Система гуманитарных знаний эпохи Возрождения (studia humanitatis)

Термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Воз­рождения») сложился в научной литературе прошлого столетия на основе понятий, характерных для самой этой эпохи, — humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры) и studia humanitatis — термина, означавшего новый ком­плекс гуманитарных дисциплин. Этот комплекс включал помимо грамматики и риторики, традиционных для средневековой системы образования, филологию и поэтику, историю, этику и педагогику. Гуманисты видели в studia humanitatis, науках, направленных на изучение проблем человека, противовес studia divinitatis — наукам о божественном, составлявшим основу средневековой схоластиче­ской системы знания. Новый комплекс гуманитарных наук бази­ровался на отказе от «варварской» средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского языков. Именно в эпоху Возрождения начала складываться классическая филология, связанная с сопоставлением и выверкой текстов антич­ных авторов. Особый вес приобрела в эту пору риторика, основанная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиана. Она находила широкое применение в государственной практике, осо­бенно в дипломатии, а также в философской и общественной мысли.

В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. В ней разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосо­вершенствования, давалась новая оценка труда, творчества, волевой активности личности.

Важное самостоятельное значение получили обновленные история и педагогика, служившие также морально-дидактическим целям, задачам воспитания нового человека — гражданина, обладающего высокоразвитым самосознанием и пат­риотическими убеждениями.

В истории особое значение приобрело осмысление деятельности не только великих людей, сильных лич­ностей, но и коллективных усилий, культурных достижений — всего, что способствует земной славе. Гуманистическая педагогика ставила целью формирование свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящей, духовно и физически гармоничной личности.

Одной из первых в систему нового комплекса гуманитарных наук была включена поэтика, которая строилась на осмыслении не только античной, но и современной поэзии. В ней получили обоснование новые эстетические принципы.

Профессиональные занятия комплексом studia humanitatis стали отличительной чертой гуманистов — нового слоя интеллигенции. Завоевывая для гуманистических дисциплин преимущественно ар­тистические факультеты университетов, они, как правило, читали там риторику, поэтику, моральную философию. Новый образова­тельный комплекс благодаря усилиям гуманистов получал все более высокий престиж в обществе.

С развитием Реформации и Контрреформации этот комплекс, хотя и с принципиальными коррек­тивами в его общей направленности, использовали также и церковные структуры — протестантские и католические.

Хотя сами гуманисты, как правило, не занимались непосредственно естественными науками, их огромный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, по выработке новых методов интерпретации текстов оказал воздействие на подъем естествознания и натурфилософии в XVI в. Этот процесс не был однозначным: интерес к опытным знаниям развивался не только благодаря гума­низму, но нередко и вопреки его культу книжного слова и верности античным авторитетам.

В распространении новых гуманистической системы знаний, в утверждении нового понимания личности, способной к свободному саморазвитию, как и нового взгляда на мир, важную роль сыграли — каждое на свой лад — книгопечатание и изобразительное искусство. Нередко они выступали в творческом содру­жестве.

С эпохой Возрождения связаны и первые шаги, и стремительный расцвет типографского дела, свершившего подлин­ную техническую и информационную революцию в культуре. Пе­реводы древних авторов, издания неолатинской литературы, бурный рост публикаций на национальных языках, появление злободневной публицистики и другой, рассчитанной на массовый спрос, нередко иллюстрированной печатной продукции, возникновение периоди­ческих изданий — все это во много раз ускорило процессы расп­ространения информации в обществе, расширило горизонты грамотных европейцев. Огромные (по тем временам) тиражи дали мощный стимул школьному делу и университетскому образованию. Появился и стал утверждать свою роль массовый читатель — каче­ственно новое культурное явление, не существовавшее в таких масштабах в средние века.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: