Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является непросто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных торговых финансовых корпораций в разных капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово – экономические показатели, которые в обязательном порядке завершаются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, но и для налоговых инспекций, банков и других кредиторов. Высокий рейтинг, рассчитанной авторской аудиторской фирмой, - лучшая реклама в международном бизнесе. А на фондовом рынке действует правило: «Покупается не акции – покупается компания.» В странах с развитой экономикой расчетами ключевых показателей финансовой активности, помимо специализированных организаций занимаются правительственные учреждения. В дореволюционной России функции независимой организации по достоверной оценке финансового состояния предприятия выполняет специализированное бюро. В 1910 – 1912 гг в Москве существовало «Товарищество справочных контор о кредитоспособности.» Оно действовало совместно со справочным институтом, имеющим представительство в Берлине, Будапеште, Амстердаме и Брюсселе. Товарищество издавало специализированную коммерческую газету, где публиковалась информация о кредитоспособности клиентов и ряд показателей, необходимых для оценки их финансового положения.
|
|
Исследованию деловой активности предприятия посвящены по существу все предыдущие главы настоящего учебника. В обобщенном же виде можно утверждать, что оценка деловой активности предприятия сводится, в конечном счете, к определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия.
Комплексная оценка деловой активности требует особого внимания вопросам, которые возникают на пересечении различных сфер анализа – финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Управление оборотным капиталом требует решений, основанных на компромиссе между доходностью и риском. Для большинства предприятий продолжительность операционного цикла оборотных активов, как правило, больше, чем продолжительность операционного цикла соответствующих пассивов. Это является существенной причиной возникновения нехватки оборотных средств.
|
|
Для определения дефицита источников оборотного капитала предприятию необходимы краткосрочные банковские кредиты. Иные заимствования, а также возможность управлять дебиторской задолженностью. Однако дебиторская задолженность, денежные средства на расчетном счете, запасы и затраты в готовой продукции, другие элементы оборотного капитала оказывают различное влияние на эффективность экономической деятельности. Поэтому финансовый менеджер должен уметь управлять не только величиной, но и структурой оборотного капитала.
Соответственно разными оказываются цели менеджера относительно различных элементов оборотного капитала. Столь же несходны и модели управления ними. Среди них выделяют модели управления запасами, выпуском, ценой товара, производственными и технологическими процессами, дебиторской, кредиторской задолженностями и другими источниками оборотного капитала.
Стабильность и финансовое положение предприятия на рынке зависти от деловой активности. Существуют разнообразные показатели деловой активности. Внутренний аналитик может проанализировать следующее:
1 уровень использования производственной мощности
2 уровень использования торговых площадей
3 число, размер, динамику сделок
на основании данных финансовой отчетности предприятие оценивается по ряду показателей. Например, можно рассчитать и сравнить темпы роста прибыли, выручки от продаж, стоимость активов предприятия. Желательно, чтобы соблюдалось «золотое правило» экономики предприятия: 1 прибыль бы увеличивалась более высокими темпами, чем продажи, что свидетельствует об относительном снижении издержек
2 продажи возрастали более высокими темпами, чем активы предприятия, то есть ресурсы фирмы использовались бы более эффективно
3 экономический потенциал предприятия должен возрастать по сравнению с прошлым годом.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в определении уровня и динамики разнообразных показателей оборачиваемости. Отбор необходимых для анализа показателей производится аналитиком в зависимости от поставленных целей.
Существуют разнообразные показатели деловой активности:
1) коэффициент оборачиваемости активов (Кобор.акт) – характеризует, на сколько эффективно реализуются активы для увеличения продаж
Кобор.акт. = ______выручка от продаж______