Размышления Альбины Аликовой об учительском труде

«Смысл учительской жизни — ученик!»

Е.Н.Ильин.

Учить, воспитывать, любить, понимать. Вот что, по моему мнению, должен делать каждый учитель. Нашим ученикам жить в ХХI веке, а если они не усвоят те знания, которые выработала человеческая цивилизация за несколько тысяч лет своего развития, то просто не смогут себя найти в этом быстроменяющемся и достаточно жестком мире. Многому мне придется их научить, ведь я преподаю русский язык и литературу. А это не просто свод правил по орфографии и пунктуации, не только хронологические таблицы творческих биографий великих писателей, не количество прочитанных романов, поэм и стихотворений и их сухой анализ.

Я должна научить детей думать, слушать, видеть, понимать, грамотно излагать свои мысли. Нужно учить детей познавать жизнь, потому что, сколько бы знаний, умений и навыков мы ни вложили в наших детей, когда-нибудь они столкнутся с задачей, которую им просто не успели объяснить в школе. Вот тогда-то и пригодятся моим детям выработанные умения думать, анализировать и сопоставлять.

Но мне совсем не хочется растить цивилизованных варваров. Культуру человека ведь определяет не сумма полученных им знаний, а моральные и нравственные ценности, которые он приобрел вместе со знаниями. Именно поэтому не менее важной целью своей работы я считаю воспитание Человека. «Учить и воспитывать — это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно»,— писал Е.Н.Ильин. Вот почему, если как учитель я очень демократична (мы всегда вместе с ребятами обдумываем, спорим, ошибаемся и, наконец, решаем проблемы литературных героев), то, как воспитатель я в какой-то мере деспот: не приемлю хамства, развязности и лжи. И эта категоричность не случайна: только от тех, кто тебе не безразличен, ты станешь требовать соответствия идеалу.

И я не скрываю: люблю своих учеников! Люблю их несмышлеными озорными пятиклашками, робко поднимающими руку. Люблю максимализм подростков, готовых ринуться в бой во имя справедливости. Люб-

лю вальяжных и серьезных выпускников, с которыми чувствуешь себя не столько учителем, а скорее старшей подругой. Я люблю детей и поэтому стараюсь не ущемлять их самолюбия и достоинства, замечаю их горе и радуюсь успехам каждого из них, прихожу к ним на помощь без промедления, верю в своих учеников.

Мне нравится улыбаться, и если я даже чем-то расстроена, то именно дети легко могут улучшить мне настроение. Стараюсь понимать детей. Ребенок маленький, но дела и заботы у него — большие. И все — очень важные! Не надо к детям относиться снисходительно: они достойны уважения и серьезного отношения. Прав был Ш.А.Амонашвили: «Понимать детей — значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, как серьезные (они и есть такие), и считаться с ними». Только тот человек, который понимает детей и принимает их такими, какие они есть, и может считаться настоящим Учителем. Таким я хочу непременно стать.

Учитель — это не профессия, это жизнь! Ведь нельзя учить детей только в отведенные сорок пять минут урока. Мы воспитываем их и тогда, когда сами с утра собираемся на работу: учитель не придет в школу, не обдумав, как денди, до мелочей свой гардероб (эстетика требует воспитывать у детей вкус). Вот почему мне кажется, что именно об учителях писал великий А.П.Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». Именно к учителю, как ни к кому другому, относятся эти прекрасные слова.

Другое известное высказывание французского короля Людовика ХV я позволила себе перефразировать и сделала еще одним своим девизом: «Точность — вежливость учителя». Я и мои коллеги никогда не опаздываем — это приучает детей к пунктуальности. Да и после уроков нельзя спешить домой: надо принять зачет, ответить на кучу ребячьих «почему?» и к ближайшему празднику нужно подготовить концертный номер. А дома — проверка нескольких стопок тетрадей, подготовка к урокам, чтение новинок художественной литературы. Нужно прочитать, ведь ребята обязательно поинтересуются моим мнением. И так практически каждый день: всегда в напряжении ума и души.

Я говорю своей судьбе: «Спасибо!» Спасибо за те минуты, в которые удавалось пробудить в детях чувство Прекрасного. Спасибо за те откровения, которые читала в детских сочинениях. Доверяют, значит, любят. А разве стали бы они доверять «урокодателю»? Вряд ли. И вы еще думаете, что это только работа? Жизнь! И мне такая жизнь нравится!!!

Альбина Викторовна Аликова»

Материалы подготовил Мурат КАБОЕВ

АЛИКОВА Дарима Батуевна

Чтобы выжить в душном спортзале, учитель истории Дарима Аликова-Базарова научила детей высасывать влагу из лепестков классных цветов. Многим детям она помогла сохранить силы. Погибла после взрывов, оставив дочь Алану без материнской заботы.

СБЕРЕГЛА В СЕБЕ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

1 сентября Дарима Батуевна Аликова пришла на свою последнюю линейку в числе первых педагогов. Оказавшись в страшном аду, она достойно перенесла весь ужас и издевательства, в которые кучка подонков ввергла сотни ни в чем не повинных людей, до конца осталась верной своему человеческому и гражданскому долгу.

Бывшая заложница, библиотекарь школы N1 Елена Разумцева поведала о том, как Дарима Батуевна заступилась за ребенка-диабетика, которому стало очень плохо. Бандит ударил ее прикладом автомата, пригрозив:

А ты здесь кто такая? Еще слово и отправишься на тот свет!..

Работница налоговой инспекции Эльвира Хадарцева (она чудом спаслась), не сдерживая слез, рассказала ее родным об отзывчивости и доброжелательности этой хрупкой женщины:

— У моей дочери ноги так затекли, что она уже не в силах была терпеть боль. Сидевшая рядом Дарима Батуевна, предложила девочке положить ноги на нее. Мы так ей были благодарны!

Человек распахнутой светлой души, учитель от Бога (так называли ее школьники), Аликова старалась облегчить тяжелую участь несчастных людей.

— Дарима Батуевна очень нас успокаивала,— говорит ее ученик Сослан Гусиев. — Малышей гладила по голове, повторяя, что все будет хорошо, всех выпустят. Сама при этом старалась улыбнуться. «Обопритесь об меня, и вам станет легче»,— предлагала она.

Другие заложники вспомнили, как она давала детям лепестки роз. «Вы их жуйте,— просила она,— в них влага, но не глотайте!». Наверняка поэтому раненный в спортзале Амиран Урусов нарисовал в больнице женщину с раскосыми глазами и признался родственнице Эмме Дулаевой, что это Дарима Батуевна — добрая учительница.

Уже через какое-то время после трагедии убитая горем Марина Пак — мать погибшей необыкновенно талантливой девочки Светланы Цой — в одном из кабинетов растерзанной школы нашла тетрадь с такой записью: «Дарима Батуевна! Вы спасали детей и успокаивали их! Вы лучший учитель истории и лучший человек, которого мы знали! Мы вас будем помнить всегда!!! Рухсаг у! Ваш 11 «а» класс (2004 г.)».

Она заслужила эту искреннюю любовь своих воспитанников, так как всегда излучала тепло и душевную щедрость, любила детей до самозабвения. Как учитель была очень требовательной, справедливой, на своих уроках истории и мировой художественной культуры использовала современные технические средства, тщательно готовилась к каждому занятию. Учащиеся часто прибегали к ней домой за книгами, советом. Не переставали общаться с ней и став студентами.

...Дарима родилась в далекой Читинской области, в поселке Агинское. С сестрой Валентиной и братом Арсаланом выросла в учительской семье Бато Базаровича и Бальжимы Дамдиновны Базаровых. Родители воспитали в детях человеческие и духовные ценности, какими исподволь обладают сами, — честность, порядочность, обязательность, стремление к знаниям и самосовершенствованию. Она была во всем верной заветам отца и матери.

3 сентября Дарима Батуевна погибла вместе со многими своими коллегами и учениками (у нее было 8 осколочных ранений, несовместимых с жизнью). Лицо и руки были обожжены, но огонь пощадил ее тело. Нашли ее в морге лишь 8 сентября.

В нашу Осетию эту обаятельную девушку-бурятку позвала любовь к осетину-однокурснику по учебе в Москве Александру. 29 сентября того рокового года Аликовы собирались отметить 20-летие супружества. Увы, оно не состоялось... А какой счастливой чувствовала себя Дарима в семье! Не сразу, но отлично освоила осетинские обычаи, охотно угождала многочисленным родственникам и соседям. Засучив рукава, помогала всем и в радости, и горе. Была отменной хозяйкой: вязала, шила, прекрасно готовила, наводила чистоту. Ее друзья, подруги, коллеги любили общаться с ней, бывать у нее в гостях. И всех она встречала душевным теплом.

Свекровь, Азу Шмеловну, с первого же дня назвала «мамой», к свекру Борису Харитоновичу относилась, как к родному отцу, дружила с его братьями и сестрами, а его старенькую маму Аминат просто обожала. Искренне привязалась и к деверю Владимиру и его жене Нине, а их детей — Мадину, Батраза и Светлану — боготворила. Как же она радовалась их совместной поездке на море! Вернулись они за пару дней до беды.

Короткой, но яркой была жизнь Даримы Батуевны Аликовой. До последнего дыхания она сберегла в себе честь и достоинство. Не случайно она признана «Человеком года» Сибири (по двум опросам жителей региона). И это справедливо: этот дивный, славный Человек даже в условиях ада остался верным высокому званию «Учитель».

Дарима, память твоя светла, мы тебя никогда не забудем! Пусть хранит тебя земля Осетии!

Родные, коллеги, соседи, друзья

ПАМЯТНИК «ОСЕТИНСКОЙ БУРЯТКЕ» УСТАНОВЯТ НА ЕЕ РОДИНЕ

Памятник учительнице Дариме Батуевне Аликовой-Базаровой, погибшей в Беслане во время захвата школы террористами, будет установлен на ее малой родине — в поселке Агинское Читинской области к 1 сентября, годовщине трагедии, пишет газета г. Улан-Удэ «Информполис». По замыслу авторов, памятник установят в центре окружного поселка возле Агинской школы N2, где училась Дарима. Он будет представлять собой разрушенную от взрывов стену. В ней зияет проем окна без стекол, из которого видны шесть роз из кованой меди — символ стойкости и

находчивости бурятской женщины. Высеченные слова “Памяти Даримы Аликовой-Базаровой, погибшей от рук террористов” и ее скульптурный портрет завершат композицию монумента.

Агинчанка приехала в Северную Осетию в 1985 году с мужем Александром Аликовым. 1 сентября 2004 года Дарима Батуевна, учитель истории бесланской школы N1, в числе первых педагогов пришла на свою последнюю линейку. Когда дети, оказавшиеся в заложниках, стали изнемогать от жажды, Дарима нарвала лепестки роз от букетов, что принесли в первый школьный день дети, и раздала их ученикам. Научила их, не глотая, жевать розовые лепестки, выжимая из них остатки влаги. До последней минуты Аликова была с учениками. Хоронили учительницу 9 сентября по осетинским обычаям. По просьбе оставшихся в живых школьников могила ее находится на общем кладбище рядом с погибшими детьми, ее учащимися. Мужественная агинчанка по итогам прошедшего года стала «Сибиряком года». Памятник сделает Ринчин Ракшаев, заслуженный архитектор Республики Бурятия, и Геннадий Васильев, скульптор, действительный член-корреспондент Академии художеств СССР.

АЛКАЕВ Сергей Дмитриевич

Немало горя пришлось испытать за неполные пятнадцать лет Сереже Алкаеву. После трагической гибели мамы дальнейшей судьбой мальчика занималась бабушка Люба Саламова, для которой внук был единственным солнышком, которое ее согревало. После взрывов в спортзале Сережа был еще жив. Один из боевиков отстреливался, прикрываясь этим, не по годам высоким мальчиком, как живым щитом.

СЕРЕЖУ УЖЕ НЕ ВЕРНУТЬ...

В шесть лет Сережа Алкаев остался сиротой. Трагически погибла его мама Ира. Дальнейшим воспитанием мальчика занялась бабушка Любовь Николаевна Саламова. Он рос веселым малышом. Улыбался всегда, даже когда его ругали. Сережа был ласков и обходителен со старшими, всегда с ними здоровался. Ни одна их просьба не оставалась без внимания. Трудолюбивый Сережа для всех членов семьи был правой рукой. Родные души в нем не чаяли и возлагали на него очень много надежд.

В школе и на улице у него было много друзей среди девчонок и мальчишек. Сережа любил общаться с людьми. Он был душой компании. Ребята с улицы не проводили без него ни одного вечера. Он мог шутить и веселить друзей, рассказывал анекдоты. Вокруг него всегда было оживленно.

Как и у всех подростков, у Сережи были свои мальчишеские мечты. Он хотел стать военным. Поэтому постоянно тренировался, чтобы стать сильным и мужественным. Он словно предчувствовал свою участь — боевик использовал его как щит (держал перед собой, отстреливаясь).

Бесчеловечная рука извергов, которых даже язык не поворачивается назвать людьми, оборвала нить его недолгой жизни. 24 октября Сереже

исполнилось бы 15 лет. Он с нетерпением ждал этого дня. Сережа очень любил получать подарки и так же сильно любил их дарить. Особенно ему нравилось делать сюрпризы бабушке, которую он просто обожал. Он мечтал о компьютере, но не суждено было сбыться этому.

Дом опустел без Сережи. Не оправдались надежды родных, которые глаз не сомкнули все три дня с момента захвата школы. У них даже в мыслях не было, что с ним может такое случиться.

За недолгие годы своей жизни он так завоевал любовь и уважение соседей, что на похоронах все плакали навзрыд. Даже мужчины не могли сдержать слез. А для бабушки, которая долгие годы оплакивала свою дочь (его маму), смерть Сережи стала невосполнимой потерей. Ведь он для нее был солнышком, которое освещало и грело ее, а теперь погасло навсегда.

Мадина ДЕМУРОВА, учащаяся 11”а” класса школы N6

ЕГО ВЗОРВАЛИ ВМЕСТЕ С ТЕРРОРИСТОМ

Сереженька Алкаев родился 24 октября 1989 года в городе Душанбе. Когда ему было 3 года, из-за межнациональных конфликтов в Таджикистане семье пришлось уехать в Краснодарский край. Произошла страшная трагедия, от взрыва газового баллона погибла Сережина мама. Мальчик получил легкие ожоги.

После смерти дочери бабушка Сережи Любовь Николаевна Саламова взяла внука к себе в Беслан. Так с 6 лет его воспитанием занимались бабушка и ее семья.

Первое время Сережа чувствовал себя чужим, очень тосковал по маме, но потом стал привыкать к своей новой семье. Он был очень красивым: кудрявый, серо-зеленые глазки, черные густые брови и длинные реснички.

Учиться Сережа пошел в 1-ю школу. С детства проявлял интерес к автомобилям. Было смешно наблюдать, как он садился в машину деда и просил: «Дай я чуть-чуть порулеваю». Мальчик очень любил праздники, особенно свой день рождения и Новый год. В новогоднюю ночь, ему под подушку прятали какую-нибудь игрушку. А наутро маленький Сережа с радостью восклицал: «Это от деда Мороза!»

Сережа подрастал и стал проявлять интерес к спорту. А как ему нравилось, когда учитель физкультуры хвалил его за успехи. Занимался в секции борьбы, даже принимал участие в соревнованиях. Каждое лето мальчик проводил в Краснодарском крае у родных (по маме), а также на Черноморском побережье.

Сереженька был очень трудолюбивым мальчиком, и, будучи добрым и отзывчивым, с удовольствием приходил на помощь другим. У Сережи было много друзей: и в школе, и во дворе, так как был

общительным, с любым мог найти общий язык. А мальчишки — его друзья всегда звали его «погонять» в футбол или просто общаться. Соседи с улицы Надтеречной вспоминают о нем с теплотой и любовью.

Мальчик всегда прислушивался к старшим, старался помнить об обычаях и традициях осетин. Для своих близких он был всем. Своей положительной энергией мог поделиться с семьей в трудную минуту, рассказывая анекдоты и смешные истории.

Родные ждали, когда осуществится его мечта — стать военным. Безумно любила его бабуля «Бабулек» — так он ласково звал ее. Она заботилась о том, чтобы ему было хорошо, чтобы не болел. Он был для нее «ясным солнышком», самым дорогим, радостью после дочери. На любовь бабушки он отвечал взаимностью: дарил открыточки, букетики цветов, особенно сирень, запах которой распространялся по всем комнатам.

Заветным желанием Сережи был компьютер. Его желание могло сбыться совсем скоро — на 15-летие. К сожалению, до этого дня он не дожил. Подробности о проведенных днях в школе нам не известны. Знаем, что Сережа погиб героически, как другие детки.

Он был высоким мальчиком, — 186 см, чем он и его близкие гордились. Сереженька погиб от многочисленных осколочных ранений при взрыве боевика, который во время перестрелки 3-го числа держал его перед собой в качестве «живого щита». Его тело было обнаружено рядом с взорванным боевиком…

АРСОЕВА Софья Владимировна

Впервые Софья должна была переступить порог этой школы и... Долгих пять месяцев недель искали родители Валико и Фатима любимую дочь, надеялись, что она все-таки жива. А потом из Ростова пришла черная весть: по результатам генетической экспертизы опознаны останки Софьи Арсоевой...

УРОК МУЧЕНИЙ В 52 ЧАСА

В конце августа 1990 года у молодой четы Валико Арсоева и Фатимы Келехсаевой родилась голубоглазая дочурка, которую назвали Софьей, Сонечкой. С возрастом цвет глаз приобрел светло-карий оттенок. Фатима вспоминает:

 С малых лет Сонечка росла послушной девочкой. Что ей не скажешь, никогда не проявляла недовольства, с охотой делала все, помогала мне в домашних делах, ухаживала за младшим братиком. Дети до того были дружны, что везде ходили вместе, как привязанные друг к другу. Мальчику не терпелось, когда сестричка вернется из школы… Сейчас ему очень плохо, скучает по Сонечке,  и глаза безутешной матери в траурной косынке налились слезами.  Он все время на дверь смотрит. Ему кажется, что вот-вот откроется дверь, и в дверь с легкостью птички влетит веселая, улыбающаяся сестричка…

Семья Арсоевых живет в селении Брут, в пятнадцати километрах от

Беслана. Софья училась в местной школе. Прилежно училась. Даже на улицу редко выходила, чтобы с подружками поиграть.

Основная часть нынешней молодежи мало интересуется литературой, она довольствуется телевизионными передачами. Софья же много читала, увлекалась музыкой, проявляла способности в сочинительстве, в подборе музыки к полюбившимся стихам. Родители отдали девочку в Бесланскую музыкальную школу, чтобы там развила свои способности. После школьных занятий в селе, она торопилась в Беслан на другие занятия  в «музыкалку». На этом поприще у Сонечки были явные успехи.

Бабушка Софьи по матери  Назира  живет в Беслане, на улице Шаумяна. Сонечка была к ней очень привязана. Они друг в друге души не чаяли. На субботу и воскресенье девочка отпрашивалась у родителей и уезжала погостить к любимой бабушке. А Сосик в это время тосковал и требовал, чтобы скорее привезли обратно сестричку. В воскресенье вечером втроем ехали к Назире, а возвращались, к радости мальчика, уже вместе с Сонечкой.

Софья была коммуникабельной девочкой. У нее было много подруг из «музыкалки», брутской и бесланской первой школ. Вот что пишет одна из них  Нино Джагаева  из Брута: «Нет ничего дороже дружбы  верной и крепкой. Это прекрасное чувство связывало меня с красивой, умной сверстницей Софьей Арсоевой  ученицей 9 «б» класса школы N1 города Беслана.

Мы обсуждали вместе понравившиеся нам произведения, которые изучали в школе, а также просмотренные кинофильмы и телевизионные передачи. А вечерами мы сидели во дворе и говорили о том, как прекрасна жизнь, делились сокровенным, наблюдали за звездами. Словом, нам очень помогала привязанность друг к другу. Если кому-то из нас удавалось сделать что-то хорошее, другая обязательно тоже старалась не отставать. Так мы с каждым днем становились лучше, чище, душевней, отзывчивей.

Когда я узнала о теракте, не находила себе места, так переживала за всех заложников, особенно за тебя  за свою подругу…»

Чтобы не мучить девочку частыми поездками в Беслан на занятия музыкой, родители решили отдать ее в этом году в бесланскую первую школу. Несмотря на протесты Сосика, она жила бы у бабушки.

28 августа 2004 года семья Арсоевых справила в Бруте 14-летие Софьи. Были и традиционные по таким случаям осетинские три пирога, тосты за здоровье и счастье именинницы. Чтобы в новой школе, где она продолжит учебу, у нее были новые успехи. Чтобы родители могли ею гордиться… Через день собрали ее сумку, и она отправилась к бабушке.

31-го числа Фатима приехала к дочери, и они вместе купили на рынке огромный букет роз, который Соня выбрала сама.

 В тот вечер мы с мужем вернулись в Брут,  рассказывает Фатима.  Всю ночь выла собака.

Это вызывало у нас беспокойство: по народным приметам собачий вой предвещает беду… Утром в половине девятого Сонечка звонит мне по телефону домой: «Сейчас с Дзерой Тотиевой,  это ее бесланская подруга, она тоже погибла,  пойдем в школу». Я ей говорю: «Соня, еще рано, пойдешь в половине десятого». Она: «Мама, я уже оделась. Дзера покажет мне школу». «Ну, как хочешь,  отвечаю,  Поздравляю тебя, мой ангелочек, с новым учебным годом в твоей новой школе. Желаю успехов и много, много счастья». «Мамочка, тебе тоже. И  больше хороших учеников…» Это был наш последний разговор с моей Сонечкой…

Я не стал успокаивать заливающуюся горючими слезами мать, ибо такое горе безутешно, словами здесь не поможешь. Мало того, ее боль передалась мне, и я отвернулся к окну, чтобы она не видела застилающие мои глаза мужские слезы…

 Она расцвела как бутон,  всхлипывая, продолжала изливать изболевшуюся душу Фатима.  Я только начала радоваться, что дочка моя взрослеет. Она читать любила, музыкой увлекалась, занималась на компьютере, вышивала. За лето скатерть вышила, красила ее розовыми розами. Шарфик мне связала… Она любила петь под собственный аккомпанемент:

Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему славу поют.

В небо возносят молитву мою…

Сожженное до неузнаваемости тело Софьи Владимировны Арсоевой опознали по результатам генетического анализа лишь через пять недель после ее гибели. В своей новой школе, где она должна была пойти в 9 «б» класс, Сонечка просидела единственный урок - урок мучений и нечеловеческих страданий, продолжительностью 52 часа. И конец этому уроку прозвенел вместе с концом ее цветущей жизни…

Мурат КАБОЕВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: