Из переписки Николая Михайловича Карамзина

20 августа 1812 г. И.И. Дмитриеву из Москвы: «Я простился и с Историю: лучший и полный экземпляр её отдал жене, а другой в Архив Иностранной Коллегии» (Н.М. Карамзин. Письма к И.И. Дмитриеву.- Спб., 1866).

В огне московского пожара 1812 г. сгорела библиотека Карамзина и экземпляр рукописи «Истории государства Российского». Но часть его книг и рукописи уцелели в Остафьеве: [Ноябрь] 1812 г. П.А. Вяземскому: «Не перестаю жалеть о своей библиотеке; радуюсь, что ваша цела, равно как и мои остафьевские книги» (Русский архив, 1866).

12 декабря 1812 г. П.А. Вяземский А.И. Тургеневу [из Вологды]: «те книги [Карамзина], что посланы были ко мне в деревню, спаслись» («Остафьевский архив князей Вяземских», I, 1899).

21 января 1813 г. А.И. Тургеневу из Н. Новгорода: «рукописи мои уцелели в Остафьеве» («Русская старина», 1899).

24 июля 1815 г. брату В.М. Карамзину из Остафьева: «Дописываю осьмой том, содержащий в себе завоевание Казани и Астрахани, а в девятом надобно описывать злодейства Царя Ивана Васильевича» («Атеней», 1858).

9 сентября 1815 г. А.И. Тургеневу из Остафьева: «Управлюсь мало-помалу с царём Иваном» («Рус

югу от Москвы, неподалёку от Подольска, расположено старинное село Остафьево (прежде Климово, Нечаево тоже с церковью Святой Троицы. По архивным бумагам оно проходит с XVII века. В 1792году князь Андрей Иванович Вяземский купил в Остафьеве землю, на которой построил загородный дом. С начала нового столетия усадьбу стали посещать первые гости.

Если стоять на въездной аллее лицом к усадьбе, видишь перед собой главное здание с шестью колоннами коринфского ордера, от него идущие открытые галереи, соединяющие его с восточным и западным флигелями. Перед галереями возвышаются два дерева почтенного возраста — дубы, посаженные в память о Николае Михайловиче Карамзине. Их так и называют -«карамзинские дубы».

Карамзин в январе 1804 года женился на дочери князя А.И. Вяземского Екатерине Колывановой и тем самым породнился с Вяземскими. Он был уже известен читающей России: переводчик и поэт, издатель и прозаик. Большим успехом пользовались его «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». Почти двенадцать лет (1804 -1816) Карамзин прожил в Остафьеве, где написал восемь томов из двенадцати «Истории государства Российского». Лучшие деятели отечественной культуры помогли ему в сборе материалов, воодушевлённые его идеей создать национальный эпос: меценат граф Н.П. Румянцев, коллекционер А.И. Мусин-Пушкин, археограф Н.Н. Бантыш-Каменский, археолог и историк А.Н. Оленин, архивист А.Ф. Малиновский, историк и филолог К.Ф. Калайдович.Кабинет Карамзина располагался в западном ризалите на втором этаже главного дома.

Обстановка его была рабочей: «Голые оштукатуренные стены, выкрашенные белой краскою, широкий сосновый стол, в переднем углу под окнами стоящий, ничем не прикрытый, простой деревянный стул, несколько козлов с наложенными досками, на которых раскладены рукописи, книги, тетради, бумаги.». Окно смотрело в парк, обустроенный на английский вкус: липовая аллея, пруды, в глубине парка — беседка «храм Аполлона».

Как складывалось русское государство?Прежде всего, Карамзин вписывает историю отечественную в историю европейскую как часть её. «Рим, некогда сильный доблестью, ослабел в неге и пал, сокрушённый мышцею варваров северных. на развалинах владычества римского основалось в Европе владычество народов германских. В сию новую, общую систему вошла и Россия. Скандинавия дала нашему отечеству первых государей, добровольно принятых славянскими и чудскими племенами, обитаемыми на берегах Ильменя, Бела озера и реки Великой. «Идите, — сказали им чудь и славяне, наскучив своими внутренними междоусобицами, — идите княжить и властвовать над нами. Земля наша обильна и велика, но порядка в ней не видим». Это случилось в 862 году.Однако подлинное начало формирования русского народа Карамзин связывал с принятием христианства. Век Владимира Святого по Карамзину был веком могущества и славы. Он усмирил бунты вятичей и радимичей, завоевал Полоцк, Га-личину и землю ятвягов, расширил границы княжества от Балтийского моря до Таврии.

Подробно описал Карамзин важнейшее решение Владимира — выбор веры. После сцены крещения в Днепре, подчёркивая значение этого акта, идут слова: «Земля и небо ликовали».Воздав должное князьям Владимиру и Ярославу, историк переходит к мрачным временам, когда Северная Русь стала данницей монголов (Владимир, Суздаль, Тверь), а Русь Южная (Киев, Чернигов, Мценск, Смоленск) считалась землями Литвы. «Казалось, — пишет Карамзин, — что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности именуемый сельцом Кучковым, возвысил голову и спас отечество. Да будет честь и слава Москве! В её стенах родилась, созрела мысль — восстановить единовластие в истерзанной России, и хитрый Иоанн Калита, заслужив имя Собирателя земли Русской, есть первоначальник её славного воскресения, беспримерного в летописи мира».

Н. Ибрагимова "Помяни нас, спаситель" (Слайд 2)

Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Все идет он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрыч зовут.
И слова его Божьи, и ласку,
Даже то, что из мертвых воскрес,
Принимают за детскую сказку
В ожиданье реальных чудес.
Под ногами – небесная манна.
Жажда крови толпу горячит –
То кричит она слезно "осанна".
То "распни его" грозно рычит.
Мир, пронзенный Исусовой раной,
Пред своею виною большой
То поникнет башкой покаянной
То грешит окаянной душой.
Не жалея ругательств отборных,
И камней, и плетей, и плевков,
Мир поэту твердит: "Ты разбойник!
Будь же проклят вовеки веков!"
Вновь и вновь повторяется действо:
Хоть в опале поэт, хоть в чести,
Каждый век для него фарисейство
Водружает крутые кресты.
Вот и прах его бедный рассеян...
Но смотрите – сияет с икон
Златоглавый младенец Есенин
На руках у рязанских мадонн.
Свет поэзии свято хранится!
Он в рублевскую троицу влит,
Где в лазурной своей плащанице
С ликом ангела Пушкин сидит
И взирает с отцовской любовью
На внимающих Божьим словам,
Истекающих праведной кровью,
Пригвожденных к позорным столбам.
Он зовет нас в святую обитель,
Где мы с чистой душой восстаем.
"Помяни, помяни нас, Спаситель,
В поэтическом царстве своем!"

Разделы: Преподавание литературы

Оборудование:

· на стене – макет раскрытой книги, где написаны слова А.С. Пушкина “Чтение – вот лучшее учение”;

· портрет поэта А.С.Пушкина;

· фотографии “Квартира поэта на Мойке”;

· иллюстрации к книгам поэта.

Звучит музыка.

Под музыку начинает читать первый чтец:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами, тепло ль? Утихла ль метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться со старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дни;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле медленно глотаю скуку яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко…Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: