Спортивная ориентация и отбор в спорте (этапы отбора, критерии отбора)

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Задачи спортивной ориентации:

- выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности;

- отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта.

Способности — это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенно' деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа:

На первом этапе отбора - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации

На третьем этапе от бора - поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора - просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.

Урок - основная форма организации процесса обучения: типология и структура уроков физической культуры, единство образовательной, воспитательной оздоровительной направленности системы уроков.

Урок физической культуры -основная форма занятий физическими упражнениями в школе.

Структура урока: 1. Подготовительная часть урока. Цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Задачи: - обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;

Содержание: игровые задания, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс ОРУ в строю и отдельные специально подготовительные упражнения без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени.

2. Основная часть урока. Цель- решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств. Продолжительность основной части урока 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся и домашнее задание.

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач различают 4 разновидности уроков: комбинированные, уроки с преимущественной оздоровительной направленностью, преимущественно воспитательной или образовательной направленностью.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебного материала. Задача уроков нового материала - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими ЗУНов по теме или разделу программы.

По признаку основной направленности различают уроки ОФП, профессионально- прикладной направленности (ППФП), спортивно- тренировочные уроки, методико-практические занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: