46-летний мужчина обратил внимание на то, что ему трудно держать карандаш при письме, что его правая рука стала быстро уставать. Болен 6 месяцев, в течение которых симптоматика нарастала.
Неврологическое обследование выявило слабость, атрофию и фасцикуляции (мелкие подергивания) гипотенара и межкостных мышц правой руки и ее когтеобразную форму. Кроме того, отмечалась атрофия дельтовидных и грудных мышц с обеих сторон. На обеих руках рефлексы снижены.
Выполните задания:
1. Предположите диагноз.
2. Уточните уровень поражения.
3. Расскажите о характере течения заболевания и прогнозе.
4. Назовите методы лечения при данном заболевании.
Эталон ответа
1. Прогрессивная мышечная дистрофия (миопатия).
2. Уровень поражения – шейный отдел спинного мозга – передние рога.
3. Течение длительное, прогноз неблагоприятный.
4. Лечение: АТФ, прозерин, анаболические гормоны, физиолечение.
Раздел 8. Врождённые заболевания НС у детей
Задача 63
На прием к фельдшеру пришла мать с ребенком 2,5 лет. Мать отмечает, что ребенок отстает от своих сверстников в развитии: плохо ходит, не играет игрушками, почти не говорит. Часты приступы недомогания с тошнотой и рвотой.
Объективно: лицо у ребенка маленькое, а череп увеличен до 80 см (при N-50). Лоб нависает над лицом, швы черепа не заросли, большой родничок 2х2 см, выбухает. На коже волосистой части головы видны расширенные вены. При перкуссии черепа звук «треснувшего горшка».
Выполните задания:
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Назовите необходимые действия фельдшера.
3. Сформулируйте вопросы матери для уточнения возможной причины заболевания.
4. Сформулируйте ответ на вопрос: «Излечима ли эта болезнь? Какие есть методы лечения?»