Специальные термины

Автомобиль — нерельсовое механическое транспортное средство на колесном или полугусеничном ходу, приводимое в движение двигателем.

Автомобильная дорога — вид дороги, предназначенный для движения автомобильного и других видов безрельсового транспорта.

Безопасность дорожного движения — состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий.

Виды судебной дорожно-транспортной экспертизы — судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (экспертная диагностика);

судебная экспертиза механизма дорожно-транспортного происшествия (комплексное трасолого-автотехническое исследование); судебная автодорожная экспертиза; судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников дорожно-транспортного происшествия.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Время реакции водителя (в автотехнической экспертизе) — промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности для движения до начала воздействия водителя на органы управления автотранспортным средством (тормозная педаль, рулевое колесо, педаль акселератора).

Действие водителя — относительно законченный элемент управления водителем транспортным средством, связанный с выполнением какой-либо простой текущей задачи, контролем за дорожно-транспортной ситуацией и управлением транспортным средством.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожное покрытие — верхний, наиболее прочный слой дорожной «одежды», сопротивляющийся истирающим, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а также воздействию природных факторов.

Дорожмо-транспортная ситуация — совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения или причинен иной материальный ущерб.

Дорожные знаки — средства регулирования дорожного движения. Д. з. служат для предупреждения водителей об имеющихся на пути опасностях, запрещения движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц), введения ограничений в движении или указания направления потоков, оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения иных сведений, облегчающих пользование дорогами (улицами).

Дорожные условия — комплекс факторов, формирующих дорожное движение и влияющих на выбор режимов движения транспортных потоков и безопасность дорожного движения.

Исходные данные — совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащихся в постановлении следователя (определении суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования и оцененных органом, назначившим экспертизу, материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и решения поставленных перед ним вопросов. И. д. являются также научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.

Компетенция судебного экеперта-автотехника — совокупность вопросов, которые вправе решать эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний. В К. с. э.-а. входит решение вопросов о техническом состоянии:

транспортных средств, дорожной обстановке, а также об их влиянии на дорожно-транспортное происшествие, установление механизма и обстоятельств происшествия, исследование последствий дорожно-транспортного происшествия, о причинной связи технического состояния транспортного средства и дороги, действий участников движения и иных обстоятельств с технической причиной дорожно-транспортного происшествия.

Марка транспортного средства — условное обозначение модели (модификации) транспортного средства. Марка отечественных транспортных средств' обычно состоит из сокращенного названия завода-изготовителя и цифры,< присвоенной данной модели (например, МЗМА-407), иногда после цифры;

дополнительно ставится буквенный индекс (например, ЗИЛ-111Г).

Место дорожно-транспортного происшествия — участок дороги и прилегающей к нему местности, на котором произошло дорожно-транспортное, происшествие (например, наезд транспортного средства на препятствие) и| где непосредственно после происшествия находились относящиеся к нему объекты (транспортные средства, отделившиеся от них части, выпавший груз, пострадавшие, их личные вещи и т. п.), препятствия, оказавшие влияние на движение транспортного средства непосредственно перед происшествием (например, неровности, разрытия, посторонние предметы на дороге), а также следы, по которым удалось установить (или уточнить) механизм происшествия (следы движения транспортных средств и иных объектов на дороге, осколки, разлитая жидкость, осыпавшаяся земля и др.))

Механизм дорожно-транспортного происшествия — взаимосвязь причин, условий возникновения дорожно-транспортного происшествия и факторов, определяющих их появление.

Момент возникновения опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить — момент, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамедлительных мер по1 предотвращению возможности возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Наезд — дорожно-транспортное происшествие, заключающееся в контакте механического транспортного средства с неподвижным препятствием,

Специальные термины

стоящим транспортным средством, гужевым транспортом, пешеходам] велосипедистами, животными и нередко влекущее за собой ранения (п бель) людей, повреждение транспортных средств, сооружений и грузе либо иной материальный ущерб.

Неисправное состояние транспортного средства — такое состояние тран< портного средства, при котором оно не отвечает хотя бы одному требе ванию нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Общее диагностирование в судебной дорожно-транспортной экспертизе -диагностирование системы по основным выходным диагностическим паре метрам, характеризующим общее техническое состояние системы без выяе ления конкретной неисправности.

Объект судебной дорожно-траиспортнои экспертизы — транспорты средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожнс транспортного происшествия, оставшиеся на них следы, водитель, матери алы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Опасность для движения — не связанное с возникновением препятстви для движения обстоятельство дорожного движения, требующее снижени скорости транспортного средства вплоть до его остановки.

Остановочный путь — 1) расстояние, преодолеваемое автомобилем за ос тановочное время; 2) расстояние, необходимое водителю для останови транспортного средства путем торможения при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства и не выполняющее на дороге работу. П. считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, везущие санки, те лежку или детскую коляску.

Предмет судебной дорожно-транспортной экспертизы — фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия, а также обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний» материалов уголовного либо гражданского дела.

Преимущественное право на движение — 1) право водителя на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим водителям; 2) право участника движения следовать в разрешенном направлении^ не уступая дороги другим участникам движения, которые обязаны не создавать ему помех для движения.

Причина дорожно-транспортного происшествия — обстоятельство (совокупность обстоятельств), с неизбежностью вызывающее возникновение дорожно-транспортного происшествия (неисправность транспортных средств, дефекты дорог и дорожных обустройств, неправильные действия лиц по управлению транспортными средствами и т. д.).

Специальные познания эксперта-автотехника — профессиональные знания в области судебной автотехники, теоретической механики, теории автомобиля и т. п.

Столкновение — дорожно-транспортное происшествие, заключающееся во взаимном контакте движущихся механических транспортных средств и зачастую влекущее за собой ранения и гибель людей, повреждение транспортных средств, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб.

Судебная автотехннка — отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях дорожно-транспортных происшествий, методологии их исследования и методах решения задач судебной автотехнической экспертизы.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза— 1) род судебной инженерно-транспортной экспертизы; 2) экспертное исследование в целях установления механизма и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств и дороги, психофизиологических характеристик его участников — по материалам дела и результатам исследования места происшествия, транспортных средств (их деталей, узлов, агрегатов, систем) и водителя.

Судебный эксперт-автотехник — сведущее лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной автотехники, владеющее теорией и методикой производства судебных автотехнических экспертиз, которому следователь, прокурор или суд в установленном законом порядке поручил производство экспертизы по конкретному делу. Экспертами-автотехниками могут быть как сотрудники экспертных учреждений (штатные эксперты), так и другие обладающие соответствующими специальными познаниями лица, привлекаемые к производству экспертизы в установленном законом порядке.

Техническая возможность предотвращения ДТП — наличие условий, позволяющих избегать наезда (столкновения, опрокидывания) путем снижения скорости до остановки транспортного средства, определяемых техническими ! данными и особенностями транспортного средства, дорожно-транспортной ' ситуацией и соответствующим ей значением времени реакции водителя.;

Тип транспортного средства — один из основных классификационных признаков транспортного средства, определяющий его назначение и общее конструктивное исполнение.

Торможение — создание и изменение искусственного сопротивления] движению транспортного средства или колеса в целях регулирования скорости его движения или удержания его в неподвижном относительно опорной поверхности состоянии,

Тормозной след — след перемещения заторможенного колеса транспортного средства по поверхности дороги в продольном направлении. От заблокированного колеса остается Т. с. в виде сплошной полосы (след юза), от вращающегося заторможенного колеса — след в виде полосы со «смазанными» в продольном направлении отпечатками рисунка протектора.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Экспертный причинный анализ — исследование причинной связи между' выявленной экспертом неисправностью детали, узла, механизма, системы транспортного средства, неблагоприятными дорожными условиями, отступлениями от режима движения транспортного средства, предписываемого правилами дорожного движения и дорожными знаками, и дорожно-транспортным происшествием (между отдельными элементами его механизма)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: