Заключение. У младших школьников образуются познавательные интересы в процессе развивающего обучения

У младших школьников образуются познавательные интересы в процессе развивающего обучения. У младших школьников интересы различны, школьники широко мыслят. То как дети мыслят, дает право полагать, о самой личности младшего школьника.

Интерес – это жeланиe понять саму cуть, узнать, понять.; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

Интерес можно понять как потребность, в которой нуждается младший школьник и побуждает его побуждающее к познавательной деятельности. Интерес может быть непосредственно не отделим от того, как человек осваивает действительность. Интерес основан на желании познавать мир все больше и больше. Все это может медленно перейти в устойчивую потребность. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности.

Человек стремится удовлетворить потребности, которые необходимы, тоже самое и интерес. Побуждают человека не потребности, а интересы на какую-либо деятельность. Интересы побуждают человека на реализацию своих потребностей. Потребность – независимо не от чего всегда нуждается в удовлетворении. Интерес связан с необходимостью через потребность. Интересы и потребности всегда были связанны, эта связь очень сложная.

Уметь ориентироваться в нашем мире, это и есть первая ступень познавательной деятельности ребенка. Этот шаг является только первичной потребностью, как у животного, который действует для самосохранения. Это уже изначальная форма духовной потребности человека. При начальной форме потребность познавать присутствует у ребенка в самые первые месяцы жизни. Это выражается тем, что ребенок следит глазами за предметами, которые он замечает, он их ощупывает. После всего этого и после того, как взрослые повлияли на ребенка, у него усложняется деятельность, еще это помогает расширить его опыт, из бесконечного множества всяких предметов и явлений, которые его окружают, ребенком поэтапно уже выборочно выделяет лишь некоторые.

В наших исследованиях выяснилось, что проблема развития познавательного интереса у школьников является одной из важных. Я думаю, что не случайно этой проблеме оказывают большое внимание различные отечественные и зарубежные педагоги, психологи, методисты. Если посмотреть насколько эта проблема многогранна, она вынуждает нас снова и снова обращаться за помощью исследованиям различных авторов. Чтобы понять нашу проблему о формировании познавательного интереса при обучении природоведению мы рассматривали через использование дополнительной литературы.

Целью нашей методики стало выявить возможность для того, чтобы использовать дополнительную литературу в процессе обучения природоведению для формирования познавательного интереса и разработать соответствующую методику. Основа этого положения была в том, когда учащиеся самообразовывались и за счет этого активность у них возрастает, когда школьнику необходимо разрешить вопрос.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

2. Аквилева Г.Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.: Просвещение, 2011.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. – М.: Академия, 2010.

4. Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2011.

5. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2009.

6. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: ЦГА, 2011.

7. Клепинина З.А. Природа и люди. 1-4 классы. Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

8. Методическое пособие по курсу «Природопользование» под ред. Винокурова Н.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2011.

9. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 2009.

10. Петросова Р.Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2011.

11. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. Часть 1 (учебник для 4-го класса начальной школы в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2009.

12. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1997

13. Симонова Г.В. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.

14. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 2010.

15. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. – М.: Учпедгиз, 2011.

Приложение

Приложение 1

Рассмотрим пример урока для выявления возможностей творческой работы учителя СОШ №26 г. Астрахани по рaзвитию познавательного интереса к теме: «Весенние явления в природе» на современном уровне обучения.

Цeль: познaкомить учaщихся c вeсенними измeнениями в нeживой и живoй прирoде.

Плaнируемые рeзультаты: учaщиеся узнaют oб измeнениях в нeживой и живoй прирoде вeсной; нaучатся расскaзывать o свoих вeсенних нaблюдениях в прирoде рoдного крaя, мoделировать взaимосвязи вeсенних явлeний в нeживой и живoй прирoде; бyдут нaходить инфoрмацию о пeрвоцветах в книгe “Зeлёные страницы”, узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

Учебные материалы и оборудование. ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, CD-ROM. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику, мультимедийная презентация “Весна”.

У учеников – Окружающий мир. 2 класс. Учебник.Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. 2 класс. Проверим себя. Рабочая тетрадь. Часть 2, А.А. Плешаков;“Зелёные страницы”. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС; MacBook Apple; клей.

Предварительная подготовка: ученики вырезают 6 картинок (с изображением половодья, ледохода и перелётных птиц) из приложения к рабочей тетради на с. 87 – 89.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Актуализация знаний

У. Вспомните о своих наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе на экскурсии. (Проверка заполнения таблиц в рабочей тетради №1, c.54).

3. Самоопределение к деятельности

У. Послушайте стихотворение, которое я написала для нашего урока. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении:

Солнце пригревает,

Снег осевший тает,

И журчат ручьи.

На берёзе снова

Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе

Коричневые почки,

Вот и на проталине

Первые цветочки.

Д. О весне.

У. Какие признаки весны вы заметили? (Ответы детей).

У. Предположите, о чём будет наш урок.

Д. О весне.

У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

Д. В гости к весне.

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы детей). У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

4. Работа по теме урока

Выполнение задания в рабочей тетради №2, с. 54.

Учащиеся обозначают цифрами порядок следования весенних месяцев.

Проверка по слайду №2 презентации.Ученик называет весенние месяцы по порядку.

Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации №: 3 – 13.

У. Класс предварительно делится на 4 группы(2 группы – I вариант и 2 группы – II вариант).

Ученики I варианта выполняют задание учебника с. 86–87 (знакомятся по учебнику с изменениями в неживой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.54, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в неживой природе).

Ученики II варианта выполняют задание учебника с.88 – 89 (знакомятся по учебнику с изменениями в живой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.55, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в живой природе).

а) Заслушивается выступление учащихся I варианта.

У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

б) Заслушивается выступление учащихся II варианта.

У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 14 – 19.

У.В конце зимы зимующие птицы становятся оживлённее. В первый солнечный день февраля прозвенела песенка большой синицы, значит весна не за горами. В конце зимы лопнули почки на ивах, и показалисьсеребристые пуховки, но зацветут они после ольхи.

Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые цветочки мать-и-мачехи. Подумайте, почему так рано могут появляться первые цветы? (Ответы детей). Весной, когда на деревьях в лесу ещё нет листьев, свет свободно проникает под полог, и вызывает бурное цветение всех подснежников. Растения, цветущие в средней полосе в течение марта, апреля и мая, называют раннецветущими, а те из них, которые цветут сразу после схода снега — “первоцветами”. Значительная часть “первоцветов” — это растения лиственных лесов и приспособились они к раннему развитию для того, чтобы успеть отцвести и набрать сил до полного распускания листвы на деревьях, т.е. до наступления “темного сезона” в лесу. Такие растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах или клубнях. Эти запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян.Стоит ли рвать первоцветы? (Ответы детей).

Вскоре запылит ольха, потом орешник. В конце апреля в средней полосе России в лесах зацветают различные ивы. Они имеют красивые соцветия жёлтого цвета с сильным ароматом. Целыми днями пчёлы и шмели летают возле серёжек ивы, собирая нектар и опыляя цветки. В это время пчёлы делают первый сбор.

Ещё одно явление в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, берёзы, появляется травка.Почти за неделю в мае листовой покров увеличивается в несколько раз.Зацветёт черёмуха, тут же воздух наполнитсяароматом сирени и яблони.

Работа в парах

В книге А. Плешакова “Зелёные страницы” с.25–34 по заданию учебника учащиеся находят информацию (по своему выбору) об одном из раннецветущих растений, изображённых на рисунке учебника с. 88. Затем рассказывают классу о том, что нового им удалось узнать о растении.

Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией слайдов презентации №: 20 – 31.

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 32 – 41.

У.Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах — жди весенних гостей. Каких? (Ответы детей). Вслед за проталинами появляются первые перелётные птицы.Почему перелётные птицы возвращаются в это время? (Для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые можно найти на освободившейся от снега почве).

Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев и под корой деревьев.Пришло время возвращаться перелётным птицам.Прилёт грачей — одна из примет наступления весны. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы. Они прилетают до того, как начнётся сокодвижение у берёзы. Весенний перелёт у большинства птиц бывает довольно быстрым. Некоторые птицы летят даже ночью, останавливаясь лишь покормиться.

Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег, поэтому птицы не могут найти корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода. Что надо делать, чтобы птицы не погибли?(Их надо подкармливать). В начале апреля прилетают зяблики. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются стаи журавлей. После вскрытия рек появляются водоплавающие птицы: дикие утки, гуси, чайки. В конце апреля и в начале мая в лесу можно услышать кукование кукушки и пение соловья. В мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи и мухоловки.

Весной птицы вьют гнёзда. Для чего?(Они служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов). Подумайте, стоит ли подходить близко к птичьим гнездам, трогать их илибрать в руки птенцов? Почему?(Ответы детей). Многие певчие птицы вьют гнёзда на ветках кустов и деревьев. В поле устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу или под корнями деревьев – белая трясогузка. Высоко, в развилке сука, помещают своё гнездо зяблики.

Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки.

7. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради по вариантам.

Ученики I варианта выполняют задание №3 (2), с.54 – наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.87 картинки с изображением половодья и ледохода в соответствующие рамки.

Ученики II варианта выполняют задание №3 (2), с.55 – наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.89 картинки с изображением перелётных птиц в соответствующие рамки.

Проверка по учебнику на “Страничках для самопроверки”с.141.

Работа в тетради (продолжение)

У.Проверьте, знаете ли вы раннецветущие растения. Учащиеся выполняют задание №4, с.56. Соединяют рисунки и таблички с названиями растений.

Самопроверка по учебнику с.88.

Работа в тетради “Проверим себя”

а) Выполнение задания №1, с.30. Учащиеся подчёркивают в списке весенние явления природы.

Взаимопроверка по слайдам №3–4 презентации. Ученик перечисляет весенние явления.

У. Прочитайте задание учебника №3, с.89. Как связаны между собой весенние явления природы?

б) Моделирование взаимосвязей между явлениями в неживой и живой природе весной. Выполнение задания №2, с.30. Учащиеся показывают стрелками, как связаны природные явления (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

8. Рефлексия

Выполнение заданий в электронном приложении к учебнику на Масbооk:

Отметить, какие растения являются раннецветущими.

Выбрать из списка явления, которые не относятся к весенним изменениям в неживой природе.

Ответы на вопросы учебника с.89:

Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?

Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?

У. Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся показывают смайлик и объясняют его выбор).

9. Итог

У. Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили мы их?

10. Домашнее задание

Рабочая тетрадь №5, с.56 -57; №6, с.58.

Найти народные приметы о весенних явлениях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: