Эра Сварога. Утверждение века металла и моногамной семьи, медный век

Эра Даждьбога – сына Сварожьего, что совпадает с возникновением государства, эпоха бронзы (за периодизацией проф. М. Чмыхова).

Эра Перуна – железный век, постепенная утрата этнических знаний, наступление интернациональных религий.

Возвращение к Сварогу – послежелезный век, эпоха Водолея, возрождение национальных приоритетов

Языческое мировоззрение прошло этапы, которые в целом соответствуют основным археологическим эпохам. Для характеристики религиозных верований древних дохристианских времен ученые используют археологические памятники, и письменные документы, например, Велесову Книгу – памятник культовой письменности скифо-славянских времен.

Язычество не было полностью уничтожено с приходом христианской религии на украинские земли. Длительное время христианство было религией лишь княжеско-боярской элиты, а народные массы оставались верными своим языческим Богам. Обращение в христианство растянулось на несколько столетий. Известные случаи крещения язычников даже в ХІХ в. (напр., по данным "Известий о состоянии и приращении православного народонаселения" в 1847 г. было крещено 1522 язычника). Можем утверждать, что этническая религия в Украине в тайных формах существовала параллельно с христианством на протяжении всего последнего тысячелетия. Не смотря на преследование официальной церковью языческой обрядности, уничтожение волхвов (служителей этнических культов), сожжение богослужебных религиозных книг, разорение храмов и вырубывание священных рощ, потребность в них не исчезала. Народ хранил большее доверие к древним прадедовским религиозным обрядам, перенеся их в сферу семьи. Часто даже после христианской службы в церкви, отец семьи считал необходимым выполнить языческий обряд у себя дома в кругу своей семьи: Різдво, Великодній обід, освящение огнем или водой дома или скота, двора, поля или зерна и т. п. Анализ научных (исторических, фольклорных, этнографических) данных об украинском язычестве свидетельствует, что синкретизация этнических элементов с мировыми (в данном случае – христианскими) состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее ХVІІІ – ХІХ вв. Если даже в начале ХVІІІ в. имеем воспоминания о волхвах, с которыми ведет постоянную борьбу христианская церковь, то, по-видимому, народ обращался за услугами к служителям этнических культов и поддерживал связь с Родной Верой. Еще в начале ХVІІ ст. христианский монах Иван Вышенский писал в поучениях к украинскому народу об уничтожении пысанок (расписных яиц), колядок, щедривок, Купальских костров, поминальных трапез на могилках покойных родственников, указывая на их языческое содержание. Но уже в середине ХVІІІ ст. церковь, в конце концов, поняв бесполезность этой борьбы, изменяет тактику: придав языческим обрядам христианскую окраску, она включает их в свою практику. С этих пор происходит интенсивное смешивание двух религий: этнической и мировой. Однако, и эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное влияние на народные массы.

Формирование украинской интеллигенции, образованность прогрессивно мыслящих писателей уже в ХІХ ст. стала толчком к переосмыслению своего национального прошлого и духовной культуры этноса. "Руська трійця" (М. Шашкевич, Я. Головацький, И. Вагилевич избирают себе языческие имена и издают сборник языческой поэзии "Русалка Дністрова"); Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Юрий Федькович (в последние дни жизни молился к Даждьбогу), Михайло Коцюбинський, Иван Нечуй-Левицький стали предтечами движения возрождения национальной религиозной культуры. Их вклад в формирование уважения к национальным духовно-культурным ценностям был чрезвычайно весомым: именно через художественные произведения этих писателей воспитывалась симпатия к родной мифологии среди простого народа. Эволюция взглядов этих личностей происходит в подавляющем большинстве от знакомства с Библией, которая в умах национально сознательных людей раскрывается как абсолютно чужая и откровенно враждебная славянскому этносу.

Так, Иван Франко в книге "Біблейське оповідання про Сотвореннє світа в світлі науки" (почти весь тираж которой был сожжен попами) дал научную критику библейских домыслов и показал их вредность для национальных культур. Тарас Шевченко разочаровался в нравственности христианской церкви, наблюдая за разногласиями между ее нравственными установками и реальным поведением пастырей и царей:

У нас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: