Оценка деловой активности предприятия

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является непросто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных торговых финансовых корпораций в разных капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово – экономические показатели, которые в обязательном порядке завершаются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, но и для налоговых инспекций, банков и других кредиторов. Высокий рейтинг, рассчитанной авторской аудиторской фирмой, - лучшая реклама в международном бизнесе. А на фондовом рынке действует правило: «Покупается не акции – покупается компания.» В странах с развитой экономикой расчетами ключевых показателей финансовой активности, помимо специализированных организаций занимаются правительственные учреждения. В дореволюционной России функции независимой организации по достоверной оценке финансового состояния предприятия выполняет специализированное бюро. В 1910 – 1912 гг в Москве существовало «Товарищество справочных контор о кредитоспособности.» Оно действовало совместно со справочным институтом, имеющим представительство в Берлине, Будапеште, Амстердаме и Брюсселе. Товарищество издавало специализированную коммерческую газету, где публиковалась информация о кредитоспособности клиентов и ряд показателей, необходимых для оценки их финансового положения.

Исследованию деловой активности предприятия посвящены по существу все предыдущие главы настоящего учебника. В обобщенном же виде можно утверждать, что оценка деловой активности предприятия сводится, в конечном счете, к определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия.

Комплексная оценка деловой активности требует особого внимания вопросам, которые возникают на пересечении различных сфер анализа – финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Управление оборотным капиталом требует решений, основанных на компромиссе между доходностью и риском. Для большинства предприятий продолжительность операционного цикла оборотных активов, как правило, больше, чем продолжительность операционного цикла соответствующих пассивов. Это является существенной причиной возникновения нехватки оборотных средств.

Для определения дефицита источников оборотного капитала предприятию необходимы краткосрочные банковские кредиты. Иные заимствования, а также возможность управлять дебиторской задолженностью. Однако дебиторская задолженность, денежные средства на расчетном счете, запасы и затраты в готовой продукции, другие элементы оборотного капитала оказывают различное влияние на эффективность экономической деятельности. Поэтому финансовый менеджер должен уметь управлять не только величиной, но и структурой оборотного капитала.

Соответственно разными оказываются цели менеджера относительно различных элементов оборотного капитала. Столь же несходны и модели управления ними. Среди них выделяют модели управления запасами, выпуском, ценой товара, производственными и технологическими процессами, дебиторской, кредиторской задолженностями и другими источниками оборотного капитала.

Стабильность и финансовое положение предприятия на рынке зависти от деловой активности. Существуют разнообразные показатели деловой активности. Внутренний аналитик может проанализировать следующее:

1 уровень использования производственной мощности

2 уровень использования торговых площадей

3 число, размер, динамику сделок

на основании данных финансовой отчетности предприятие оценивается по ряду показателей. Например, можно рассчитать и сравнить темпы роста прибыли, выручки от продаж, стоимость активов предприятия. Желательно, чтобы соблюдалось «золотое правило» экономики предприятия: 1 прибыль бы увеличивалась более высокими темпами, чем продажи, что свидетельствует об относительном снижении издержек

2 продажи возрастали более высокими темпами, чем активы предприятия, то есть ресурсы фирмы использовались бы более эффективно

3 экономический потенциал предприятия должен возрастать по сравнению с прошлым годом.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в определении уровня и динамики разнообразных показателей оборачиваемости. Отбор необходимых для анализа показателей производится аналитиком в зависимости от поставленных целей.

Существуют разнообразные показатели деловой активности:

1) коэффициент оборачиваемости активовобор.акт) – характеризует, на сколько эффективно реализуются активы для увеличения продаж

Кобор.акт. = ______выручка от продаж______


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: