DVD-модель

Давай несколько расширим эту модель, включив в нее не

отдельную жизнь, а все мироздание. Так сказать, добавим

сюда еще и видеоинформацию и назовем это DVD-моделью.

Теперь скачок между дорожками можно уподобить переме-

щению в другую часть Вселенной. Это словно червоточина

в нашем сознании, позволяющая заглянуть в другие миры,

тем самым делая их частью нашего мира.

Фактически, так мы отходим от нашей прочерченной на

песке индивидуальной жизни и смотрим на жизнь в целом

с высоты птичьего полета. Вселенная —не линейна. А это

подводит нас к интересной идее. Проигрывая DVD-диск,

мы можем наслаждаться звуком и изображением потому,

что на этом диске хранятся плененные электромагнитные

импульсы. Пробегая по сохраненным импульсам, лазерный

луч пересылает информацию на считывающее устройство,

и мы видим образы в том виде, в каком они были записаны

много лет назад.

Эти электромагнитные импульсы представляют собой

метавшие во времени мысли и действия, места и события.

Один-единственный пучок импульсов может содержать в

себе всю жизнь человека, зафиксированную на соответству-

ющем участке диска. И когда луч пробегает по этому участку,

импульсы обретают жизнь на нашем телеэкране. После того

как луч оставит участок позади, все эти импульсы снова ста-

нут всего лишь дремлющим семенем изображений и звуков.

В реальности лазер скорее похож на электромагнитную

линзу. Она движется достаточно близко к нам, чтобы мы

могли видеть формы —узнавать уникальные энергетиче-

ские структуры. Помни, что все в мире представляет собой

энергию, застывшую в материальных формах. Автомобиль,

звезда и твой лучший друг —всего лишь узнаваемые струк-

туры из застывшей энергии.

Мы начали с одномерной линии на земле, представляю-

щей нашу жизнь. Хотя линия жизни и одномерна, но она

проживается в четырехмерном пространстве-времени. ≪Так

в чем же проблема?≫ —спросишь ты. Проблема в простран-

стве и времени. Мы все еще верим, что человек обязан жить

в пространстве-времени. Ведь так живут все и всегда —если

не считать крайне немногочисленных индивидуумов в каж-

дом поколении. Мы, фактически, принимаем учение людей,

ограниченных временем и пространством, и отвергаем

парадигму тех немногих, кому удалось избежать этих цепей.

Естественно, имеются в виду великие просветленные —ar Христос, Будда, Шанкара, Эйнштейн, Сократ и Лао-цзы...

А также менее знаменитые метеоры, которые безмолвно

прочерчивают вспышками света полночное небо, пока все

человечество спит.

DVD-модель дает нам некоторые идеи относитель-

но того, как можно расширить свое видение за пределы

пространства-времени. Ключ к пониманию DVD-модели

не в структуре самого диска, но в устройстве считывающего

лазера. Сам DVD-диск содержит застывшую энергию, или

информацию. Она остается неизменной. Но когда на инфор-

мационный пакет падает лазерный луч, он на миг озаряет и

высвобождает эту информацию —чтобы тут же двинуться

дальше. Именно это мгновенное прикосновение луча по-

рождает ощущение времени. У DVD-фильма, составляюще-

го нашу жизнь, есть начало и конец. Лазерный луч исправно

бежит по спиральной дорожке, пробуждая нашу вселенную

по одной мысли за раз. Если лазер дернется в сторону, ты

сможешь увидеть конец фильма прежде, чем середину. Но

это нежелательно, поскольку нарушает наши представления

о хронологическом порядке. Начало-середина-конец —вот

как все должно быть. Дискуссия окончена. Начало-середина-

конец —совсем как линия на песке.

Я уже чувствую, как кто-то из читателей нетерпеливо

перебивает меня: ≪Ну и правильно! Кому хочется раньше

времени видеть окончание фильма? Это нелепо≫. Согласен,

Пока я ограничен рамками времени-пространства, знать ко-

нец раньше времени не интересно. Я возвращаю бракован-

ный DVD продавцу, ворча: ≪Только время зря потратил≫.

Я не получил, чего хотел. Эпизод с испорченным филь-

мом огорчил меня, как порой огорчает жизнь, когда при

движении через время я не вижу порядка. Нет ощуще-

ния ритма, нет ощущения контроля. И тут я осознаю, что

ощущение дискомфорта вызвано, собственно, ожиданием

порядка, а не самим беспорядком. Один из самых прекрас-

ных и вдохновляющих фильмов, которые мне доводилось

видеть на DVD, не имеет сюжета и в нем нет явного по-

рядка. Фильм называется ≪Барака≫, и он состоит из серии

неигровых эпизодов-образов, отснятых в разных уголках

мира. Люди и места мелькают перед нами без очевидной

логической последовательности и без комментариев. Имен-

но так: нам не говорят ни слова. К концу фильма я ощутил

такую глубокую и сострадательную связь со своим миром,

какую не пробуждал во мне ни один фильм, имеющий

четко обозначенное начало, середину и финал. Я много раз

смотрел ≪Бараку≫ с друзьями, и все они реагировали точно

так же*. Они испытали ощущение расширения сознания и

изумления, которые невозможно описать словами. Нам всем

с детства вдолбили в голову, что линейное мышление —как

и линейная жизнь —это надежный путь к преодолению

проблем и обретению безмятежности. И несмотря на то,

что из жизнеописаний величайших философов и ученых

нам известно об их нелинейном многомерном мышлении,

мы упрямо не желаем отказываться от мысли, что подход к

жизни, подразумевающий начало-середину-конец, является

единственным путем к успеху и чувству завершенности.

Именно эта упрямая решимость пройти все по порядку от

начала до конца, пробиваясь сквозь любые препятствия, и

заставляет нас смаковать все оттенки вкуса страданий, до-

ступные нам в пространстве-времени.

Возможно, нам нужно полностью отмести логику и

аналитическое мышление? Отнюдь. Вне всяких сомнений,

способность глубоко обдумывать вещи —могучий инстру-

мент. Нет нужды его отвергать. Нужно только отказаться от

идеи, что это единственный путь в жизни. Если ты сомне-

ваешься, тогда оглянись и обозри все эти великие знания,

* Переводчик (и редактор) присоединяется к восторгам автора и заодно

рекомендует другой фильм под названием Koyaanisqatsi, очень похожий

по духу на ≪Бараку≫ (Ваraка). Главным оператором Koyaanisqatsi (1983) и

режиссером Ваraка (1992) является один и тот же человек —Рон Фрике

(Ron Fricke).

накопленные человечеством. А теперь посмотри, насколько

близко эти знания подвели нас к гибели. Линейное мышле-

ние, созданное разумом, уже неподконтрольно нам. Зубило

пользуется скульптором.

А теперь давай вернемся к нашей DVD-модели и к про-

блемам, связанным с линейным мышлением. Ты можешь

сказать, что дорожка на DVD —это не что иное, как та же

прямая линия, только загнутая по спирали. И будешь прав.

И даже когда лазерный луч перескакивает в прошлое или

в будущее, он тоже движется по прямой. Так о чем же мы

тут толкуем? Когда луч перескакивает из прошлого в бу-

дущее и обратно, он просто изменяет последовательность

событий во времени. Он не исключает само время. По су-

ществу, скачущий лазер просто разрушает мышление типа

≪начало-середина-конец≫ и замещает его мышлением типа

≪поживем —увидим≫. А такое мышление тоже напрямую

связано с временем.

Разобравшись в устройстве проигрывателя, ты обнару-

жишь, что сама лазерная головка (как и игла на звукосни-

мателе граммофона) практически не движется. Вращается

DVD, а лазерная головка неподвижно ждет набегающие на

нее информационные пакеты. Это важный момент. Лазер

неподвижен, а информация движется. А может быть, и мы

похожи на лазерную головку? У нас есть ощущение, что мы

движемся по жизни. Но так ли это? Действительно ли наши

тела переносят сознание с места на место? В тех случаях,

когда мы воображаем что-то, или вспоминаем, или видим

сон, совершенно очевидно, что это не так. Возможно ли,

что и во всех других случаях эго, следуя своей потребности

контролировать среду, просто создает иллюзию того, что мы

движемся в мир для исследований и завоеваний? Возможно

ли, что на самом деле мир наплывает на нас? Согласно DVD-

модели, дела обстоят именно так.

Со стороны кажется, что у себя дома мы движемся из

комнаты в комнату. Мы движемся от человека к челове-

ку —день за днем, год за годом. Мы движемся из детства в

зрелость, а затем в старость. И все это время мы являемся

точкой фокусировки, тогда как весь остальной мир мате-

риализуется, а затем уходит в память. В следующий раз,

когда будешь ехать по шоссе, представь себе, что ты и твоя

машина неподвижны, а пейзаж мчится навстречу. Это про-

стое и приятное упражнение помогает переключить свою

точку зрения с активного режима на пассивный. Мы упо-

добляемся лазерному лучу, а наш мир —DVD. По мере того

как мир проносится мимо, мы освещаем его лучом нашего

сознания. Чего наше сознание не обнаруживает, того на деле

и не существует.

Наше сознание пребывает там, где мы. Локализованное,

оно ждет, что появится перед ним в следующий момент.

В этом смысле у нас одномерный взгляд на мир. На нас

надеты шоры. Вокруг существует целый Космос, а мы вос-

принимаем лишь бесконечно малую его часть. В этом таится

проблема. И модель линии на песке, и DVD-модель под-

разумевают, что наше сознание ограничено узкой линией

в пространстве и времени. Фактически, что ты видишь, то

и имеешь.

Существует ли завершенный способ ≪видения≫ —такой

способ восприятия, который открывал бы наше сознание

для всей полноты мироздания? Многие утверждали, что

существует. В их числе —Христос. Он учил: ≪Замечай, что

является твоему взгляду, и тогда тебе также откроется все

скрытое. Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным≫.

Христос совершенно четко указывает на альтернативный

способ осознания, который обеспечивается нам лазерным

лучом восприятия, проникающим во все скрытое. Но что

это за способ? Как он работает?




double arrow
Сейчас читают про: