Факторный анализ показателей рентабельности

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа.

Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, выражающий степень доходности выпускаемой продукции.

В литературе по финансовому анализу приводится несколько вариантов показателей рентабельности, которые показывают соотношение прибыли с той или иной базой сравнения.

В целом результаты деятельности предприятия могут оцениваться с помощью как абсолютных, так и относительных показателей. Рассмотренные выше абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных составляющих прибыли (операционной, балансовой, чистой) за ряд лет. Следует иметь в виду, что эти показатели, во-первых, не позволяют проводить обоснованные сравнения между предприятиями и, во-вторых, подвержены влиянию инфляции, что может лишить их экономического смысла, если при этом не используются соответствующие способы их пересчета в сопоставимые цены.

Применение методики анализа относительных показателей позволяет углубить анализ и значительно ослабить влияние инфляции. Относительные показатели (коэффициенты) рентабельности представляют собой различные соотношения прибыли к вложенному капиталу или затраченным средствам (ресурсам) либо к объему реализованной продукции.

Рентабельность работы предприятия – относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Основная цель анализа - выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Уровень рентабельности – это основной показатель «здоровья» предприятия и необходимые его условия выживания и роста.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна и эффективна деятельность предприятия. Так экономический смысл отношения прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие, состоит в том, что этот показатель характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового анализа и управления являются коэффициенты рентабельности активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.[16]

Рентабельность продаж (Рпродаж) – показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции. Уменьшение коэффициента свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или росте затрат при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию предприятия.

Рпродаж = прибыль/выручка от продаж *100%

Рентабельность продукции (Рпрод) – показатель дает представление об эффективности текущих затрат и доходности реализуемой продукции.

Рпродукции = прибыль/затраты *100%

Коэффициент рентабельности активов (Ра) – показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Снижение показателя может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию предприятия или о перенакоплении активов. В целом это один из наиболее важных показателей, который характеризует так называемую экономическую рентабельность всего используемого капитала (собственного и заемного).

Рактивов = прибыль/активы *100%

Этот показатель характеризует размер прибыли на каждые 100 рублей своих активов.

Рентабельность собственного капитала – этот показатель характеризует размер прибыли заработанной на каждые 100 рублей вложенные владельцем капитала в имущество.

Рсоб.кап. = прибыль/собственный капитал *100%

Таблица №17. Расчет показателей рентабельности (тыс. руб.).

Показатели На начало года На конец года Изменения Темп динамки
1.Затраты     -460 73,9
2.Выручка от продаж     -1585 73,6
3.Активы       1,02
4.Собственный капитал       139,2
5.Прибыль     -848 7,02
6.Рентабельность продукции 51,8 4,9 -46,9 9,5
7.Рентабельность продаж 0,2 1,5 1,3  
8.Рентабельность активов 15,6 1,1 -14,5 7,1
9.Рентабельность собственного капитала 0,5 2,5    

Для решения этой задачи я применяю метод сравнения. В процессе его неизвестное изучаемое явление или предмет сопоставляется с уже известными и изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

На начало года:

Ра = 912 / 5861 * 100% = 15,6

Рпрод = 912 / 1760 * 100% = 51,8

Рпродаж = 912 / 5998 * 100% = 0,2

Рск = 912 / 1862 * 100% = 0,5

На конец года:

Ра = 64 / 5957 * 100% = 1,1

Рпрод = 64 / 1300 * 100% = 4,9

Рпродаж = 64 / 4413 * 100% = 1,5

Рск = 64 / 2592 *100% = 2,5

Рентабельность активов уменьшилась на 14,5 тыс. руб. и составила 1,1 тыс. руб., это говорит о том, что спрос на продукцию предприятия уменьшается. Рентабельность продукции составила на конец квартала 4,9 тыс. руб., значит, реализуемая продукция не приносит доходности. Рентабельность продаж увеличилась на 1,3 тыс. руб. и составила 1,5 тыс. руб. Рентабельность собственного капитала составила на конец квартала 2,5 тыс. руб., он увеличился на 2 тыс. руб., собственный капитал используется не эффективно. Затраты уменьшились на 460 тыс. руб., а выручка от продаж уменьшилась на 1585 тыс. руб.

Предприятие неустойчиво, теряет свою платежеспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: