Обрядность и календарь

Жизнь украинского язычника от рождения до самой смерти сопровождается определенными ритуалами, которые на украинском языке называются обрядами и означают "порядок, лад", то есть ряд последовательных действий, имеющих свои правила, которые славяне выполняют ежедневно. Древнее славянское значение слова ряд – очередь, шеренга, а также – договор, соглашение. Это слово имеет также и конкретное значение: ряд – сбитые с досок столы с рядами, которые наши Пращуры сбивали специально для угощения большого количества людей на свадьбах, поминках, иных родинных (семейных) торжествах (ср. также торговый ряд на базарах). Как раз "обрядування" первоначально означало обход гостей по рядам с угощением (кушаньями, напитками), без которого не обходился ни один из языческих праздников. Известные ритуальные "банкеты", которые назывались братчинами, и происходили после каждого Богослужения, в особенности на большие праздники солнечного цикла Кола Сварожьего, когда, кроме угощения, по ряду передавалась ритуальная чаша или рог – символ благосостояния. Каждый участник братчины, держа рог со священным напитком, возглашал славу Богам и передавал рог по кругу (по ходу Солнца – посолонь, то есть справа налево). Позже слово обряд стали применять ко всем родинным или праздничным народным церемониям.

В языческой вере самыми большими родинными праздниками каждого человека являются три: рождение, свадьба и похорон. Современникам тяжело понять, что похорон может быть торжественным событием, однако древний язычник понимал свой переход к миру Нави как праздник единения со своим Родом, но уже в новом качестве – в кругу Предков. Помимо этих главных этапов человеческой жизни отмечались еще и другие: посвящение в Родную Веру, наречение ребенка, инициации (пострижины в один год, в семь лет и на совершеннолетие), а также сословные инициации (посвящение в воины, в духовный сан Волхва). Много обрядов, связанных с важными событиями жизни семьи: построением, переходом в новый дом, покупкой скота, выгоном его на пастбище, пахота, сев и др.

Но самыми богатыми остаются календарно-обрядовые обычаи, которые в древние времена строго согласовывались с астрономическим состоянием космоса, благодаря чему в украинцев выработались космогонические мифы о Сотворении мира, Великодне, Купайле, Обжинках – эти религиозные тексты дошли до нас в фольклорных записях.

Языческий календарь имеет название Коло Сварожье: "Матерь-Птица поет о днях тех, и надеемся на времена те, когда крутиться станут Кола Сварожьи к нам, и времена те настанут для нас" (Велесовая Книга). Коло Сварожье наших Предков – это зодиакальный круг. Сварог – мужское воплощение Вселенной, Бог-творец Вселенной, небесный кузнец, который выковал мир, создал первых людей, населил Землю живыми существами, стал покровителем брака и семьи. В индоевропейской традиции Сварог (ведический Тваштар) изображался с топориком в золотых руках, отсюда и известное выражение о "золотых руках" означает мастера, творца. В Ригведе он имеет еще эпитет "прекраснорукий", то есть Бог-художник. Сварог – творец всех живых и умерших форм природы. Он есть воплощением космических сил: света, огня и воздуха. Он – отец зодиакальных созвездий (Божичей), которые получили отчество – Сварожичи: "Сей Отец Сварог, а иные – суть Сыны" (Велесова Книга, д. 22). Сварог почитается в различных обрядах Кола Сварожьего как универсальная божественная субстанция: "Сварог, который создал свет, это Бог света, и Бог Правы, Явы и Нави, что имеем их как истину" (ВК, д.15-А). Сварог начинает Рождественский праздник (21 декабря, зимнее солнцестояние), поэтому в Богослужениях современных общин Родной Веры ему в эти дни готовится двенадцать или тринадцать кушаний (согласно с возрожденным календарем и в зависимости от количества месяцев в году), читаются специальные молитвы. На Рождество Божича-Коляды также чествуется Числобог – Бог Времени. Происхождение этого Бога известно с индоевропейских времен у многих народов. В греков ему идентичен Кронос (ср. хронология – счет времени), в Римлян – Сатурн, которому посвящались сатурналии – обряды зимнего праздника, подобные славянской Коляде. По Велесовой Книге, Числобог считает дни и ночи (д.11-Б). Детям, которые рождались в рождественские дни давали имена, значение которых связывалось с языческим символом, например Коловрат, Колобуд (дословно "Круг Вертящий", "Круг Пробуждающий", то есть тот, кто будит Солнце).

На второй день Рождественских праздников осуществляются обряды в честь Рода – Прабога, творца человеческого рода. Род – духовная энергия Пращуров, которая объединяет все поколения: покойных, живых и еще неродившихся, следовательно, он есть ядром, которое укрепляет народ и формирует его будущее. Рода и Рожаниц "кормят" Кашей, пирогами, варениками и сами приобщаются к этим жертвам.
На двенадцатый день после Рождества – обрядовое освящение воды, которое осуществляется преимущественно 1-2 января (Водокрес – дословно "воскрешение Вод"), ведь как раз в эту ночь начинается движение вод к весне, происходят положительные изменения воды (так называемая "звездная вода" – астрономически наиболее близкое положение Земли относительно Солнца). Эти праздники идут под знаком Богини Даны – воплощения женского первоисточника Вселенной, что составляет пару противоположностей с Огнем (Сварогом) – мужским началом.
В начале февраля происходят обряды чествования Богини Стречи (славянская Стрета – дословно "добрая Судьба", ее антипод Нестрета), поэтому эти обряды имеют название Сретения, и означают "встречу" Зимы с Весной, что в древние времена сопровождались инсценизацией борьбы холода с теплом, молитвами о добром лете, умилостивлением добрых сил природы. В этот день пробуждается громоносная сила, поэтому освящается "Громична" свеча, которая считается оберегом от молнии, а также лечебным средством от различных болезней. После Сретения в феврале – Чортовая неделя, которая сопровождается своеобразными маскарадами, ряжеными, общими развлечениями. Покровителем этих свят является Велес – Бог таинственных знаний, музыки, поэзии, который считается связным миров Нави и Яви (духовного мира Предков с живыми потомками). Он – Бог чести, присяги, а также и материальных благ, покровитель животных. Древнее значение этих обрядов состоит в освящении каждого двора, хозяйства ряжеными (первоначально – волхвами) в масках животных, что должно оказывать содействие плодородию, благосостоянию семьи. Именно карнавальная одежда участников действа стала причиной христианского извращения образа Черта, как мохнатого, рогатого, хвостатого. Черт, Чорнобог – символ ночи, зимы, холода, но вместе с тем и таинственности, равновесия в природе, откровенности, ворожбы, ведь ночь проявляет некоторые вещи, невидимые днем (например, созвездия – проводники к определенным Божественным силам: Віз, Чумацький Шлях и пр.).

Праздник Колодия (созвучный российской Масленице) происходит в конце февраля и указывает на то, что "Коло дiє", то есть действует, крутится к весне, к Великому дню (после весеннего равноденствия), когда Солнце победит тьму. Чтобы приблизить это время, каждое существо должно найти себе пару. Поэтому обрядность Колодия призванная символично "подвергнуть наказанию" нарушителей обычая, тех, кто не вступил в брак в предыдущем Коле Сварожьем и пожелать им найти невесту (реже – жениха) в следующем Круге (от Колодия к Колодию). Неженатым парням цепляют к ноге деревянную "колодку" (фаллический символ), припевая при этом шутливые песни, которые заставляют задуматься и побуждают к бракосочетанию.
Наступает весеннее равноденствие, а в воскресенье за ним – Великдень Дажбожий (наши Предки не связывали его с полнолунием), ведь это праздник Солнца. Даждьбог, за определением В.Шаяна, – животворное горение в Душе нации, отец человеческого счастья, добра, блага, любви, то есть Добростана (Доброго состояния). Поэтому в этот день есть обычай обрядового целования в знак добра и любви, а также взаимный обмен пысанками – символами возрождения природы и Предков.

На двадцать пятый день (как правило, среда) после Великодня Дажбожьего празднуют Рахманский Великдень, или Среду Правы. Современные общины Родной Веры связывают этот день с духовными законами Правы. Сохранился обычай: скорлупу от великодних пысанок в этот день пускают на воду рек, которые текут к морю – этот обряд символизирует обмен информацией с арийскими духовными силами (в образе "рахман" – Брахманов).

22 апреля – праздник Лады – Богини женской страсти, материнства. Она – старшая Рожаница, мать двух первоначал жизни Лели (воплощение воды и женственности) и Полеля (воплощение огня и мужской силы). В этот день также почитают и младшую Рожаницу, Лелю (или Лялю) – Богиню девичьей любви. На ее честь водят хороводы – "Лельники". Дословно Леля, Ляля означает "Лялечка, маленькая девочка", так называют и девочку, вокруг которой водят обрядовый хоровод, и которая после обряда одаривает всех участниц действа обрядовыми кушаньями, гостинцами. Имя Ляля дают также девочкам, которые рождаются близко к этой дате.

На следующий день, 23 апреля почитаются мужские силы природы: Ладо (мужская пара Лады), Ярило – Бог весеннего Солнца и расцвета. Ладо вспоминается в Велесовой Книге как Бог-Предок, который открыл достойному русичу Квасуре секрет приготовления священного напитка Суры, которым надлежит прославлять Богов Правы (д.22). Мальчиков, родившихся в этот день, называли именами с корнем Яр – плодородный: Ярець – родившийся на Ярила, Яролик – подобен лицом Яриле, Ярополк – войско Ярила, Ярослав – слава Ярила, Ярун – плодородный, животворный, Ярчик – ласковое от Яр и пр. Велесова Книга утверждает: "Ярбог правит весенним цветением и Водничами и Лесичами и Домовыми" (д. 38-А).

1-2 мая язычники молят Богинь Маю и Живу о жизни и здоровье. За поверьями, Жива перевоплощается в кукушку и "кует" (пророчит; ср. также ковать мир, ковать судьбу, ковать свадьбу), сколько лет будет жить человек. В середине мая (седьмая неделя после Великодня) наступают Русалии. Русалок есть "тридевять сестрениц", которые покровительствуют определенным растениям, поэтому их имена связаны с названиями цветов и трав ("Сварог", 1997, вып.6). На Русалиях почитают также Берегиню – женскую продуцирующую силу природы. Ее имя дословно означает "родившаяся на берегу", что указывает также на ее связь с водой. Вообще, Берегиня прославляется на всех женских праздниках: Рожаниц, Русалий, Мокоши, Даны, Судьбы и пр. В Велесовой Книге Берегиня вспоминается как предсказательница знаменитых побед русичей, и в этом смысле она сливается и с образом Матери Славы.
Июньские обряды посвящаются преимущественно Световиду (летнему), Вогнебогу (Симарглу) и Купайлу, которые символизируют летний небесный огонь – сонцекрес (солнцестояние), кульминацию дневного света (самый длинный день). Купальские обряды посвящаются браку молодых пар, которых здесь освящают Живым огнем и Живой водой, а потом все встречают утреннее Солнце, чтобы прославить его песнями; после эти молодые просят благословения в родителей и волхвов.

Июля – Перунование. Перун – принцип Божественного проявления в молнии и громе – несет энергию очищения, дает подвижность и жизненную мощь всем существам. Он, покровитель воинства, по Велесовой Книге, выковал волшебный меч, которым русичи побеждают врагов. Мужчины прославляют его на Всенощной братчине возле священных дубов. Женская пара Перуна – Перуница, Летеница, или Молния (Молонья) празднуется на третий день после мужской братчины.

Августовские обряды Родной Веры посвящены преимущественно Богам Спасам; в Велесовой Книге этот период называется "спасиць". По данным этнографии, в древние языческие времена таких дней было много, они касались освящения каждого нового плода или овоща перед употреблением и не привязывались к определенным датам. Известные названия языческих Спасов: хлебный, маковый, медовый, яблочный, ореховый, ягодный, грибной, полотняный (освящение первого холста с новых конопель или льна) и пр.

Осенний Световид приходится на осеннее равноденствие и символизирует прощание с солнечным светом, после чего Коло Сварожье вступает в период Корочуна, наикратчайшего дня, самой темной части года. В ХІІ в. в ночь осеннего равноденствия в храме Световита, как и на Великдень, служили Всенощную, освящали высокий каравай (иногда достигал высоты роста человека), но уже с нового урожая. Ныне общины Родной Веры в этот день ходят к статуе Световида, где с песнями и хороводами возлагают ему на голову венок из цветов и колосьев.

С этих пор господствует Бог осеннего солнца Овсень и зимнего – Сивбог (Сивобог). В Велесовой Книге упоминается об Овсяной великой и малой (д. 37-А), а из славянских обрядов дожили до наших дней засевания овсом и вызывание Овсеня – овсяного духа (в белорусов). Овсень родственный также с древнеитальянским Ауселом и этрусским Усилом. В России его иногда называют еще Таусень. Известные имена Овсяник и Овсеня, которые, очевидно, давали детям, родившимся в этот период. Сивбог – Бог старости, слабости, холода, символизирует спад напряжения Живы, зимнюю старость года; он руководит периодом от осеннего Световида до зимнего солнцеворота, после чего передает власть Коляде. К Коляде готовятся заранее: уже на праздник Судьбы (24 ноября) девочки осуществляют обряд в честь Вышни, Вышены – женский аналог Всевышнего – ставят вишневую веточку в воду, спрашивая Богиню Судьбу о любимом парубке. Если вишня расцветет к Рождеству, будет счастливый брак. В народном гороскопе, записанном на Полтавщине, сохранилось название Вышена (созвездие Змееносца – тринадцатый знак).

30 ноября начинаются Калитянские вечерницы – общие развлечения, песни, танцы, где старшие оказывают содействие знакомству парней и девушек, выбору пары. Поэтому главные обряды идут под знаком Судьбы, которую призывают, одаривают подарками, ритуальными кушаньями (каша, вареники), вопрошают о суженых. Считается, что славянское имя Доляна означает "дочка Богини Доли", тоесть Судьбы. Слово Доля означает "частица, часть".

Коло Сварожье завершается периодом Чорнобога, что есть символом ночи, зимы, холода, и фактически создает природное равновесие во Вселенной, вспомним: "Белобог и Чернобог перунятся и тем Сваргу держат, чтобы миру не быть поверженому". Его символы – Чорновил, Чорнотур – такие имена давали мальчикам, родившимся в третьей декаде декабря. К сожалению, христианские попы наложили на этот образ свою символику ("антипод Бога"), что мешает пониманию Чорнобога как необходимой уравновешивающей силы космоса, Бога, который вызывает активность добрых теплых сил, чем оказывает содействие гармонии.

От Коляды до Коляды вертится Коло Сварожье – завершается один круг обрядов и начинается все сначала... и так бесконечно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: