Реформы Солона

Несмотря на кодификацию права, социальная борьба в Афинах не ослабла, и Аттике потребовался новый законодатель – им стал Солон. Солон был избран архонтом в 594 г. до н.э. В своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть, но он решил использовать свой авторитет для законотворчества. В античной традиции именно Солон считался основателем Афинского государства. Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов), но из-за бедности вынужден был заниматься торговлей (известно о его поездках в Египет). Он получил хорошее образование, был одним из известнейших раннегреческих поэтов (свои законы он «пропагандировал» в элегиях). Став архонтом, Солон провел несколько реформ. Главной своей заслугой он считал сисахфию – ликвидацию долговой кабалы. Теперь должник отвечал перед заимодателем только своим имуществом, взять бедняка в рабство за долги было невозможно. Важным дополнением к закону было введение верхних пределов земельных владений. Он запретил вывоз из Аттики зерна, недостаток которого всегда ощущало местное население, поощрял развитие оливководства. Однако от перераспределения земель, которого требовало беднейшее крестьянство, Солон отказался, чем вызвал недовольство у этой категории населения. Законодатель заботился о развитии ремесла и торговли, он стремился привлечь в Афины квалифицированных ремесленников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками, они были лично свободными, их имущественные права защищало Афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла и, прежде всего, производство керамики.

Солон провел также военную реформу, введя имущественный ценз при формировании ополчения. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории:

1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) – богатые афиняне с доходом 500 и более медимнов зерна или 500 метретов вина, или оливкового масла.

2) всадники – граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был не менее 300 медимнов).

3) зевгиты – средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше.

4) феты – малоимущие, с доходом менее 200 медимнов.

На основе имущественного деления организовывалось войско: две первые категории составляли конницу, зевгиты выступали тяжеловооруженными воинами, из фетов формировалась легковооруженная пехота. Этот принцип распространялся и на гражданские должности. Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов, принимавшихся потом народным собранием. Создан был суд присяжных – гелиэя.

Результаты реформ. Законодательство Солона заложило основы афинской демократии. После преобразований Аттика превратилась в страну средних и мелких землевладельцев. Стал формироваться «средний класс», были признаны права индивида и частная собственность. Однако ни одна из социальных групп Афин не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за кассации долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель. После реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, а сам законодатель добровольно ушел в изгнание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: