Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:история созд-я,проблем-ка,особ-ти жанра, сис-а об-в,композ-я

Среди книг ЕО-это то же, что Пуш.среди рус.пис-лей.Роман запечатлел процесс фор-я пуш.картины мира.Предвосхитил осн.узлы проблем-ки рус.лит-ры.Это глуб.автопортрет нации. Жанр: роман в стихах. Ж-р не имеет аналогов в миров.лит-ре.Зд.и лир.днев-к летописца с его раздумьями о мире, о себе,поэтич.хроника эпохи,эпич.днев-к нац.духа. Р-н разрешил противоречие м/у стихом и прозой.После р-на в тв-ве П.окончат.отдел-е стихов от прозы.Р-н ознаменовал приход к реа-зму,где будет иметь место ист.и соц.обуслов-ть хар-ра ч-ка.Дух.биография П.получает отображ-е в об-зе автора.Это ч-к без имени и внеш-ти.Его портрет скрыт.Он-пов-ль и герой.Но он не тождественен П.Это худ.об-з ч-ка,чья биогр-я частично совп-т с реал.биогр-ей П.В этом об-зе нов-во.+Нов-во-нов.тип проблем.героя-ЕО.Его судьбу,хар-р,взаимоотн-я с людьми опр-т сов-ть обст-в. Ист-я созд-я:замысел-сатир.р-н о нрав.ж-ни людей высш.сосл-я.Предпол-ся гротеск.об-з героя.Р-н получился историческим,о траг-и молод.покол-я вслед-е отрыва мол.рус. «европейцев»отнрав.нар.основ рус.ж-ни.Замысел начал осущ-ся на юге(май,1823,Кишинев).Основа его нов.мировоз-я-ист-зм.Слож-ть осущ-я замысла-т.к.впервые в рус.лит-ре центр.об-з р-на-совр-ник.Р-н созд-ся>7лет(1823-25.09.30),охв-т 4 п-ода его тв-ва.В оконч.вар-те нет 8 гл. «Странствия Онегина».Он напеч-л отрывки из пут-я.Была задумана 10 гл:соб-я 1812 и 1825. Проблематика: Белинский:«Прежде всего, в О.мы вид.поэтич.воспроизв.картины рус.об-ва,взят. в одном из интреснейших моментов его раз-я,пробужд-ся общест.созн-я,мы видим нрав.физ-ю наиб.оевропеившегося в Р.сословия».Гл.?-«что такое человек».Народ-носитель высш.нрав-ти.Бел.наз-л «энциклоп-ей рус. ж-ни и в высш.ст-ни нар.пр-ние».Р-н-идеал.формула рус.ж-ни.Болезнь века-рус.хандра.Бел:это ключ тайны тайны х-ра О.В р-не свед-я об эпохе кон.10-нач.20.В лир.отступ.-все слои рус.об-ва.Пб-место обит-я лучших людей Р.Зд.нач.и зав-ся сюжет.Ему в комп-и-глав.роль.Пб.О.и Пб.П. сущ-но различ-ся как прозаич.и поэтич.об-зы.Москва-патриарх.,ярмарка невест-срединное место в пр-нии.М-жен.начало,Пб-мужское.Пб противоп.дер-не.В Пб время бежит,в д-течет,в Пб брегет, в дер-кал-рь,Пб-дух нового,дер-нравы старины.Нар.начало воплощ в няне(отсыл.к няне П.).Соседи-пом-ки всат.тонах,напом.героев Гриб,Фонв.:Путяков,Буянов,Флянов,Гвоздин.Скупо,но емко и образно-крест.ж-нь.Тат.для П.-милый идеал, «рус.душой».Ее наив-ть,самоотв-ть,вер-ть супруж.долгу-черты рус.нац.х-ра.Она нашла смысл ж-ни,даже в безотв.л-ви.Поиски см.ж-ни О.ост-сь безуспешны.Авт.оценка героев с точ.зр-я их близ-ти к нар.Т.нашла себя в этой ж-ни,О.оторв.от рус.корней и ост-ся на распутье.Гл.герои р-на –дв-не. Сис-а обр-в: о х-ре 3 круга:1)соц.фактор 2)»натура» 3)вечн.общечел пр-мы,с кот.он сталк-ся, его впис.в мировое бытие. ЕО: обык.ч-к своей среды.Однообр.,пуст.ж-нь в теч-е 8 лет.1 день-модель его ж-ни.Его обстановка-иностранная.Он «забав и роскоши дитя», «как вы да я, как целый свет».Его х-р в дв-и,эвол-и.1 глава-перелом.момент.Он смог отказаться от шумной ж-ни.Из безлич.толпы появл.ярк.незауряд.лич-ть.Спос-ть отсать от суеты-гл.признак его совр-ка.Бел:озлоблен.ум-признак высшей натуры(недов-во людьми и собой).П.историчен:разочар-е-порождение вр-ни.О.сопричастен с ж-ю переловых кргов дв-ва(Каверин,Чаадаев).ЕО талантлив,умен,резк.ум,шутки с желчью пополам,честен и горд.Бел:бездеят-ть и пошлость ж-ни душит его;ему не хочется того,чем так сч-ва самолюбивая посредственность.В дер-не пыт-ся навести нов.порядок(вм.барщины-оброк).Он не м.найтицель в ж-ни.В дух.облике Ленского его многое привлекало: «Он слушал Ленского с улыбкой.Поэта пылкий разговор,И ум,еще в сужденьях зыбкой,-И вечно вдохновленный взор».Рац-ст ЕО не понимал восторж-ти Лен.: «Он сердцем милый был невежда». «Они сошлись.Волна и камень,Стихи и проза,лед и пламень Не столь различны меж собой.Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны;Потом понравились;потом Съезжались каждый день верхом».ЕО заражен наполеонизмом(статуэтка).ЕО эгоист, в отрыве от людей.Он не м.преодолеть душев.лень,хол.скепсис,зав-ть от общест.мнения,демонизм.Отказавшись от свет суеты,стан-ся не деятелен,а созерцателен.Оказ-сь,что вне.св-да авт-ки не ведет к внутр.св-де.Сюжет построен по пр-пу зеркальной комп-и:от л-ви Тат.к отказу,от л-ви ЕО к отказу.ЕО верит в ее чув-во. В его душе ответное: «Я вас люблю л-вью брата,И,может быть,еще нежней.Позже ЕО: «свою постылую св-ду я потерять не захотел».Безразличие к ж-ни,внутр.опустош-ть победили искрен.ч-во к Тат.Стремясь отстоять св-ду,он оказ-ся в плену ром.инд-зма.С одн.ст-ны,ром.инд-зм помог ему отдалиться от пошлости ж-ни,он сумел вней ву-ть жив.некниж.страсти,но этот ром.инд-зм рож-т нрав.глухоту.ЕО слышит т.жел-е выйти замуж.ЕО послушал не голоса ердца,а рассудка.Испыт-е дружбой он тоже не выдержал.Причина его трагедии-несп-ть жить ж-ю чув-ва: «он мог бы чув-ва обнаружить, А не щетиниться,как зверь».На именинах п/дуэлью ЕО-раб усл-тей,глух к чув-м Лен.Дуэль-след-е равнодушия и боязни рассужд-й стар.дуэлиста Зарецкого.ЕО стал пленником обществ.мнения.После- «тоска сердечных угрызений».После путеш-я он-пылкий влюб-й.Авт.отступ-е: «любви все возрасты покорны».Разум ЕО побежден: «Он чуть с ума не своротил, Или не сделался поэтом».Вновь не гарм-и чув-в и разума.Х-р ост-ся незавершен-й.Причина: «у него нет под ногами почвы.Это былинка,носимая ветром».Дост.вкл ЕО в ряд с Алеко,Раскол-м:это странники по род.земле,страдальцы.ЕО откр.галерею лиш.людей в РЛ 19 в.Л-вь и дружба-2 параметра,кот-ми оцен-ся чел-к.Автор показ-т,как трудно дв-е ч-ка к прост.истинам.Дух.путь раз-я героя-от сослов.огран-ти,внуш-ной вос-ей,празд.ж-ю ч/рассудоч.дела,нигилизм к откр-ю выс.мира чув-в. Вл.Ленский:Ром-к,поэт,аптипод ЕО.Оторван от быта,от рус.ж-нижитейск.неопыт-ть,ыл-ть чув-в к Ольге,реки элегий в духе унылого ром-зма.Дружба-на их разноте.Общее-отчуж-е от помещ.среды,кажд.выр-ет одну из тенд-й рус.духов.ж-ни.ЕО-разочаров.скептик,Лен-мечтатель,порыв к идеалам.Кумиры ЕО-Байрон и Нап-он,Лен-Кант и Шиллер.Лен.далек о пуш.идеала чел.гармонии.С Лен.вх-т тема мол-ти,дружбы,наив-ти,юношес.отваги.Его необычность объяснима с соц.позиций.О вос-ся не т.в Герм-и,но и в рус.дер-не.Он>рус,чем окрест.помещики.Автор с грустью гов.о его см-ти:печалит воз-ть оскудения юношес.ром-зма.2 вар-та судьбы:изв.поэт или обыватель «В нем пыл души бы охладел.Во многом он бы изменился,Расстался б с музами,женился,В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат». Тат.Ларина. Пуш. «Тат.милая моя».Подчерк.глубину чув-в,преданность л-ви.Х-р Тат.,как и ЕО,динамичный,раз-ся,мен-ся ее статус.Из провинц.барышни-свет.дама,законодат-ца зал,внешне хол.княгиня.Ее внут.мир закрыт от чит-ля.До заключит.монолога не произносит ни слова.Автор также хранит тайну ее души.В дер-не внут.мир противоречив.Читает,представляет себя героинями романов «Ей рано нравились романы;Они ей заменяли все;Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо».С подругами не играла,не похожа на Ольгу.Пов-е о влюб-ти Тат.-по изв.романным моделям.Автор переводит ее письмо,осв-в подлин.чув-ва от плена книж.шаблонов.После отъезда ЕО,она убедилась в своем обмане.Читая его книги,восстанавливает истин.облик ЕО.Он-загадоч.,стран.,не тот,за кого она его принимала.Итог ее исслед-я-л-вь не к лит-но выдуманному ЕО, а к живому ч-ку.Она осв-сь от книж.предст-й о ж-ни. Бел:до этого ум ее спал,после-проснулся.Посещение дома ЕО и чт-е его книг приготовили Тат.к перерождению из деревенской девочки в светскую даму.Отвергнув ЕО,подтвердила выбор,сделанный ранее.Внутри она та же.Читает письмо ЕО,опершись щекой на руку,льет слезы,как рус.жен-на.Суть ее ост-сь неизменна.Отказ ЕО-ну верность долгу+влияние света.Ога приняла его з-ны.В его л-ви вид.лишь свет.интригу,не «узнает» подлин.его чув-во.Болезнь,от кот.муч-но осв-ся ЕО,поразила и Тат-ну. Структура р-на сложна.Это р-н в р-не.Внут.план пов-я:ЕО и Тат.,Лен.иОльга.Внеш-сверхсюжет,это ист-я ж-ни поэта,обр-я многочисл.ист.-культ.,литер-ными аасоциациями.+Надсюж.простр-во-мир героев др.р-нов(Ловлас,Ч-Гарольд),культ.среда,в кот.живут герои.Р-н стр-ся на пост.игре с чит-лем.С 1 ст-ны-реал.соб-я,с др.,гов.,что герои вымышленные. Сюжет не слож. Преобл. сюж. линии: ЕО-Лен.,Тат.-ЕО,Лен.-Ольга.Зеркал.сюжет.Важ.роль-экскурсы в прошлое,пейз.и др.лир.отступ-я.Отд.место-путеш-е ЕО. Особ-ть сюж.-отказ от привычных сюж-х ходов.Ощ-е непредсказуемости,разнообр-е воз-тей.Важен откр.финал,кот.Бел.связ.с несложившейся ж-ю героя.Автор вых-т к проблеме вр-ни,кот.в р-не не совп-ет с реал:то сжато,то растянуто.Этим подчеркивает, что сюж.время-худ.услов-ть.Многие сюж.сит-ии намечены,но не реал-ны в р-не.Ощ-е,что у П.много вар-о реал-ции. Это пр-п сюж.многовариантности.Р-н нач-ся эпосом,закан-ся лир.отступ-ем.Это цельное пр-ние.1)динамика сюжета-опр-щий пр-п р-на 2)пересеч-е сюж.линий 3)гарм.соотнес-ть всех струк.эл-тов р-на по пр-пу сх-ва(//-зма)и контраста,что проявл-ся на ур-не сюж-комп.стр-ры (ЕО и Тат.,зеркальность),на Ур-не х-ров и судеб(ЕО и Лен,ЕО и Тат.),на Ур-не повт-ся деталей,комп.приемов,на Ур-не сис-мы ж-ров,на Ур-не интон-й,стрк.эл-т-внутр.ритм(онегинская строфа).Неск-ко планов:ист.,литер.,философ-й. Ром.трад-я: мотив бегства в ест.среду,разочар-я,св-ды/несв-ды,страстей,отверг.л-ви.Сон Тат.-реминисц-я сна Люд.,Св-ны.У героев ром черты:скептицизм,демонзм,мечт-ть,загад-ть. Связь с реал.методом: 1)обусл-ть х-ров обст-вами их ж-ни,вос-я,вкл-ть их в быт,т.е.пр-п соц.детерм-зма,но он в х-ке героев не глав.2)в герое важно пон-е натурыи пон-е альтернатив-ти(ЕО не знает,чего хочет,но знает,чего не хочет),у ром.героев не м.б.альтернатив-ти пути.Пр-п литератур-ти:каждый герой живет в окр-и лит.героев(н-р,Лен.-Шиллер,Гете).Худ.дом ЕО-баллада.Тат.,Лен.-в жанре элегии. Миф.детерм-зм. Нек-ые сит-ции нельзя понять без миф.сем-ки.То.-выход за пределы ист.реал-ти.ЕО-коварный искуситель,Каин,убивший Авеля.Тат-Ева,нач.Вечн.Женст-ти. Космич.детерм-зм. Проявл-ся в огр.роли природы.Т.космоса вх-т с Тат.Этот об-з стан-ся выр-ем ритма ж-ни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: