Избавиться от пристрастия к желанию

Итак, мы разобрались, как образы (поступающие от на-

ших чувственных органов, или сформированные мыслями)

порождают в памяти активность, которая, в свою очередь,

порождает желание. Затем желание создает чувства и мысли,

побуждающие нас к действию. Чувства, мысли и действия

открывают ум для получения новых образов —и цикл на-

чинается заново. Мысли и действия нацелены на то, чтобы

утолить желание. Но этого не происходит.

Ум, практикующий автомыслие, —это мастерская эго.

В таком уме образы, поступая в память, сразу попадают

иод влияние эго. Словно злой волшебник, эго образами в

памяти мастерски создает иллюзию —новое желание. Эти

желания (например, ≪Хочу больше денег≫ или ≪Хочу, чтобы

меня любили≫) усиливают я и ослабляют Я. Каждое желание

подтачивает нашу способность пребывать в гармонии с

миром.

А сейчас отвлечемся на минутку, чтобы сформулироват ь

различие между желанием и предпочтением. Предпочте-

ние —это то, что ты предпочитаешь. Допустим, что из двух

цветов —синего и зеленого —ты предпочитаешь синий.

А желание —это эмоция, движимая эго. Это то, что кажется

тебе необходимым, чтобы некая часть тебя стала более за-

вершенной. Желания происходят из воспоминаний и несут

с собой целый сонм вспомогательных мыслей и эмоций.

Если ты когда-нибудь покупал ненужную или непомерно

дорогую для тебя вещь, то хорошо знаешь разницу между

предпочтением и желанием. Предпочтение чисто и просто.

Желание запутанно и туманно. От предмета предпочтения

легко отказаться. Желание подразумевает томление и силь-

ную тягу.

Образы не обязательно порождаются чувственными

ощущениями или являются результатом действия. Они мо-

гут быть сформированы самим желанием. Если желание не

исполняется, оно создает образы, к реализации которых ты

будешь стремиться в будущем. Если желание исполняется,

оно создает новые образы, которые порождают более сме-

лые и сильные желания. Независимо от того, можешь ли ты

удовлетворить желание, автомыслие продолжает создавать

новые желания.

Мы оказались в замкнутом круге, который нельзя разо-

рвать, воздействуя на какую-то одну его часть. Попытки

взять под контроль свои желания, или образы, или то, как

на них реагирует память, —все это тщетно. Оставленный

без наблюдения ум находится во власти эго. Эго больное,

но не глупое. Эго заставляет тебя отождествиться со своим

я и внушает, что у тебя есть совершенно отдельная и неза-

висимая от всего мира личность. Однако если ты ставишь

знак равенства между собой и своим прошлым опытом, то

ты и эго —одно. Я увидел врага, и он —это я*. Это блестяще.

И это безумно.

* Вариация на тему крылатого ≪высказывания≫ опоссума Пого (герой серии

американских комиксов) по поводу войны во Вьетнаме: ≪Мы встретили

врагов, и они —это мы≫.

Нам нужно контролировать вовсе не желание. Жела-

ние —это всего лишь симптом автомыслия. Желание воз-

никает тогда, когда мы не удовлетворены тем, что имеем.

Ощущение беспокойства во всех его бесконечных проявле-

ниях побуждает ум искать успокоения где-то. Твой ум может

отправиться в прошлое —во времена, когда дела обстояли

лучше. Он может вспомнить, сколь прекрасна была жизнь,

когда ты впервые влюбился, или как много денег ты зараба-

тывал в такой-то компании до того, как тебя ≪сократили≫.

Или же твой ум может устремить взгляд в будущее, когда

гы надеешься найти более внимательную и преданную воз-

любленную или лучше оплачиваемую работу.

Как там говорят? ≪Любовь за деньги не купишь≫. За день-

ги не купишь необусловленную любовь. Необусловленная лю-

бовь —это эйфо-чувство, неподвластное ни деньгам, ни

другим средствам манипуляции. Однако обусловленные лю-

бовные взаимоотношения очень часто вращаются вокруг де-

нег. Самая распространенная причина проблем в любовных

взаимоотношениях —именно деньги. (Подробнее об этом в

главе тринадцатой ≪Совершенные взаимоотношения≫.)

Почему нас одолевает чувство, будто в жизни чего-то

не хватает? Что гонит наш ум в будущее или заставляет его

беспомощно соскальзывать в прошлое? В момент своего

зарождения эго отделяется от Истинного Я и сразу же

утрачивает поддержку творческого сострадания со стороны

этой всеобъемлющей целостности. Оно глубоко переживает

свою утрату и пытается обрести завершенность при помо-

щи накопления вещей —машин, домов, идей и людей. Эго

набирает все больше и больше в надежде обрести Наиболь-

шее —то, что оно утратило в самом начале, когда отделилось

от Истинного Я.

Из расщепленного сердца эго прорастает желание. В по-

исках целостности эго напрягает ум и так, и этак. ≪Так≫ эго

затрачивает энергию на то, чтобы собрать побольше вещей

и усилить свою власть. А ≪этак≫ оно затрачивает огромное

количество энергии на попытки защититься от иллюзорных

монстров, которых оно же само и создало.

Эго нуждается в обретении завершенности. Но у него

есть проблемы. Единственный путь к целостности для него

лежит через самоуничтожение. Оно не хочет отказываться

от своего трона власти, но в то же время ощущает позыв

склониться перед Истинным Я. Не удивительно, что самое

распространенное слово для описания нашего времени —ar ≪стресс≫. Сонмы индивидуальных эго толкают друг друга

локтями, борясь за место на вершине кучи, состоящей из

них же, —в результате образовалась такая давка, что мы

оказались на грани спонтанного самовозгорания. Теперь

ты видишь, в чем дилемма эго. Оно одержимо неутолимым

желанием. Когда ты отождествляешь себя с эго, эта проблема

становится и твоей.

Отождествляя себя с эго, мы испытываем смутную неудо-

влетворенность из-за отделенности от своего внутреннего

источника. Это может проявляться как общее ощущение

беспокойства, нетерпеливости, скуки или тревоги. Мы

упорно пытаемся избавиться от этого неприятного чув-

ства, занимая себя разными делами. Это как фоновый шум,

который мы стараемся заглушить более громкими шума-

ми —изнурительной работой, наркотиками, сексом и т. п.

Даже ≪полезная≫ деятельность порождает стресс, если мы

осуществляем ее, не наблюдая за собой со стороны.

Если ты присутствуешь в Сейчас, тебе удается соскочить

с крючка эго. В такие периоды спокойного внимания, когда

ты ≪следишь за мышиной норкой≫, ты достигаешь цели,

стоящей за всеми желаниями. Каждое желание порождено

потребностью эго в завершенности. Во время наблюдения

ты завершен. Мысли, и чувства, и действия —вторичны.

Каждый твой жизненный выбор отражает предпочтение, а

не желание. Поскольку ты осознаешь целое, у тебя нет жела-

ния обрести часть. Части находятся в твоем распоряжении

и становятся источником творчества и радости. Нет нужды

отчаянно стремиться к мимолет ному счастью. Твои жела-

ния исполняются в тот самый миг, когда возникают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: