Спортивный отбор – комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности.
Спортивная ориентация – комплекс мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Технологии отбора и ориентации едина, различия только в подходе. При отборе выбирают человека для вида спорта, вид спорта для человека.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заканчивается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх.
Первый этап – первичный отбор. Проводится массовый просмотр детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие тем или иным видом спорта.
- Агитационные мероприятия;
- Медицинское обследование и оценка состояния здоровья (результаты отборов будут использоваться ориентировочно);
- Наблюдение за развитием физических качеств.
Сформировалась группа начальной подготовки.
Второй этап. Выявляются в спортивном отношении дети школьного возраста с целью комплектования учебно-тренировочной группы ДЮСШ. Отбор проводится путем:
|
|
- Оценки состояния здоровья (нет ли ухудшение здоровья и др.);
- Проведение контрольно-переводных нормативов. Малопредпочтительные признаки в одном виде спорта могут оказаться благоприятными факторами в другом виде спорта;
- Происходит окончательное определение спортивной специализации; спортивная ориентация. Проводятся обследования соревновательной деятельности спортсменов среди младших юношеских групп. Цель этого этапа – поиск перспективных спортсменов и зачисление в центры олимпийской подготовки (СДЮШОР); Школа высшего спортивного мастерства – ШВСМ;
- Производится отбор кандидатов в составы сборных команд города, области, страны. Основная форма отбора – спортивные соревнования, но при этом учитываются достижения последних двух лет, а также уровень технического мастерства и стаж. Проводятся учебно-тренировочные сборы.
Методы отбора:
- Медико-биологические методы (состояние здоровья, уровень физического развития (антропометрические измерения), морфофункциональные особенности (морфотип – идеал, к которому должны стремиться все спортсмены), оценка качества восстановительных процессов (измеряется пульс покоя, 20 приседаний, снова измерить и насколько он изменился, после каждые 30 секунд в течении 2 мин.).
- Педагогические методы. Проведение контрольных испытаний, тестов (производится оценка динамики прироста результатов).
- Психологические методы (оцениваются особенности психики спортсменов). Учитывается тип темперамента, целеустремленность, дисциплинированность, спортивное трудолюбие, умение решать коллективные задачи. Помехоустойчивость.
- Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей.