DVD-модель

Давай несколько расширим эту модель, включив в нее не

отдельную жизнь, а все мироздание. Так сказать, добавим

сюда еще и видеоинформацию и назовем это DVD-моделью.

Теперь скачок между дорожками можно уподобить переме-

щению в другую часть Вселенной. Это словно червоточина

в нашем сознании, позволяющая заглянуть в другие миры,

тем самым делая их частью нашего мира.

Фактически, так мы отходим от нашей прочерченной на

песке индивидуальной жизни и смотрим на жизнь в целом

с высоты птичьего полета. Вселенная —не линейна. А это

подводит нас к интересной идее. Проигрывая DVD-диск,

мы можем наслаждаться звуком и изображением потому,

что на этом диске хранятся плененные электромагнитные

импульсы. Пробегая по сохраненным импульсам, лазерный

луч пересылает информацию на считывающее устройство,

и мы видим образы в том виде, в каком они были записаны

много лет назад.

Эти электромагнитные импульсы представляют собой

метавшие во времени мысли и действия, места и события.

Один-единственный пучок импульсов может содержать в

себе всю жизнь человека, зафиксированную на соответству-

ющем участке диска. И когда луч пробегает по этому участку,

импульсы обретают жизнь на нашем телеэкране. После того

как луч оставит участок позади, все эти импульсы снова ста-

нут всего лишь дремлющим семенем изображений и звуков.

В реальности лазер скорее похож на электромагнитную

линзу. Она движется достаточно близко к нам, чтобы мы

могли видеть формы —узнавать уникальные энергетиче-

ские структуры. Помни, что все в мире представляет собой

энергию, застывшую в материальных формах. Автомобиль,

звезда и твой лучший друг —всего лишь узнаваемые струк-

туры из застывшей энергии.

Мы начали с одномерной линии на земле, представляю-

щей нашу жизнь. Хотя линия жизни и одномерна, но она

проживается в четырехмерном пространстве-времени. ≪Так

в чем же проблема?≫ —спросишь ты. Проблема в простран-

стве и времени. Мы все еще верим, что человек обязан жить

в пространстве-времени. Ведь так живут все и всегда —если

не считать крайне немногочисленных индивидуумов в каж-

дом поколении. Мы, фактически, принимаем учение людей,

ограниченных временем и пространством, и отвергаем

парадигму тех немногих, кому удалось избежать этих цепей.

Естественно, имеются в виду великие просветленные —ar Христос, Будда, Шанкара, Эйнштейн, Сократ и Лао-цзы...

А также менее знаменитые метеоры, которые безмолвно

прочерчивают вспышками света полночное небо, пока все

человечество спит.

DVD-модель дает нам некоторые идеи относитель-

но того, как можно расширить свое видение за пределы

пространства-времени. Ключ к пониманию DVD-модели

не в структуре самого диска, но в устройстве считывающего

лазера. Сам DVD-диск содержит застывшую энергию, или

информацию. Она остается неизменной. Но когда на инфор-

мационный пакет падает лазерный луч, он на миг озаряет и

высвобождает эту информацию —чтобы тут же двинуться

дальше. Именно это мгновенное прикосновение луча по-

рождает ощущение времени. У DVD-фильма, составляюще-

го нашу жизнь, есть начало и конец. Лазерный луч исправно

бежит по спиральной дорожке, пробуждая нашу вселенную

по одной мысли за раз. Если лазер дернется в сторону, ты

сможешь увидеть конец фильма прежде, чем середину. Но

это нежелательно, поскольку нарушает наши представления

о хронологическом порядке. Начало-середина-конец —вот

как все должно быть. Дискуссия окончена. Начало-середина-

конец —совсем как линия на песке.

Я уже чувствую, как кто-то из читателей нетерпеливо

перебивает меня: ≪Ну и правильно! Кому хочется раньше

времени видеть окончание фильма? Это нелепо≫. Согласен,

Пока я ограничен рамками времени-пространства, знать ко-

нец раньше времени не интересно. Я возвращаю бракован-

ный DVD продавцу, ворча: ≪Только время зря потратил≫.

Я не получил, чего хотел. Эпизод с испорченным филь-

мом огорчил меня, как порой огорчает жизнь, когда при

движении через время я не вижу порядка. Нет ощуще-

ния ритма, нет ощущения контроля. И тут я осознаю, что

ощущение дискомфорта вызвано, собственно, ожиданием

порядка, а не самим беспорядком. Один из самых прекрас-

ных и вдохновляющих фильмов, которые мне доводилось

видеть на DVD, не имеет сюжета и в нем нет явного по-

рядка. Фильм называется ≪Барака≫, и он состоит из серии

неигровых эпизодов-образов, отснятых в разных уголках

мира. Люди и места мелькают перед нами без очевидной

логической последовательности и без комментариев. Имен-

но так: нам не говорят ни слова. К концу фильма я ощутил

такую глубокую и сострадательную связь со своим миром,

какую не пробуждал во мне ни один фильм, имеющий

четко обозначенное начало, середину и финал. Я много раз

смотрел ≪Бараку≫ с друзьями, и все они реагировали точно

так же*. Они испытали ощущение расширения сознания и

изумления, которые невозможно описать словами. Нам всем

с детства вдолбили в голову, что линейное мышление —как

и линейная жизнь —это надежный путь к преодолению

проблем и обретению безмятежности. И несмотря на то,

что из жизнеописаний величайших философов и ученых

нам известно об их нелинейном многомерном мышлении,

мы упрямо не желаем отказываться от мысли, что подход к

жизни, подразумевающий начало-середину-конец, является

единственным путем к успеху и чувству завершенности.

Именно эта упрямая решимость пройти все по порядку от

начала до конца, пробиваясь сквозь любые препятствия, и

заставляет нас смаковать все оттенки вкуса страданий, до-

ступные нам в пространстве-времени.

Возможно, нам нужно полностью отмести логику и

аналитическое мышление? Отнюдь. Вне всяких сомнений,

способность глубоко обдумывать вещи —могучий инстру-

мент. Нет нужды его отвергать. Нужно только отказаться от

идеи, что это единственный путь в жизни. Если ты сомне-

ваешься, тогда оглянись и обозри все эти великие знания,

* Переводчик (и редактор) присоединяется к восторгам автора и заодно

рекомендует другой фильм под названием Koyaanisqatsi, очень похожий

по духу на ≪Бараку≫ (Ваraка). Главным оператором Koyaanisqatsi (1983) и

режиссером Ваraка (1992) является один и тот же человек —Рон Фрике

(Ron Fricke).

накопленные человечеством. А теперь посмотри, насколько

близко эти знания подвели нас к гибели. Линейное мышле-

ние, созданное разумом, уже неподконтрольно нам. Зубило

пользуется скульптором.

А теперь давай вернемся к нашей DVD-модели и к про-

блемам, связанным с линейным мышлением. Ты можешь

сказать, что дорожка на DVD —это не что иное, как та же

прямая линия, только загнутая по спирали. И будешь прав.

И даже когда лазерный луч перескакивает в прошлое или

в будущее, он тоже движется по прямой. Так о чем же мы

тут толкуем? Когда луч перескакивает из прошлого в бу-

дущее и обратно, он просто изменяет последовательность

событий во времени. Он не исключает само время. По су-

ществу, скачущий лазер просто разрушает мышление типа

≪начало-середина-конец≫ и замещает его мышлением типа

≪поживем —увидим≫. А такое мышление тоже напрямую

связано с временем.

Разобравшись в устройстве проигрывателя, ты обнару-

жишь, что сама лазерная головка (как и игла на звукосни-

мателе граммофона) практически не движется. Вращается

DVD, а лазерная головка неподвижно ждет набегающие на

нее информационные пакеты. Это важный момент. Лазер

неподвижен, а информация движется. А может быть, и мы

похожи на лазерную головку? У нас есть ощущение, что мы

движемся по жизни. Но так ли это? Действительно ли наши

тела переносят сознание с места на место? В тех случаях,

когда мы воображаем что-то, или вспоминаем, или видим

сон, совершенно очевидно, что это не так. Возможно ли,

что и во всех других случаях эго, следуя своей потребности

контролировать среду, просто создает иллюзию того, что мы

движемся в мир для исследований и завоеваний? Возможно

ли, что на самом деле мир наплывает на нас? Согласно DVD-

модели, дела обстоят именно так.

Со стороны кажется, что у себя дома мы движемся из

комнаты в комнату. Мы движемся от человека к челове-

ку —день за днем, год за годом. Мы движемся из детства в

зрелость, а затем в старость. И все это время мы являемся

точкой фокусировки, тогда как весь остальной мир мате-

риализуется, а затем уходит в память. В следующий раз,

когда будешь ехать по шоссе, представь себе, что ты и твоя

машина неподвижны, а пейзаж мчится навстречу. Это про-

стое и приятное упражнение помогает переключить свою

точку зрения с активного режима на пассивный. Мы упо-

добляемся лазерному лучу, а наш мир —DVD. По мере того

как мир проносится мимо, мы освещаем его лучом нашего

сознания. Чего наше сознание не обнаруживает, того на деле

и не существует.

Наше сознание пребывает там, где мы. Локализованное,

оно ждет, что появится перед ним в следующий момент.

В этом смысле у нас одномерный взгляд на мир. На нас

надеты шоры. Вокруг существует целый Космос, а мы вос-

принимаем лишь бесконечно малую его часть. В этом таится

проблема. И модель линии на песке, и DVD-модель под-

разумевают, что наше сознание ограничено узкой линией

в пространстве и времени. Фактически, что ты видишь, то

и имеешь.

Существует ли завершенный способ ≪видения≫ —такой

способ восприятия, который открывал бы наше сознание

для всей полноты мироздания? Многие утверждали, что

существует. В их числе —Христос. Он учил: ≪Замечай, что

является твоему взгляду, и тогда тебе также откроется все

скрытое. Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным≫.

Христос совершенно четко указывает на альтернативный

способ осознания, который обеспечивается нам лазерным

лучом восприятия, проникающим во все скрытое. Но что

это за способ? Как он работает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: