Протокол исследования. Сферы семейных отношений и личностной сферы

Сферы семейных отношений и личностной сферы

Детей старшего дошкольного возраста

По проективной методике «Рисунок семьи»

Группа______________Количество детей________Психолог__________________

Воспитатели___________________________________________Дата___________

Фамилия, имя ребенка Показатели нарушений в личностной сфере Показатели нарушений в семейной сфере Выводы и предложения
Тревожность, неуверенность Заниженная самооценка Эмоциональная неустойчивость Демонстративность Низкая бытовая ориентация Агрессивность, враждебность Ослабленность визуального восприятия Ослабленность вербального восприятия Нарушение межличностных вз.отношений Эмоциональная разопщенность с членами семьи Неприятие членов семи, враждебность в семейной ситуации Недостаток эмоционального конфликта; конфликтные отношения Акцентуация на объекте
1.                              
2.                              
3.                              
4.                              
5.                              
6.                              
7.                              
8.                              
9.                              
10.                              
11.                              
12.                              
13.                              
14.                              
15.                              
16.                              
17.                              
18.                              
19.                              
20.                              
21.                              
22.                              
23.                              
24.                              
25.                              
26.                              
27.                              
28.                              
29.                              
30.                              

«Рисунок человека»

Источник: Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с. (с. 20)

Цель методики: оценка уровня умственного развития детей с 3-х лет.

Материал: стандартный белый лист бумаги и карандаш.

Суть методики: этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция:

«Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».

Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить:

«Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы: «Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п., то ему говорят: «Рисуй так, как хочешь».

Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», - следует ответ: «Нет, нарисуй всего человека целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», - то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задания, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Интерпретация результатов:

Количественная оценка выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

Основные детали (парные детали оцениваются одинаково независимо от того, изображены ли они обе или только одна) Голова  
Туловище  
Глаза  
Рот  
Нос  
Руки  
Ноги  
Второстепенные детали Уши  
Волосы / шапка  
Брови  
Шея  
Пальцы  
Одежда  
Ступни / обувь  
Правильное кол-во пальцев на каждой руке  
Способ изображения Пластический способ  
Промежуточный способ  
Схематический способ, причем руки и ноги изображены одной линией  

Выводы об уровне развития:

Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в 3-х летнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей.

Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или графические шаблоны.

Возраст Форма изображения
3 – 4 года Головоног:
- округлая голова (голова + тело);
- отходящие от головы или расположенные рядом черточки (руки и ноги);
- кол-во рук и ног допускается различное;
- иногда присутствуют черты лица (глаза, рот, нос, редко волосы).
4 – 5 лет Примитивная схема человека:
- голова;
- туловище;
- руки (начинаются обычно от середины туловища);
- ноги (расположены по бокам туловища);
- часто человек нарисован в наклонном положении, словно падающий.
5-летний ребенок - человек изображен строго вертикально;
- конечности нарисованы двойными линиями;
- руки изображаются от середины туловища;
- второстепенные детали (пальцы, волосы, брови, ресницы) обычно отсутствуют или немногочисленны;
- тело как бы «просвечивает» через одежду («рентгеновские» рисунки).
6-летний ребенок - руки часто рисуются от верхней части туловища;
- появляются различные второстепенные детали;
- схематически изображаются такие второстепенные детали как шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.

Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры:

Головоног Можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с 4-х лет.
Схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей Является признаком отставания с 6-летнего возраста.
Любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела Является признаком задержки в развитии умения рисовать с 8-ми лет.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: