Давай несколько расширим эту модель, включив в нее не
отдельную жизнь, а все мироздание. Так сказать, добавим
сюда еще и видеоинформацию и назовем это DVD-моделью.
Теперь скачок между дорожками можно уподобить переме-
щению в другую часть Вселенной. Это словно червоточина
в нашем сознании, позволяющая заглянуть в другие миры,
тем самым делая их частью нашего мира.
Фактически, так мы отходим от нашей прочерченной на
песке индивидуальной жизни и смотрим на жизнь в целом
с высоты птичьего полета. Вселенная —не линейна. А это
подводит нас к интересной идее. Проигрывая DVD-диск,
мы можем наслаждаться звуком и изображением потому,
что на этом диске хранятся плененные электромагнитные
импульсы. Пробегая по сохраненным импульсам, лазерный
луч пересылает информацию на считывающее устройство,
и мы видим образы в том виде, в каком они были записаны
много лет назад.
Эти электромагнитные импульсы представляют собой
метавшие во времени мысли и действия, места и события.
|
|
Один-единственный пучок импульсов может содержать в
себе всю жизнь человека, зафиксированную на соответству-
ющем участке диска. И когда луч пробегает по этому участку,
импульсы обретают жизнь на нашем телеэкране. После того
как луч оставит участок позади, все эти импульсы снова ста-
нут всего лишь дремлющим семенем изображений и звуков.
В реальности лазер скорее похож на электромагнитную
линзу. Она движется достаточно близко к нам, чтобы мы
могли видеть формы —узнавать уникальные энергетиче-
ские структуры. Помни, что все в мире представляет собой
энергию, застывшую в материальных формах. Автомобиль,
звезда и твой лучший друг —всего лишь узнаваемые струк-
туры из застывшей энергии.
Мы начали с одномерной линии на земле, представляю-
щей нашу жизнь. Хотя линия жизни и одномерна, но она
проживается в четырехмерном пространстве-времени. ≪Так
в чем же проблема?≫ —спросишь ты. Проблема в простран-
стве и времени. Мы все еще верим, что человек обязан жить
в пространстве-времени. Ведь так живут все и всегда —если
не считать крайне немногочисленных индивидуумов в каж-
дом поколении. Мы, фактически, принимаем учение людей,
ограниченных временем и пространством, и отвергаем
парадигму тех немногих, кому удалось избежать этих цепей.
Естественно, имеются в виду великие просветленные —ar Христос, Будда, Шанкара, Эйнштейн, Сократ и Лао-цзы...
А также менее знаменитые метеоры, которые безмолвно
прочерчивают вспышками света полночное небо, пока все
человечество спит.
DVD-модель дает нам некоторые идеи относитель-
но того, как можно расширить свое видение за пределы
|
|
пространства-времени. Ключ к пониманию DVD-модели
не в структуре самого диска, но в устройстве считывающего
лазера. Сам DVD-диск содержит застывшую энергию, или
информацию. Она остается неизменной. Но когда на инфор-
мационный пакет падает лазерный луч, он на миг озаряет и
высвобождает эту информацию —чтобы тут же двинуться
дальше. Именно это мгновенное прикосновение луча по-
рождает ощущение времени. У DVD-фильма, составляюще-
го нашу жизнь, есть начало и конец. Лазерный луч исправно
бежит по спиральной дорожке, пробуждая нашу вселенную
по одной мысли за раз. Если лазер дернется в сторону, ты
сможешь увидеть конец фильма прежде, чем середину. Но
это нежелательно, поскольку нарушает наши представления
о хронологическом порядке. Начало-середина-конец —вот
как все должно быть. Дискуссия окончена. Начало-середина-
конец —совсем как линия на песке.
Я уже чувствую, как кто-то из читателей нетерпеливо
перебивает меня: ≪Ну и правильно! Кому хочется раньше
времени видеть окончание фильма? Это нелепо≫. Согласен,
Пока я ограничен рамками времени-пространства, знать ко-
нец раньше времени не интересно. Я возвращаю бракован-
ный DVD продавцу, ворча: ≪Только время зря потратил≫.
Я не получил, чего хотел. Эпизод с испорченным филь-
мом огорчил меня, как порой огорчает жизнь, когда при
движении через время я не вижу порядка. Нет ощуще-
ния ритма, нет ощущения контроля. И тут я осознаю, что
ощущение дискомфорта вызвано, собственно, ожиданием
порядка, а не самим беспорядком. Один из самых прекрас-
ных и вдохновляющих фильмов, которые мне доводилось
видеть на DVD, не имеет сюжета и в нем нет явного по-
рядка. Фильм называется ≪Барака≫, и он состоит из серии
неигровых эпизодов-образов, отснятых в разных уголках
мира. Люди и места мелькают перед нами без очевидной
логической последовательности и без комментариев. Имен-
но так: нам не говорят ни слова. К концу фильма я ощутил
такую глубокую и сострадательную связь со своим миром,
какую не пробуждал во мне ни один фильм, имеющий
четко обозначенное начало, середину и финал. Я много раз
смотрел ≪Бараку≫ с друзьями, и все они реагировали точно
так же*. Они испытали ощущение расширения сознания и
изумления, которые невозможно описать словами. Нам всем
с детства вдолбили в голову, что линейное мышление —как
и линейная жизнь —это надежный путь к преодолению
проблем и обретению безмятежности. И несмотря на то,
что из жизнеописаний величайших философов и ученых
нам известно об их нелинейном многомерном мышлении,
мы упрямо не желаем отказываться от мысли, что подход к
жизни, подразумевающий начало-середину-конец, является
единственным путем к успеху и чувству завершенности.
Именно эта упрямая решимость пройти все по порядку от
начала до конца, пробиваясь сквозь любые препятствия, и
заставляет нас смаковать все оттенки вкуса страданий, до-
ступные нам в пространстве-времени.
Возможно, нам нужно полностью отмести логику и
аналитическое мышление? Отнюдь. Вне всяких сомнений,
способность глубоко обдумывать вещи —могучий инстру-
мент. Нет нужды его отвергать. Нужно только отказаться от
идеи, что это единственный путь в жизни. Если ты сомне-
ваешься, тогда оглянись и обозри все эти великие знания,
* Переводчик (и редактор) присоединяется к восторгам автора и заодно
рекомендует другой фильм под названием Koyaanisqatsi, очень похожий
по духу на ≪Бараку≫ (Ваraка). Главным оператором Koyaanisqatsi (1983) и
режиссером Ваraка (1992) является один и тот же человек —Рон Фрике
(Ron Fricke).
накопленные человечеством. А теперь посмотри, насколько
близко эти знания подвели нас к гибели. Линейное мышле-
|
|
ние, созданное разумом, уже неподконтрольно нам. Зубило
пользуется скульптором.
А теперь давай вернемся к нашей DVD-модели и к про-
блемам, связанным с линейным мышлением. Ты можешь
сказать, что дорожка на DVD —это не что иное, как та же
прямая линия, только загнутая по спирали. И будешь прав.
И даже когда лазерный луч перескакивает в прошлое или
в будущее, он тоже движется по прямой. Так о чем же мы
тут толкуем? Когда луч перескакивает из прошлого в бу-
дущее и обратно, он просто изменяет последовательность
событий во времени. Он не исключает само время. По су-
ществу, скачущий лазер просто разрушает мышление типа
≪начало-середина-конец≫ и замещает его мышлением типа
≪поживем —увидим≫. А такое мышление тоже напрямую
связано с временем.
Разобравшись в устройстве проигрывателя, ты обнару-
жишь, что сама лазерная головка (как и игла на звукосни-
мателе граммофона) практически не движется. Вращается
DVD, а лазерная головка неподвижно ждет набегающие на
нее информационные пакеты. Это важный момент. Лазер
неподвижен, а информация движется. А может быть, и мы
похожи на лазерную головку? У нас есть ощущение, что мы
движемся по жизни. Но так ли это? Действительно ли наши
тела переносят сознание с места на место? В тех случаях,
когда мы воображаем что-то, или вспоминаем, или видим
сон, совершенно очевидно, что это не так. Возможно ли,
что и во всех других случаях эго, следуя своей потребности
контролировать среду, просто создает иллюзию того, что мы
движемся в мир для исследований и завоеваний? Возможно
ли, что на самом деле мир наплывает на нас? Согласно DVD-
модели, дела обстоят именно так.
Со стороны кажется, что у себя дома мы движемся из
комнаты в комнату. Мы движемся от человека к челове-
ку —день за днем, год за годом. Мы движемся из детства в
зрелость, а затем в старость. И все это время мы являемся
точкой фокусировки, тогда как весь остальной мир мате-
риализуется, а затем уходит в память. В следующий раз,
когда будешь ехать по шоссе, представь себе, что ты и твоя
|
|
машина неподвижны, а пейзаж мчится навстречу. Это про-
стое и приятное упражнение помогает переключить свою
точку зрения с активного режима на пассивный. Мы упо-
добляемся лазерному лучу, а наш мир —DVD. По мере того
как мир проносится мимо, мы освещаем его лучом нашего
сознания. Чего наше сознание не обнаруживает, того на деле
и не существует.
Наше сознание пребывает там, где мы. Локализованное,
оно ждет, что появится перед ним в следующий момент.
В этом смысле у нас одномерный взгляд на мир. На нас
надеты шоры. Вокруг существует целый Космос, а мы вос-
принимаем лишь бесконечно малую его часть. В этом таится
проблема. И модель линии на песке, и DVD-модель под-
разумевают, что наше сознание ограничено узкой линией
в пространстве и времени. Фактически, что ты видишь, то
и имеешь.
Существует ли завершенный способ ≪видения≫ —такой
способ восприятия, который открывал бы наше сознание
для всей полноты мироздания? Многие утверждали, что
существует. В их числе —Христос. Он учил: ≪Замечай, что
является твоему взгляду, и тогда тебе также откроется все
скрытое. Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным≫.
Христос совершенно четко указывает на альтернативный
способ осознания, который обеспечивается нам лазерным
лучом восприятия, проникающим во все скрытое. Но что
это за способ? Как он работает?