Сентиментализм

Вопрос №2. Сентиментализм как литературное направление. Проза Карамзина.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Хронолог.рамки:нач.этап(1760-1770),расцвет(1790-нач.1800),угасание(1810).С фр.-чувтв-ть.В Англии-Ричардсон,в Германии-Гете,во Франции-Руссо,в Рос.-Карамзин,Дмитриев,Херасков.Доминантой чел.пр-ды сент-зм объявил чув-ва,его иднеи противоположны кл-зму.Культ разума заменили культом чув-ва,вообр-я.Это осв-ло от излиш-го схематизма и рассудочности.Сент-зм не порывает связи с просвещ-ем,но усл-ем сущ-я лич-ти счит-т не разумное устр-во мира, а сов-ние нрав.чув-в.С-тов интер-ло не обществ.,а личное в чел-ке.Идея внесослов.цен-ти чел-ка(от Руссо-«идея о ест.рав-ве всех людей»,в пользу деревни высказывался).Герой с-зма-чувств-ный чел-к,с бог.чув-ми,душ.кач-ми.Герой не героич.лич-ть,а обыкн.чел-к.У с-тов преобл-т обращ-е к «внутр.чел-ку»,его суб.восприятию внеш.мира. С-сты объявили высш ценностью ч-ка и его потр-ти. Природа выступ. не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей.Сен-зму чуждо подсознат.начало,нет импульсив-ти, что было св-но предром-зму.

Главн. место у С-тов - чувства, или, чувствительность;опирается на сенсуалистическую философию Локка.

На чувств-сть вл-ет полож-е в общ-ве. Люди, кот.м.думать о себе и о других, сохраняют и развивают чувствительность; эгоисты быстро утрачивают ее.

Также вл-ет полит.устр-во: деспотизм убивает чув-сть, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций. Чув-сть –драгоц. прир. дар.

Чув-сть – в основе творч. метода. Творческий метод С-тов - на чув-ах, ощущ-ях, отраж. дейст-сть. Интерес к конкр.людям. Герои у С-тов: «+»и«–». 1-ые чувств-ны(крест.,ремесл-ки,разночинцы, сельс.дух-во); 2-ые — расчетл., эгоис-ны (пред-ли власти,дворяне,высш. дух.чины) Жанры: повесть, роман (чаще эпистолярный), дневник, «путешествие»,автобиогр.записки,элегии,послания,быт.повесть.Из языка изгоняют все грубое и резкое,подвергают обработке жив.нар.речь.Их вним-е привлекал фол-р,кот.выр-лискрен.чув-ва.К.п.,они обращали произв-е друзьям,узк.кругу чит-лей,в отл-е от Кл-тов,кот.обращались к поэзии в целом и к монарху как вершителю судеб нации.В личном проявлялось общечеловеческое. С-ты открыли нов.сферу изобр-я ч-ка не его вообще,а частного в своеобразии и инд-ти.Его цен-ть обусл-на лич.дост-ми.На пер.план-проза,а не драм-я и поэзия,как у кл-тов.Слог напевен,эмоционален.Отходят от «штилей»,регламентации.Рус.с-зм,по срав-ю с европ.дидактичен,в нем сильно назидат.начало.

В РФ С-зм зарож-ся в 60е годы, но лучшие его произведения — Радищева и Карамзина – конец 18в.

В рус. С-зме-2 теч-я: демок-кое (Радищева, Смирнова, Мартынова) и двор-кое (Херасков, Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Львов) В отл-е от зап/евр С-зма, где осн. конф-т б. между 3 сосл-ем и аристокр., в рус. С-зме герои-антагонисты – креп. крест-н и помещик. Пред-ли демокр.теч-я,подчерк.нрав.превосх-во крестьян над крепостниками. Чувст-сть крест. VS душ.груб-ть помещ-в. С-ты-демократы не идеал-ют крест.жизнь, показ-ют ее антиэстет. подр-ти:грязь,нищету. Чувст-сть героев показ. зд. наиб.широко — от умиления и радости до гнева и возмущ-я. Двор.С-ты также - о мор. прев-ве крест.над помещ,но факты насилия- в виде искл-я с раскаянием. Пишут они о добрых,гуман. помещ, о гарм-х отнош-ях с крест. Двор. С-ты обходят груб. черты крест.быта-> налет пасторальности на дерев-х сценах. Гл. цель - восстановить в глазах общ-ва чел.дост-во крест., раскрыть его дух.бог-во. И хотя пис-ли этого течения не ставили? об отмене креп.права,их Д подготов.общ.мн-е к нему.

Рус.С-зм прошел в св.разв. 4этапа, кот.объед-ет исп-ние С-тами одного тв.метода, а разделяет разная степень его глубины и сов-ва. При этом от 1-ого этапа к 3-му тв.метод обогащ-ся, на 4-ом..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: