При всем многообразии религий они имеют определенные общие черты, которые выделяют их из среды других мировоззрений (см. § 4 «Основные истины религии»). Учения, отвергающие хотя бы некоторые из основных истин религии, не могут быть отнесены к категории религиозных. В некоторых из них за религиозной внешностью скрывается настоящий материализм и атеизм. В других подчеркнутый мистицизм сопряжен с сознательным и откровенным богоборчеством. В третьих, главным образом религиозно-философских системах мысли, отсутствует сама идея необходимости духовной связи человека с Богом.
В отношении первых двух можно ограничиться следующими небольшими примерами. Так, иудейское учение саддукеев при полном соблюдении культа ветхозаветной религии отрицает важнейшие истины: существование духовного мира, души человека, вечность жизни (они «говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа» (Деян. 23, 8). Саддукейство поэтому, находясь даже в системе религии, не является таковой, но оказывается очевидным материализмом и фактически атеизмом.
|
|
Другой пример — сатанизм, который принимает существование Бога, но проповедует ненависть к Нему и любому добру и правде. Сатанизм, таким образом, есть отрицание самого существа религии и является не чем иным, как идеологией преступности.
Совершенно иноприродны по отношению к религии, и прежде всего к христианству, и такие известные явления, как экстрасенсорика, рерихианство, сайентология и др., которые предлагают различные мистические способы якобы лечения человека от различного рода заболеваний.
Столь же далеки от религии и некоторые из известных религиозно-философских систем, в которых идея бытия Бога хотя и является центральной, однако религиозными они, тем не менее, не являются. Такими, имеющими большую историю и широко распространенными, являются деизм, пантеизм, теизм.