Проза Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин – крупнейш. предст-ль рус. сент-зма. К. произвел подлин. переворот в обл. сент-ной прозы. Уязвимым местом зап.-европ. и рус. сент-го романа была диспропорция м/у огром. размерами и прост. сюжетом, что приводило к растянутости и рыхлости повествования, к изобилию словесного материала. К. реш-но отказ. от монумент. ф-мы сент-го эпистол. романа и обратился к повести. Роль повест-ля - от героев к автору, что дало возм-сть ввести хар-ки персонажей, описание места действия, усилить роль пейзажа. Малый в сравн. с романом объем повести - компактность и динамичность сюжета.Род.в Симбирске.После знак-ва с масонами перебрался в М.Не принял фран.рев-ю.Стор-к респ-ки.Отрицает деспотизм.Его эст.взгляды широки:увлекался фр.просветителями и классицистами.Верит в прогресс,культуру,знания.В его соз-и мир разделен на внеш.мир-цивилизации-отриц-ый,царство дисгармонии и гарм.внутр.мир.Филос.основа его эст.взглядов сенсуализм.Он сомневается в познаваемости внеш.мира.Дост-ва чел-ка опр-ся его чел-тью и добротой.

«Бедная Лиза» (1792) – лучш.повесть К. Идея-«И крестьянки любить умеют».Это было нов-во К.Он обнвруживал слож-ть внутр.мира у низших слоев, где оно не предполагалось.В основе – просвет. мысль о внесосл. цен-ти чел. лич-ти.Лиза-обр-ц представ-й о ест.чел-ке,она тесно связ-на с пр-дой.К.пиш.не роман. А «печальную быль»-ук-я на реал.детали-Симонов мон-рь,лет за 30 п/д этим.Трад.сюжет для с-ма-судьба крест.дев-ки,соблазненной дворянином.К.тонко передаетнарастание л-ви в ее душе к Эрасту.Особ.роль игр.жест,он часто красноречивее. У К-на герои понимают др.друга без слов.Впервые в рус.л-ре К.бл-ря жесту проникает в мир чув-в.Чув-ва Лиза выр-ны с пом-ю движ-я рук,блеска глаз.Ее глаза-зеркало души. Пробл-ка - соц-нрав. хар-р: крест. Лизе противопост. двор. Эраст. Хар-ры - в отнош. героев к любви. Чувства Лизы отл-ся глуб., пост-вом, бескор-ем: она поним., что на станет женою Эраста. Дважды говорит об этом (маме и Эрасту) Лиза любит Эраста самозабвенно, не задум. о посл-ях св. страсти.

Эраст изобр. не веролом. обманщиком-соблаз-лем (это слишк. прямолин-но). Он добр.,умн. Но слаб,легкомылен,не СП-н на глуб.чув-ва. избалов. праздн. жизнью барина, не способ. думать о посл-ях св пост-ков. Намер-е обольстить девушку не входило в его планы. Им движет стрем-ек удовольствиям.Вначале он думал о «чистых радостях», хотел «жить …как брат с сестрою». Однослож.ответы на вопросы Лизы отражают его неуверен-ть в серьез-ти своих чув-в.Между чув-ми Лизы и Эраста не полного совп-я и в этом ощ-енеизбеж-ти катастрофы.Эраст слишк. переоц. св. нрав. силы. Ему стало мало чистых объятий. Наст. пресыщ-е и жел-е освободиться от Лизы.

След. заметить - что образу Эраста сопут-ет оч. проз-кий лейтмотив - деньги, кот. в сент-ной лит-ре всегда – осудит. отнош-е. Наст. искр. помощь - у пис-лей сент-тов – самоотверж. пост-ках. За ландыши – рубль вместо 5коп., просит ее мать продавать изд-я только ему и X10 дороже. Лиза отказ-ет зажиточ. крест-ну. Эраст же ради денег жен. на бог. пож.вдове. При посл. встрече с Лизой пыт-ся откупиться 10 империалами «Я люблю тебя, — оправдывается он, — и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их». Эта сцена – кощ-во, надруг-во над любовью Лизы.

Для Лизы потеря Эраста = утрата жизни. Дальн. сущ-ние бессмысл. Трагич. финал – свид-вол творч. смелости К., кот. не пожелал снизить значит-ть соц.-этич. проблемы благоп-ой развязкой. Там, где больш., сильн. чув-во вступ. в противоречие с устоями крепостнич. мира, идиллии быть не могло.Э.до конца дней горевал,сч.себя убийцей.

В целях максим. правдоподобия К. связал сюжет с конкр. местами Подмосковья. Домик Лизы - на берегу Москвы-реки. Свидания Лизы и Эраста - возле Симонова пруда, кот. после выхода повести – назв-е «Лизин пруд». Все эти реалии – ошеломл. впечатл-е на чит-ля.Роль пр-ды огр-на.Это пер-ж,действ.лицо,способ-ет раскр-ю внутр.мира героев.Опис-е подмос.пей-жа настраивает на воспр-е.П/д встречей Лизы с Эр.есть опис-е весны.Начало чув-ва-свет.пей-ж.После «падения»Лизы-гром,молния-сим-л катастрофы.Ее гибель-печал.пей-ж.Пр-да-глав.пр-п изобр-я чел-ка. Есть сквозной мотив смерти:от смерти монаха в начале до самоуб-ва Лизы в финале.Аллегорична //истории Лизы и Эр.освещается счастливой идиллией родителей Лизы.

В повести К. – больш. психолог. Сумел маст-ки раскрыть внут. мир св. героев, их люб. переж-й.Рассказчик-сентим.герой,чувств-й,любящий пофилософ-ть.Основа повести-отступ-я автора,анализ псих-и героя.Зд.К.предвосхищает диалектику души у Толст «ВиМ»,Лерм. «Герой наш.вр.»

До К. пережив-я героев - в монологах. К. нашел более тонкие, более слож. худ. ср-ва, помог. чит-лю как бы угадывать, какие чув-ва испыт-ют его герои, через внешние их проявления: жесты, мимика, описание лица и проч. Лирич. сод-е пов-ти - в ее стиле. В ряде случаев проза К. стан-ся ритмичной, прибл-ся к стих. речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий; // без твоего дыхания ветерок мне не приятен».Осн.идеи:добродетель,кр-та и эгоизм,слезы и очищ-е страданием,траг-я см-ти.Своеобр-е конф-та:в нем присут-т нрав.и соц.аспект.Соц:дв-нин и крест-ка,г-д и пр-да.Нрав:сердце добродетельное и ветреное.К.вносит в прозу то,что было принадлеж-ю лирики:псих.эпитеты,лекс.и синт.повторы,звукопись,муз.ритм.Все это в сент-зме создает гладкость,напевность стиля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: