Ограничения на количество разрабатываемых или реализуемых решений, приходящихся на одного руководителя

Сложность решений Простые Средние Трудные
Совместимость решений Оди- Одно- Разно-нако- тип- тип- вые ные ные Оди- Одно- Разно-иако- тип- тип- вые ные ные Оди- Одно- Разно-нако- тип- тип- вые ные ные
Максимальное количество решений 24 17 11 15 10 6 8 5 3

Сложность решений определяется либо нормативами, либо экспертным методом. Обычно простые решения разрабатываются по известным алгоритмам и реализуются по отработанным схемам, в ко­торых неопределенности практически отсутствуют или не могут существенно повлиять на результат выполнения УР. Решения сред­ней сложности предполагают наличие как альтернативных вариан­тов разработки, так и различных схем их выполнения. Критерием их выбора является минимизация влияния неопределенных ситуаций. Трудными решениями считаются такие, которые не имеют ана­логов в разработке и успешной реализации, при этом влияние не­определенных обстоятельств на ход и выполнение УР учесть практически невозможно. Руководителям и специалистам, разрабатывающим или реализующим трудные решения, приходится брать на себя большую ответственность за возможные отрицательные последствия УР.

В частном случае, если за каждым решением или его частью стоит один человек, то ограничения, представленные в табл. 4.1, можно рассматривать как ориентир при расчете норм управляемости: сколько подчиненных максимально может быть у руководителя для эффек­тивной работы.

Недостаточная профессиональная подготовка руководителей или специалистов аппарата управления способствует переводу мно­гих детерминированных ситуаций и процессов в разряд неопреде­ленных. Так, если руководитель не знает законов организации (за­кона синергии, закона самосохранения и др.), то многие естественные процессы и ситуации не будут им учтены при разработке и реализа­ции УР, что может привести к нежелательным последствиям.

Несоответствие решения объективному ожиданию объекта управления проявляется в игнорировании системы норм, ценностей организации и коллектива. Так, лодка, в которой все должны грести в одну сторону, но сидят в разных позах (кто боком к движению, кто спиной и т.д.), может описывать непредвиденные движения и даже перевернуться. Поэтому любое решение, направленное на ре­ализацию цели, должно удовлетворять четырем условиям:

1) результаты решения должны удовлетворять потребностям и интересам организации и ее коллектива;

2) решение должно быть обеспечено всеми ресурсами (техни­ческими, экономическими и др.);

3) результаты решения должны быть нужны для внешней среды;

4) результаты решения должны быть исторически приемлемы для менталитета работников и окружающей среды.

Невыполнение или нарушение этих условий приводит к су­щественному увеличению количества неопределенностей.

Основным результатом управленческой деятельности является решение. Обычно управленческая деятельность разделяется на пять составляющих: организационная, экономическая, технологическая, социальная и правовая. Далее рассмотрим возможные ошибки по всем составляющим управленческой деятельности в решаемых задачах.

Организационная составляющая. Создание или выбор базы знаний включает:

— несистемность, нестыкуемость отдельных методов расчета между собой;

— ошибку в выборе необходимого метода расчета;

— ошибку при вводе данных при использовании выбранной базы знаний.

При выборе или создании, а также пополнении базы данных возможны ошибки:

— в архитектуре базы данных;

— базы данных;

— в указании адреса выбора данных или получение другого данного.

При выборе схемы организации процесса управления возмож­ны ошибки:

— в выборе варианта схемы организации;

— самой схемы организации;

— в исходных данных для выбора схемы организации.

Выбор и (или) разработка организационной структуры управ­ления (ОСУ) для компании в целом и для ее подразделений может включать ошибки:

— в выборе и (или) разработке вариантов ОСУ для компании или для ее подразделений;

— самом варианте ОСУ;

— исходных данных для выбора варианта ОСУ.

При формировании или выборе внешних структур партнер­ских отношений (магазины, дилерская сеть и др.) возможны ошибки:

— в выборе или разработке варианта внешних структур;

— самом варианте внешней структуры.

При разработке управленческих решений возможна ошибка в исходных данных для выбора варианта внешней структуры.

При выборе или составлении сценариев проведения собраний и совещаний возможны ошибки:

— в выборе варианта сценария проведения собрания или сове­щания;

— самом сценарии;

— исходных данных для выбора сценария.

При составлении данных о партнерах и клиентах возможны ошибки:

— в выборе источников данных о партнерах и клиентах;

— самом источнике данных;

— при получении, обработке или передаче данных.

При организации информационной (технологической и обще­ственной) разведки возможны ошибки:

— в выборе метода информационной разведки;

— результатах информационной разведки;

— организации выполнения информационной разведки и дез­информации объекта информационной разведки.

При выборе или разработке набора должностных инструкций для персонала возможны ошибки:

— в выборе варианта набора;

— самого набора;

— при разработке средств для реализации набора.

При накоплении статистических данных о работе фирмы воз­можны ошибки:

— в архитектуре набора статистических данных;

— самом наборе статистических данных;

— ввода данных в набор.

При формировании деловой репутации компании возможны ошибки:

— в выборе технологии формирования имиджа человека и ком­пании (так называемого имиджмента);

— исходных данных для выбора технологии имиджмента;

— в реализации технологии имиджмента.

При создании надежных личных, коллективных и производ­ственных связей с партнерами возможны ошибки:

— при выборе метода создания надежных связей;

— исходных данных для выбора метода создания надежных связей;

— в реализации выбранного метода создания надежных свя­зей.

Экономическая составляющая. При разработке и реализации бизнес-плана компании в целом и ее подразделений возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов бизнес-планов;

— самом варианте бизнес-плана компании;

— исходных данных для выбора варианта бизнес-плана компа­нии.

При выборе или разработке методов и средств морального и материального стимулирования персонала возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методов и средств стимулирования персонала;

— самом варианте методов и средств стимулирования персо­нала;

— исходных данных для выбора варианта методов и средств стимулирования персонала.

При выборе или разработке метода минимизации налогообла­гаемой базы компании возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов метода минимизации;

— самом варианте метода минимизации;

— исходных данных для выбора варианта метода минимиза­ции.

При выборе или разработке структуры цены на продукцию возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов структуры цены на про­дукцию;

— самом варианте структуры цены на продукцию;

— исходных данных для выбора варианта-структуры цены на продукцию.

Технологическая составляющая. При разработке или выборе технологий управления организацией и ее подразделениями возмож­ны ошибки:

— выбора требуемой по стандарту технологии управления;

— при формировании правильно выбранной технологии уп­равления;

— при текущей реализации требуемой технологии управления.

Выбор, закупка и установка организационной, информацион­ной и другой техники, а также программного обеспечения включают:

— несистемность закупленного и установленного оборудова­ния, программного обеспечения;

— несоответствие уровня оборудования квалификации обслу­живающего персонала;

— большое несоответствие уровня управленческого оборудо­вания уровню технологического оборудования основного производ­ства.

При выборе методов изучения рынков сбыта и продаж воз­можны ошибки:

— в выборе метода изучения рынков сбыта и продаж;

— информации или недостатке информации для выбора мето­да изучения рынков сбыта и продаж;

— процессе изучения рынков сбыта и продаж.

При выборе или разработке методов при разработке и реали­зации управленческих решений возможны ошибки:

— при выборе метода;

— разработке средств для реализации метода;

— разработке управленческого решения предложенным мето­дом.

Разработка или закупка системы безопасности для информации, документооборота, персонала и организации включает:

— ошибку при расчете уровня требуемой безопасности;

— ошибку при выборе системы безопасности для утвержден­ного уровня безопасности;

— большое несоответствие технического уровня системы безо­пасности уровню квалификации персонала.

При подборе и расстановке кадров возможны ошибки:

— при выборе методики подбора и расстановки кадров;

— в оценке рынка персонала;

— приеме персонала;

— расстановке персонала.

При составлении перечня функций управления и выборе ме­тодики их распределения возможны ошибки:

— в составлении перечня функций управления;

— выборе методики распределения функций управления;

— распределения функций управления среди персонала.

При составлении перечня целей и задач, а также средств и ме­тодов для их реализации возможны ошибки:

— в определении главной цели управления;

— при составлении или выборе перечня целей и задач, рас­крывающих главную цель управления;

— в выборе или разработке средств и методов реализации целей;

— при закреплении ответственности за выполнение целей сре­ди персонала.

При выборе системы для собственных разработок технологи­ческих заделов, направленных на развитие производства, возможны ошибки:

— в экономическом, техническом и организационном обосно­вании необходимости собственных разработок;

— выборе технологии, способствующей развитию собственных разработок;

— выборе наиболее перспективных направлений для собствен­ных разработок.

При выборе или разработке собственных стандартов на систе­му управления и производства возможны ошибки:

— в выборе стандарта;

— принятии решения о начале работ по разработке собствен­ного стандарта;

— при разработке стандарта.

Социальная составляющая. При выборе или разработке мето­дики формирования социальных групп возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методик формирования;

— выбранном варианте методики формирования;

— исходных данных для выбора варианта методики формиро­вания.

При выборе или разработке методики оценки персонала воз­можны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методик оценки персо­нала;

— выбранном варианте методики оценки персонала;

— исходных данных для выбора варианта методики оценки персонала.

При выборе или разработке методики формирования произ­водственного потенциала работников возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методик формирования производственного потенциала работников;

— выбранном варианте методики формирования производствен­ного потенциала работников;

— исходных данных для выбора варианта методики формиро­вания производственного потенциала работников.

При выборе или разработке методики управления противоре­чиями возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методик управления противоречиями;

— выбранном варианте методики управления противоречиями;

— исходных данных для выбора варианта методики управле­ния противоречиями.

При разработке методики внутреннего профессионального обучения (умения, навыки и опыт) возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов методик внутреннего профессионального обучения;

— выбранном варианте методики внутреннего профессиональ­ного обучения;

— исходных данных для выбора варианта методики внутрен­него профессионального обучения.

Правовая составляющая. При разработке и реализации усло­вий сделок и контрактов возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов условий сделок и кон­трактов;

— выбранном варианте условий сделок и контрактов;

— исходных данных для выбора варианта условий сделок и кон­трактов.

При разработке и корректировке уставных и регистрацион­ных документов компании возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов уставных и регистраци­онных документов;

— самом варианте уставных и регистрационных документов;

— исходных данных для выбора варианта уставных и реги­страционных документов.

При разработке и реализации учетной политики компании возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов учетной политики ком­пании;

— самом варианте учетной политики компании;

— исходных данных для выбора учетной политики компании.

При разработке и реализации правовой политики отношений с клиентами и партнерами возможны ошибки:

— в выборе или разработке вариантов правовой политики от­ношений;

— самом варианте правовой политики отношений;

— в исходных данных для выбора варианта правовой полити­ки отношений.

Рассмотрение уровней неопределенностей подводит нас к ана­литическому представлению их использования в зависимости от ха­рактера управленческой деятельности руководителя. Практическая сторона данного представления проявляется в эффективности УР. К эффективным УР относятся решения обоснованные, выполнимые, легко принимаемые к исполнению, к неэффективным — необосно­ванные, невыполнимые и трудно принимаемые к исполнению. На ри­сунке 4.3 приведена матрица эффективности управленческих реше­ний в виде взаимодействия уровней неопределенности и характера управленческой деятельности.

Стабильная управленческая деятельность характеризуется выполнением типовых процедур при слабых возмущающих воздей­ствиях внешней и внутренней среды. Корректирующий характер управленческой деятельности используется при средних возмущаю­щих воздействиях внешней и внутренней среды, когда руководите­лю приходится изменять (корректировать) ключевые процессы в ком­пании. Инновационная управленческая деятельность характеризуется постоянным поиском и реализацией новый процессов и технологий в компании для достижения высокой конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: