Классификация задач

Все арифметические задачи по числу действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, делятся на простые и составные. Задачу, для решения которой нужно выполнить одно арифметическое действие, называют простой. Задачу, для решения которой нужно выполнить два или большее число действий, называют составной.

Выбрав в качестве основания классификации соответствие числа данных и искомых задачи, выделяют задачи определенные, задачи с альтернативным условием, неопределенные и переопределенные задачи. Чаще всего в задачах число условий соответствует числу данных и искомых.

Определенные задачи – это задачи, в которых условий столько, сколько необходимо и достаточно для получения ответа. Например: «Для урока труда купили 40 листов цветной бумаги: 3 пачки по 8 листов и несколько пачек по 4 листа. В скольких пачках по 4 листа бумаги?» (384, 2 класс)

Задачи с альтернативным условием – это задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все эти варианты будут исследованы. Например: «Из города одновременно выехали грузовая и легковая машины. Скорость грузовой машины 73 км/ч, а скорость легковой машины 88 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 ч?» (306, 4 класс) В задаче не указано, в каком направлении движутся машины; это может быть движение в противоположных направлениях или движение в одном направлении.

Неопределенные задачи – это задачи, в которых условий недостаточно для получения ответа. Например: «Купили 2 упаковки замороженной рыбы, по 3 кг в каждой упаковке, и несколько коробок солёной рыбы. Сколько килограммов солёной рыбы в одной коробке, если всего купили 26 кг?» Мы не можем ответить на требование задачи, т.к. в условии не указано, сколько было куплено коробок соленой рыбы».

Переопределенные задачи – задачи, имеющие условия, которые не используются при их решении выбранным способом. Такие условия называются лишними. При решении задачи другим способом лишними могут оказаться уже другие условия. Например: «От города до посёлка автобус ехал 2 ч со скоростью 75 км/ч. Сколько времени понадобится велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью в 5 раз меньшей, чем у автобуса?» Если при решении задачи будем находить расстояние, которое проехал автобус, а затем скорость велосипедиста, то все данные в условии задачи нам понадобятся. Если же будем использовать свойство обратной пропорциональности и учтем, что если велосипедист ехал со скоростью в 5 раз меньшей скорости автобуса, то на прохождение всего пути ему потребуется времени в 5 раз больше, чем автобусу, то скорость автобуса окажется лишним условием. Задача будет решаться в одно действие: 2 · 5 = 10 (ч).

В начальном курсе математики неопределенные задачи называют задачами с недостающими данными, а переопределенные – задачами с избыточными данными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: