К улицам и дорогам предъявляют требования с учетом условий и размеров движения по ним. Чем выше категория или группа, тем более высокие требования, предъявляются к ним. Основные технические нормы проектирования:
- расчетная скорость движения;
- наименьшее число полос движения;
- ширина одной полосы движения;
- наименьшее расстояние видимости;
- радиусы кривых в плане по оси проезжей части;
- наибольшие продольные уклоны;
- наименьшие радиусы вертикальных кривых.
Проектные решения должны быть экономичны и обеспечивать необходимые условия для удобства и безопасности движения. Следует при проектировании стремиться не прибегать к предельным нормам проектирования, если это не ведет к значительным материальным затратам. Используются нормативные документы: СНиП «Планирование и застройка городов поселков и сельских населенных пунктов», «Автомобильные дороги. Нормы проектирования». (табл. 2.1, 2.2, 2.3)
Таблица 2.1
.Категории автомобильных дорог общей сети
Кате гория доро ги | Расчетная интенсивность движения, авт/сут | Народнохозяйственное и административное значение автомобильных дорог | |
приведенная к легковому автомобилю | в транспортных единицах | ||
I-а | Св. 14000 | Св. 7000 | Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения) |
I-б II | Св. 14000 Св. 6000 до 14000 | Св. 7000 Св. 3000 до 7000 | Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к I-а категории), республиканского, областного (краевого) значения |
III | Св. 2000 до 6000 | Св. 1000 до 3000 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения (не отнесенные к I-б и II категориям), дороги местного значения |
IV | Св. 200 до 2000 | Св. 100 до 1000 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II и III категориям) |
V | До 200 | До 100 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям) |
Таблица 2.2.
|
|
Основные параметры поперечного профиля автомобильных дорог
Параметры элементов дорог | Категории дорог | |||||
I-а | I-б | II | III | IV | V | |
Расчетная скорость, км/час | ||||||
Число полос движения | 4; 6; 8 | 4; 6; 8 | ||||
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | - | |
Ширина проезжей части, м | 2×7,5; 2×11,25; 2×15 | 2×7,5; 2×11,25; 2×15 | 7,5 | 4,5 | ||
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 1,75 | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,5 | - |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | - | - | - | - | ||
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м | - | - | - | - | ||
Ширина земляного полотна, м | 28,5; 36; 43,5 | 27,5; 35; 42,5 |
Таблица 2.3
|
|
Основные параметры городских улиц и дорог
Категория улиц и дорог | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых в плане, м | Наибольший продольный уклон, в % | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные дороги: скоростного движения регулируемого движения | 3,75 3,50 | 4-8 2-6 | - - | |||
Магистральные улицы: общегородского значения: непрерывного движения регулируемого движения районного значения: транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные | 3,75 3,50 3,50 4,00 | 4-8 4-8 2-4 | 4,5 3,0 2,25 3,0 | |||
Улицы и дороги местного значения: улицы в жилой застройке улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов парковые дороги | 3,00 3,00 3,50 3,50 3,00 | 2-3 2-4 | 1,5 1,5 1,5 1,5 - | |||
Проезды: основные второстепенные | 2,75 3,50 | 1,00 0,75 | ||||
Пешеходные улицы: основные второстепенные | - - | 1,00 0,75 | По расчету | - - | По проекту | |
Велосипедные дорожки: обособленные изолированные | 1,50 1,50 | 1-2 2-4 | - - |