Ренессансное отношение к природе: натурфилософия

В XVI в. на основе крупнейших естественнонаучных открытий выкристаллизовалась новая своеобразная философия природы – натурфилософия, которая была непосредственной предшественницей естествознания и материализма Нового времени. Однако долгое время в натурфилософии зачатки науки переплетались с самыми фантастическими представлениями о природе, с астрологией, магией и мистикой.

Крупнейшим предшественником блестящей плеяды итальянских натурфилософов был Николай Кузанский (Важнейшие философские работы Николая Кузанского – «Об ученом незнании», трилогия «Простец» и «О дос­тижении мудрости»). Взгляды этого своеобразного мыслителя, творившего на рубеже двух эпох, двойственны. Видный церковный дея­тель, кардинал и богослов, мистик и неоплатоник, рассуж­дающий о природе ангелов и богочеловека, в то же время усиленно и плодотворно работал над проблемами математики и естествознания, намного опере­жая свою эпоху. Философия Николая Кузанского — прикрытая и не вполне последовательная форма пантеизма: «Бог во всех вещах, как и все они в нем». Вселенная есть чувственно из­менчивый Бог. Познание Вселенной — Бога — проходит четыре ступени: чувственное познание, рассудок, разум и интуиция. Для Николая Кузанского математика есть один из важ­нейших и решающих моментов в процессе познания. Лучший раздел философии Николая Кузанского — учение о «совпадении противоположностей». В этом раз­деле учения Кузанского ясно проступают элементы диа­лектики. Но особенно ценной в наследии Кузанского является его космология, до некоторой степени предваряющая учения Коперника и Д.Бруно. Крупный астроном и математик своего времени, Кузан­ский был и выдающимся географом. Он создал первую карту Центральной и Восточной Европы. Ему принадле­жит также обоснованный план реформы календаря.

Для первых шагов натурфилософии было характерно увлечение магией. Однако магия Возрождения в отличие от средневековой таила в себе зародыш движения вперед. Она ставила своей целью господство человека над природой посредством ее познания. Под шелухой астрологичес­ких и алхимических идей, вольно или невольно, накапливались зерна истинных знаний, рациональных приемов исследования и действительных открытий.

Одним из типичных представителей ранней натурфилософии в ее магико-мистической форме был швейцарец Парацельс. Имя ученого и чернокнижника, врача и «чу­дотворца» Парацельса, послужившего одним из прототи­пов доктора Фауста, было овеяно легендами. Научное зна­чение деятельности Парацельса, несмотря на всю се фантастичность, несомненно, велико. Его научные дости­жения шли в трех основных направлениях: установление характера и метода научного знания; обновление медици­ны; подготовка научной химии. Парацельс был решительным противником закостене­лых традиций и средневековых авторитетов. Он считал се­бя антиподом тех, для кого Гиппократ, Галоп и Авиценна — оракулы. Парацельс не намерен повторять истины древней учености, он ставил во главу угла своего учения то, что найдено при пытливом изучении природы. Свои лекции в Базельском университете он начал с публичного сожжения популярнейших старых работ по медицине и хи­мии. «Чтение, — говорил он, — никогда еще не создало ни одного врача», врачей создают только практика, знание действительных и тайных сил природы. Всеобъемлющей наукой для Парацельса являлась ме­дицина. Теология и философия, астрономия и алхимия — не что иное, как ее источники и опоры. Парацельс впервые подвел студентов к постели больного и впервые подчерк­нул неразрывность хирургии с терапией. Не следует забывать, что хирурги в то время состояли в одном цехе с парикмахерами и банщиками. Парацельс открыл и ввел в употребление целый ряд но­вых лекарственных составов растительного и минерально­го происхождения. При этом наряду с эмпирическими дан­ными для него имела значение примитивная символика. Так, он предложил в качестве сердечного лекарства одно растение лишь потому, что плоды его напоминали форму сердца. Медицина потому является для Парацельса всеобъем­лющей наукой, что она заботится о благе человека, а чело­век — центр мироздания и конечная цель всего творения. Человек-микрокосм отражает все многообразие Вселен­ной-макрокосма.

Развитие медицины стимулировало изучение анатомии и физиологии человека. «Колумбом человеческого тела» явился младший современник Парацельса нидерландец Андреас Везалий, присужденный к смерти испанской инк­визицией. В борьбе с церковью погиб и испанский врач Сервет, давший ценные указания по вопросам кровообра­щения. Он был сожжен в 1553 г. в Женеве по приказу Кальвина. Если Везалия можно считать отцом научной анатомии, то основателем физиологии необходимо приз­нать английского врача-ученого Гарвея. С выходом в свет его книги «О движении сердца и крови» было положено начало физиологии как науки.

Для деятелей, подобных Парацельсу, характерно рез­кое расхождение между фактическими достижениями и об­щефилософской концепцией. У следующего поколения мыслителей это противоречие несколько сглаживается и естественнонаучные факты более органически сплетаются с философским учением. Пожалуй, с этих пор и можно говорить о натурфилософии как таковой.

Основоположником итальянской натурфилософии, был Бернардино Телезио. По своим философским воззрениям Телезио деист и сенсуалист. Главное его произведение — «О природе ве­щей согласно их собственным началам». Он призывал к эк­спериментальному изучению природы, подчеркивал значе­ние органов чувств как главного источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. В истолковании природы он исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, таким образом, пустоту), столь же извечное начало, как и Бог (деизм). Как и другие натурфилософы его эпохи, Телезио придерживался гилозоистических идей (одушевление всего сущего). Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод как противополож­ные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло скон­центрировано на Солнце, а холод — на Земле. Стремление к самосохранению, свойственное мировым стихиям, Телезио кладет в основу своего этического учения. Все стремления человека направлены на самосохранение. Человек чувствует любовь к тому, что способствует самосох­ранению, и ненависть против того, что ему препятствует. Стремление к самосохранению не противоречит обществен­ной солидарности, ибо человек должен уважать подобное чувство и у других людей. Гуманность есть высшая социаль­ная добродетель.

Одним из крупнейших философов Возрождения был Джордано Бруно. Главные сочинения Бруно — «О причине, начале и еди­ном», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме». В своем знаменитом трактате «О героическом энтузиаз­ме» Д.Бруно нарисовал поистине возвышенно-героичес­кий образ ученого, готового идти даже на смерть во имя по­беды своего прогрессивного мировоззрения. Образец именно такого великого трагического ученого явил нам в своей собственной судьбе и сам Джордано Бруно. Получив в Неаполе первоначальное образование, 15-летний Бруно поступил в Доминиканский монастырь и че­рез 10 лет получил сан священника. За это время он сумел стать одним из самых образованных людей своего времени. Кроме античной и арабской философии и науки он позна­комился с трудами итальянских гуманистов и натурфило­софов. Громадное впечатление на него произвела работа Коперника. К этому времени относятся первые самостоя­тельные творения Бруно: комедия «Подсвечник», осмеива­ющая суеверия и алхимию, сатира «Ноев ковчег», бичую­щая невежество, и ряд сонетов. В то же время ему предъявляется грозное обвинение в ереси. В ответ на это философ сбрасывает с себя монашес­кую рясу, за что его отлучают от католической церкви. Из­гнанник отправляется в странствия по Европе (Швейца­рия, Англия, Франция). В 1592 г. он возвращается в Италию, его арестовывает папская инквизиция. После восьмилетнего заключения Джордано Бруно был сожжен на Площади цветов в Риме.

Д.Бруно — пантеист. Последовательно отождествляя бесконечного Бога с природой («природа есть не что иное, как Бог в вещах»), Д.Бруно еще решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал вечность самой приро­ды. При этом Д.Бруно различает природу как первичную, порождающую природу (натура натуре) и природу вторичную, порожденную (натура натурата). Используя открытие Коперника, Д.Бруно стремился конкретизиро­вать физический и астрономический смысл этого фило­софского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от тра­диционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, сог­ласно которому Солнце неподвижно и составляет абсо­лютный центр Вселенной. На этом пути Д.Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населеннос­ти их. Ликвидируя натурфилософский дуализм схолас­тики, он утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящего из земли, воды, воздуха, ог­ня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Д.Бруно до­пускал существование мировой души и всеобщей одушев­ленности природы (гилозоизм). Философия Д.Бруно, развивающая учение о совпаде­нии противоположностей и базирующаяся на принципах единства и всеобщей связи природы, динамизма и самодви­жения, содержит также ряд диалектических положений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: