МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тольяттинский Государственный Университет
Кафедра “ Промышленное и гражданское строительство ”
Расчётно-лабораторная работа № 1
По дисциплине «Строительные машины»
Тема: «Заклепочные соединения деталей машин
И расчет их на прочность»
Методическое руководство по выполнению работы
Тольятти, 2008
Цель работы: изучить устройство заклепочных соединений, области их применения и получить навыки расчетов заклепочных соединений на прочность.
Информация о заклепочных соединениях деталей машин
Заклепочные соединения применяют для соединения деталей машин и строительных конструкций, выполненных из трудносвариваемых или разнородных материалов, а также в случаях действия больших ударных и знакопеременных нагрузок, при которых сварное соединение работает недостаточно удовлетворительно.
Достоинства заклепочных соединений.
1. Стабильность и контролируемость качества соединения.
|
|
2. Меньшая повреждаемость соединяемых элементов конструкций в случае
необходимости их разборки (по отношению к сварным или клеевым
соединениям).
3. Высокая устойчивость к ударным и вибрационным нагрузкам.
Недостатки заклепочных соединений.
1. Повышенная трудоемкость и стоимость изготовления.
2. Специализация конструктивных форм соединения заклёпками и повышенная
материалоёмкость изделия.
3. Необходимость изготовления специальных соединительных деталей –
заклепок.
4. Необходимость выполнения отверстий в соединяемых деталях.
Заклепочные швы по назначению подразделяют на 2 группы:
- прочные швы, предназначенные для восприятия рабочих внешних нагрузок
(мостовые фермы, стрелы кранов, рамы-шасси автомобилей и т.п.);
- плотные швы, применяемые для изготовления сосудов, работающих под
давлением (паровые котлы, емкости для хранения сжатого газа и т. п.).
Наибольшее применение при изготовлении прочных швов строительных металлоконструкций нашли заклёпки с полукруглой головкой (рис. 1), выполняемых по ГОСТ 10299-88 диаметром в пределах d = 1…36 мм и длиной в пределах L = 3…180 мм (в соответствии с рядом: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 52, 55, 58, 60, 65, 70, …)
Длину заклепок L определяют по формуле:
и округляют до ближайшего стандартного значения:
d
L
Рис. 1
В зависимости от взаимного расположения склепываемых листов различают заклёпочные швы внахлест (рис. 2 и 3) или швы встык с накладками (рис. 4).
Заклепки в соединении могут располагаться в один или несколько рядов по отношению к направлению действующей нагрузки P.
|
|
Р
Р
d
b
Р t Р
c a
Рис. 2. Заклёпочное соединение внахлёст (однорядное)
Р
Р
d
b
t
Р Р
c a
Рис. 3. Заклёпочное соединение внахлёст (двухрядное)
В стальных металлоконструкциях для швов внахлестку диаметр заклепки принимают:
,
где δ –толщина соединяемых листовых деталей.
Для швов с накладками диаметр заклепки:
.
Толщина накладок:
.
Шаг заклёпок в ряду:
.
Расстояние между рядами заклёпок (шаг рядов):
.
Р Р
d
b
Р Р
t
а с
Рис. 4. Заклёпочное соединение встык с накладками (однорядное)
Ширина соединяемых листовых деталей:
,
где – число (наибольшее) заклёпок в ряду.
Продольные расстояния от осей заклёпок до краёв соединяемых деталей:
;
.
В заклепочных соединениях, подверженных действию продольных сил, распределение усилий на заклепки принимается равномерным.
По плоскости разъёма соединения деталей заклёпки подвергаются действию напряжений среза.
На контактных поверхностях заклёпок и отверстий под них в однорядных соединениях могут действовать напряжения смятия большой величины, определяющих прочность заклёпочного соединения. Расчётную площадь смятия условно определяют, как площадь прямоугольника со сторонами, равными диаметру заклёпки и толщине соединяемой детали (пластины).
В сечении соединяемых деталей, проходящем по осям заклёпок крайнего ряда, действующие напряжения растяжения могут достигать так же опасной величины и определять прочность заклёпочного соединения. Кроме того, в однорядных заклепочных соединениях внахлест возникает опасность среза материала соединяемых деталей телом заклёпок.