Эпоха Ренессанса – одна из самых светлых, самых творческих страниц в истории, но и она не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный, положительный социокультурный процесс. Следует обратить внимание и на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Абсолютизация самодостаточного индивида вне Бога и вне Космоса возможна только до определенных пределов. Гуманистическая направленность ее не защищала от подмены понятия «свободы личности» на понятие «вседозволенности», «низменного своеволия» — по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527), оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора (1478—1535) и итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.
|
|
Культура Возрождения отвергла и абсолютизм умозрительной античной космологии и абсолютизм средневековой теологии, но в то же время не смогла выработать собственной универсальной и прочной системы идеологических принципов.
Религиозные идеи в смутной духовной атмосфере переплелись с повседневной жизнью. Даже некоторые религиозные произведения стали восприниматься как жанровые сцены из обыденной жизни. Ренессансные идеалы могущества человека в обстановке действия несоизмеримых с его возможностями гигантских общественных и политических сил, непонятных и неотвратимых хозяйственных процессов, претерпевают кризис, начинают звучать в трагической тональности. Трагизм некоторых произведений великих творцов Ренессанса обусловлен противоречиями эпохи, еще не нашедшей надежного духовного фундамента. Трагические произведения В. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело проникнуты сознанием ограниченности абсолютного самоутверждения личности. (Человек, считают эти великие мыслители, не должен довольствоваться индивидуальным развитием вне культурно-исторической целостности. Человек не разумен в решении, оторванном от человеческой культуры. В противном случае он претендует на абсолютную субъективность, автономную от мирового духа. Безусловно, индивид может найти локальные решения через осмысление низших культурных уровней. Однако такой человек онтологически ограничен собственным существованием вне общебытийной целостности. Его ориентация на собственную жизнь есть попытка «поднять самого себя за волосы». Преодоление такой ограниченности возможно, если человек, осознав свою неразумность, сможет приобщиться к космической субъективности.)
|
|
Усложнение картины мира, во многом обязанное своими успехами продвижению вперед науки и культуры XVI в., побуждает ставить под сомнение кажущийся теперь чересчур простым оптимистический антропоцентризм гуманистов. Последние десятилетия XVI — первые десятилетия XVII в. стали периодом особенно сложного и противоречивого развития культуры. Развитие опытных знаний сопровождается расцветом паранаук — астрологии, алхимии, магии, в сплетении с которыми, а порой и в русле которых еще совершаются важные открытия. Пору подъема переживает натурфилософия, поначалу во многом стимулированная гуманизмом, но она же и противопоставляет себя ему, и компенсирует недостаток точных ответов на загадки природы бурными всплесками фантазии, антропоморфными представлениями о космосе и т. д.
В определенной степени связанным с утратой нравственных, духовных ориентиров стал уход с исторической сцены рыцаря и завоевание ее купечеством. (В западном феодальном макрообществе главенствовал иерарх — рыцарь. Дуэли, подвиги, культ прекрасной дамы, высокие требования к чести делали его характер возвышенным и благородным, а жизнь естественно-гармоничной. Жесткий общественный корпоративный контроль за поведением человека, принятый в феодальной культуре, также способствовал развитию высоких нравственных принципов. Феодальное макрообщество было попыткой гармонично-возвышенного конструирования социальной жизни в условиях иерархии.) В эпоху Возрождения центральной фигурой становится купец, торговец, ростовщик. Эти профессии исторически связаны с разбоем, обманом, отсутствием моральных ограничений в погоне за барышом. Чрезмерная зацикленность торговцев и купцов на экономическом развитии привела к тому, что материальный статус стал единственной реально значимой ценностью, а остальные — лишь знаемые, но в действительности не влияющие на бытие ценности. (Псевдосознание барышников по отсутствию высшей сферы не отличается от псевдосознания животного, но превосходит последнее по хитрости в достижении целей, связанных с удовлетворением материальных потребностей. Деятельность, направленная на заведомо примитивные локально-проматериальные цели, в ущерб целям культуры, рода, космоса — в сущности своей пустая, бессмысленная активность, дорога в никуда. Личность, приспособленная только к материальному бытию, — трагедия истории, т.к. перед ней выбор «между Сциллой и Харибдой» — или самой перейти в небытие, или поставить под вопрос процесс возвышения культуры, а возможно, и ее существование. Так, человек, сохраняя себя как специализированно-материальный тип личности, низводит, разлагает культуру до уровня пробиологического бытия.)
Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было воспринято как свобода от нравственности, свобода для сил зла. Произошла метаморфоза предлагаемого раблезианского тезиса «Делай, что хочешь» в лозунг «война всех против всех». Духовное освобождение не было доступно еще не готовым к нему широким народным массам, не имеющим возможности получить соответствующее нравственное воспитание и образование.
Гуманисты полагали, что, избавившись от средневековых регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости. Но это оказалось утопией. Гуманисты хотели создать гармоничного, свободного, универсального человека, но не предполагали вырождения этих прекрасных качеств в индивидуализм. Свобода личности обернулась произволом. Не случайно социальными последствиями предоставленной человеку свободы оказались абсолютистские государства, строго регламентированный стиль классицизма, расцвет рационализма в философии.