1 шт.) | 50,0 | 4,50 | 4,85 | 0,15 | 63,50 |
Масло сливочное | 50,0 | 0,20 | 39,25 | 0,25 | 367,00 |
Молоко | 500,0 | 14,00 | 17,50 | 22,50 | 310,00 |
Творог | 50,0 | 6,00 | 4,25 | 1,65 | 70,50 |
Сметана | 20,0 | 0,42 | 5,04 | 0,62 | 56,80 |
Сыр | 15,0 | 3,14 | 3,54 | 0,30 | 46,95 |
Итого: из них животного происхождения | _ | 93,75 56,99 | 98,30 79,88 | 427,01 _ | 3058,81 _ |
|
|
Примерное меню.
Завтрак
Омлет – 40 г
Каша из крупы «Геркулес» – 200 г
Кофе с молоком – 200 мл
Хлеб с маслом – 60 г
Обед
Салат овощной – 50 г
Суп овощной на мясном бульоне – 250 мл
Картофельная запеканка с мясом в сметанном соусе – 200-300 г
Кисель клюквенный – 150 г
Хлеб пшеничный – 20 г
Хлеб ржаной – 40 г
Полдник
Молоко – 200 мл
Сдоба – 60 г
Ужин
Рыба заливная – 65 г
Винегрет – 200 г
Кефир – 150 мл
Хлеб пшеничный – 30 г
Хлеб ржаной – 20 г.
Подростковый возраст, который называется пубертатным возрастом, пубертатным периодом или старшим школьным возрастом, – это период жизни, продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функции всех органов и систем. Принято считать, что подростковый возраст продолжается около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста.
Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов. С пищей подросток должен получать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. В норме соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4.
Как правило, рацион младенца, дошкольника и младшего школьника родители могут контролировать практически полностью.
С подростками дело обстоит немного иначе. Дети взрослеют и постепенно отдаляются от родительского гнезда, а мнение родителей становится для них гораздо менее значимым, чем мнение дворовой или школьной компании. Окружающая среда постоянно подкидывает новые соблазны: широко рекламируемые шоколадные батончики, газированные напитки, даже пиво (на первых порах безалкогольное) предлагаются именно им. И на гастрономические пристрастия тинейджеров оказывают влияние уже не родители, а друзья и подростковые группы. Конечно же, в такой ситуации проблем с питанием и, как следствие, со здоровьем не избежать. А кто, как не родители, должен позаботиться о здоровье детей, а значит, и об их правильном питании?
|
|
Первое и самое важное правило для родителей – следить, чтобы питание ребенка было сбалансированным, регулярным и разнообразным. Подростки нуждаются в большем количестве питательных веществ и энергии, чем дети любой другой возрастной группы. Подростковый период характеризуется бурным ростом, к которому иногда добавляется интенсивная физическая активность. И здесь весьма значительными становятся энергетические и пищевые потребности. И несмотря на то, что обычно к этому возрасту пищевые привычки уже сформировались, подростки нередко игнорируют семейные запреты, более частыми становятся приемы пищи вне дома.
У здоровых и активных подростков обычно хороший аппетит, но порой они просто не осознают, что есть нужно не что попало, а какие-то определенные продукты. Очень важно, чтобы в период созревания они полноценно питались, а не употребляли закуски с высоким содержанием жиров, сахара или соли. Свежие и сушеные фрукты, орехи в качестве закуски полезнее чипсов и сладких батончиков. Помочь взрослеющим детям грамотно составить рацион должны родители.
Рацион питания подростков должен быть здоровым и сбалансированным. Он должен удовлетворять потребности детей в энергии. В рацион должны входить фрукты, овощи и крахмальные продукты, а также умеренное количество продуктов, богатых белком, молоко и молочные продукты. Продукты с высоким содержанием жиров, особенно насыщенных жиров, сахара и соли рекомендуется употреблять лишь в небольших количествах.
В силу активного роста и гормональной перестройки подростки испытывают повышенную потребность в белках. Предпочтительнее белки животного происхождения, которые содержатся в мясе, птице, рыбе. Вегетарианство, о котором можно говорить во взрослом возрасте, подросткам категорически противопоказано – следствием может стать железодефицитная анемия. Нередко подростки испытывают недостаток кальция, что приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и другим нарушениям осанки у школьников, остеохондрозу и остеопорозу – в более старшем возрасте.Основным источником кальция являются молоко, кисломолочные продукты, особенно творог. Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождениядолжны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г). Легкоусвояемые углеводы(сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон – не менее 15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и подростков солей кальция и фосфора – не ниже 1,2:1.
В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание. Но очень часто наши дети бегут в школу, не позавтракав, а придя домой из школы, тут же бегут на занятия в кружки и секции, игнорируя тем самым обед. Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед – 35-40%, полдник – 15%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в пищевых
веществах и энергии.
Завтракдолжен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (в небольшом количестве) и т.п. Завтракобязательно должен содержать горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). На завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия.
В качестве горячих напитков на завтракиспользуются чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. Если в составе завтрака было горячее блюдо, то в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки.
Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.
В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать бульоны (куриный, мясной, рыбный), готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские и молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная).
В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами, в питании используются овощные, в том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда. Поэтому, если, скажем, каша была на завтрак, на обед и ужин нужно подать что-нибудь другое.
Полдникобычно состоит из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), но желательно и третье блюдо – свежие фрукты или ягоды.
Ужинобычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд – запеканки, пудинги и т.п. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п.
Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, родители смогут помочь своему взрослеющему ребенку сделать правильный выбор в питании и остановиться на тех продуктах и блюдах, которые необходимы ему для дальнейшего развития организма.