Мировоззренческие основы Родной Веры


Учение о Праве – основа религиозного мировоззрения украинского, как и в целом славянского язычества, на что обращают особое внимание Волхвы, прорицатели – авторы Велесовой Книги: "Права бо есть неизвестно уложена Дажбогом, а по ней, как пряжа, течет Ява, и она творит Жизнь нашу, и она, когда отойдет, смерть есть. Ява течет и творится в Праве, Нава бо есть после них. До нее есть Нава, и после нее есть Нава, а в Праве есть Явь" (д. 1).

Понятие о Праве, которое сформировалось еще во времена индоевропейской общности, идентичное ведической Рите, означает универсальный космический закон, по которому неупорядоченное состояние (хаос) превращается в гармонично упорядоченную Вселенную (космос). Права дает порядок круговороту Вселенной. Этот порядок совпадает с истиной. Права руководит Вселенной и ритуалом (ср. Рита – ритуал, Права – правило, обряд). Права невидима смертным: "закон, укрытый законом" (Ригведа, 5.62.1); "Права неизвестно уложена Дажбогом" (ВК, 1). Права определяется не извне, а из самой себя (изнутри), она определяет все, включая и саму себя. Даже действия Богов есть отдельным проявлениями Правы. Права регулирует движение Солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия Богов.
Второй мировоззренческой основой этнической религии украинцев есть понятие трехмерности мира, о чем рассказывает упомянутая уже первая дощечка Велесовой книги, а также Волховник: "Триединство бытия отображено в идее священного дерева (Древа Жизни), корень которого достигает подземных глубин, мира Предков, (прошлого времени), мира Нави (Нав’я) – это коренья нашего Рода. Ствол и ветви священного Дерева олицетворяют проявленное бытие – мир живых людей, мир Явы (настоящее время). Крона и листва священного дерева есть жильем Властителей высшего мира, мира Прави – мира Богов, которые правят Вселенной, а также героев, которые погибли за свой народ и отошли к Небу Богов, (будущее время, когда Души сливаются с Богами). При взаимодействии небесной и земной сил рождается третья – Сыновья сила. Так с триединства бытия является Род".

Вера в божественное рождение народа основывается на легендах о кровной родственности русичей – предков украинцев – с Богами, о чем также вспоминает и "Слово о полку Игореве": русичи – "Дажбожьи внуки", вещий Боян – "Велесов внук"; а также в Велесовой Книге: "Славим Даждьбога и будет он наш кровный защитник от Коляды до Коляды" (д. 15-А). Боги Правы здесь "есть нашими Праотцами, ибо же это мы происходим от Даждьбога и стали славными от славления Богов наших" (д. 24-В); "Боги наши – суть большие родственники" (д. 33). Находим также выражения "русичи – внуки Сварога", "дети Перуна".

Богатый пантеон Богов праукраинского язычества свидетельствует о развитом Богопонимании, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Многопроявленность Божественного существа нашла свое отображение в ипостасях многих Богов, которые должны рассматриваться как многоименная целостность или множественное единство, а не как абсолютный политеизм (многобожие). Для славянина-язычника разные проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: гром и молния – Перуном, весеннее солнце – Ярилом, летнее – Даждьбогом, водная стихия – Даной, Макошей, опекуны и создатели семьи – Родом и Рожаницами, плодородие поля – Русалками, Берегинями и т.д. Велесовая Книга сохранила для нас сообщение о многих именах Богов. Каждое Божество почитается в свое время, согласно календарю Коло Сварожье, где Отец Сварог – есть небесным зодиаком, а его сыновья Сварожичи – зодиакальными созвездиями, которых есть тринадцать. Главнейшими в этом календаре являются праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между ними (всего восемь): Рождество Божича-Коляды, Колодий, Великдень Дажбожий, Русалии, Купайло, Боги-Спасы, Свитовид Осенний и Калита. Временем, как и календарем вообще, руководит Числобог: "И Числобог считает дни наши, быть ли дню Сварожьему, быть ли ночи".
Каждый из этих праздников есть определенным этапом в сезонных хозяйственных занятиях земледельческого народа, и начинается специальными благословениями, молениями, жертвоприношениями. Понятие жертвы имеет свое обоснование в Велесовой Книге: "Жертву тебе правым – овсяное брашно, и так поем славу и величие твое" (д. 31); "Боги Руси не берут жертвы человеческой, ни животной, лиш плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, Суру питную, на травах настоянную, и меды" (д. 24-Б). Во время моления жертву кладут в огонь, а жертводатель наблюдает за тем, как Боги принимают его молитву (направление дыма, цвет огня и т. п. Соответственно истолковывается жрецами), остаток жертвы распределяется между верующими, раздается детям.

Украинское язычество имеет свои культы: Земли-Матери, Батька-Неба (Сварога), Живой Воды, Вогню-Сварожича, Предков, Деревьев, Леса, Хлеба и пр.
Украинскому язычеству присущий мировоззренческий дуализм, однако сущность его отличается от привнесенного мировыми религиями: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, мужчина и женщина (плюс и минус) рассматриваются как неразрывное единство. Язычник не ставит перед собой проблему борьбы белого с черным, понимая, что именно существование обоих начал порождает гармонию Вселенной. Эта мудрость была ведома еще далеким пращурам славян: "Это не может быть иногда, если бы кто-то не сдержался бы и сказал неразумное о Чорнобоге, а другой в радогощах о Белобоге" (ВК, д.22); "Белобог и Чорнобог перунятся (бьются) – и те Сваргу (Небо) держат, чтобы миру не быть поверженому" (д. 11-А). Единство природного (материального) и духовного (идеального, Божественного) является главной основой жизни и быта язычников. Чистота телесная должна приблизить человека к чистоте духовной, здесь нет ни отречения от мира, ни монашеского аскетизма – он неестественен.
Легенда о рождении Дажбожьих внуков предшествует христианскому "непорочному зачатию", которое даже современными христианами понимается буквально. Языческие Рожаницы, оплодотворенные Даждьбогом (духовной субстанцией), рождают Дажбожьих отрочат, которых приносит Велес (Бог земного, материального мира). Мифологема единства духовного с материальным оформлена поэтической легендой, без которой немыслима любая религия, ее идеальная чистота еще не примитивизирована, не перенесена на конкретных "исторических" лиц, как это сделали мировые религии.
Языческие таинства и обряды, которые сохранились, существуя параллельно с официальным христианством: создание рода (свадьба, венчание), священная жертва (причащение), смерть и бессмертие (погребение, переход Души к царству Сварога), посвята (возрастные и сословные инициации), введение в веру (показ Богам новорожденного), наречение (называние именем) и пр.

Представление о Душе сформировалось в славян достаточно давно. Душа – это тонкий, невещественный человеческий образ, похожий на пар, воздух или тень. Она есть причиной мысли и жизни в том существе, которое она одухотворяет. Она обладает сознанием и свободой своего телесного хозяина в прошлом и настоящем. Душа способна оставлять тело и быстро переноситься в различные отдаленные места пространства. Она невидимая, но имеет и некоторую физическую силу. Душа появляется людям во время сна или бессонницы как привидение, отделенное от тела, но похожее на него. Материально Душа связана со зрачками глаз, с пульсацией сердца (кровью), легкими (дыханием): слова дыхание, дух, Душа – во всех славян считались синонимами. Душу также воображают в виде огня, звезды, пара, ветра, птицы, мотылька и т. п. (по А. Афанасьеву).

Вера в потустороннюю жизнь Души сформировалась в трипольском обществе и закрепилась уже в арийские времена (близко II тысячелетия до н.э.). В славян бессмертие Души объяснялось постоянным обращением душ через миры Права (Боги посылают Душу на Землю), Ява (получение тела) и Нава (переход к царству Предков), из которого Душа постепенно вливается в мир Правы, следовательно – каждая Душа после смерти возвращается к Сварогу. Тело – одежда Души, которую дают Боги. Именно поэтому мифологема божественных прях – Богинь Судьбы, которые ткут человеческую рубашку, оказалась такой живучей в менталитете украинцев. И до сих пор существует понятие священной обрядовой рубашки, которой пеленают новорожденного, свадебной рубашки, которую надевают на пахоту или сев. Чтобы оздоровить человека, язычники погружают сорочку в священные воды источника или обливают водой из священного колодца, ибо поврежденную жизненную ткань надлежит восстанавливать Живой водой. Известен также обряд сожжения рубахи больного и одевание его в новую рубаху. Подобный обряд осуществляют современные общины этнической веры как "відхрещення от чужовір’я" – раскрещиванье от чужой веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: